Очевидно, сохраняющийся на Ближнем Востоке арабо-израильский конфликт порожден самой историей образования Государства Израиль и Палестины, точнее невыгодной географией, предложенной ООН Израилю.
За минувшие 75 лет существования Израиля власти еврейского государства сделали ставку на силовой путь расширения национальных границ. В этой стратегии Тель-Авив получил активную поддержку со стороны мировой еврейской диаспоры и ключевых стран Запада (прежде всего, лидеров англосаксонского мира США и Великобритании). Именно за счет завоевания и удержания арабских территорий, включая решение экономических проблем (например, водный вопрос реки Иордан) и вопросов безопасности (захват Голанских высот), Израиль стал диктовать свою волю Палестине и остальному Арабскому Востоку.
При всех отношениях стратегического союза с США и другими странами-членами НАТО Израиль, все же, не стал членом Североатлантического альянса, а остается внеблоковым союзником Запада. Почему так получилось, что Израиль пока что вне НАТО? При этом военный потенциал еврейского государства и есть во многом помощь НАТО и западных технологий. Не говоря уже о том, что Армия обороны Израиля кратно превышает боеготовность армий стран Восточной Европы, вошедших в состав альянса после распада СССР и Организации Варшавского Договора.
С одной стороны, внеблоковая военная политика Израиля развязывает Тель-Авиву руки для продолжения завоевательной политики на Ближнем Востоке и сохранения курса передового флагмана НАТО в этом стратегически важном регионе, где пересекаются мировые торговые коммуникации и сохраняются противоречия ключевых мировых держав.
С другой же – НАТО, приняв Израиль в свой состав, вынужден будет согласно пункту 5 устава альянса реагировать на периодически возникающие в регионе конфликты с участием своего члена. Последнее может привести к военному столкновению с другими мировыми центрами, которые могут поддержать арабскую сторону. Следовательно, членство Израиля в НАТО есть путь к Третьей мировой войне с неизвестными последствиями для самого Запада.
Современный Израиль имеет в своем составе следующие оккупированные арабские территории – Западный берег (включая Восточный Иерусалим), Сектор Газа и Голанские высоты. Согласно закону о Голанских высотах от 14 декабря 1981 г. Израиль присоединил эти оккупированные территории к своему Северному округу. Тель-Авив отказывается признавать названные палестинские территории оккупированными и считает их спорными. Хотя в 2005 г. Израиль в одностороннем порядке вышел из Сектора Газа, но продолжает блокаду и этнические чистки. Настоящую политику Израиля глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас в своей речи 24 сентября 2021 г. перед ГА ООН назвал апартеидом.
Затянувшийся арабо-израильский конфликт сопровождался активной дипломатией Израиля и его союзников на Западе по внесению раскола в единство Арабского Востока и мусульманского мира в целом. В этом процессе Тель-Авиву удалось добиться немалых успехов по части Египта, Иордании, ОАЭ, Турции, а теперь и Азербайджана. Однако по-прежнему проблемными остаются отношения с ведущим и богатейшим арабским государством в лице Королевства Саудовской Аравии.
Ситуация изменилась не в пользу Израиля с момента активного вхождения на Ближний Восток Китая, который выступил инициатором ирано-саудовского примирения. Израиль, будучи экономически эффективным государством, выступает перспективным партнером для технологической модернизации ключевых стран Ближнего Востока (включая Турции и арабских стран Персидского залива).
Как известно, США особенно заинтересованы в прохождении через территорию Израиля в Европу претенциозного международного торгового маршрута из Индии. Вашингтон в реализации данного проекта видит элементы политики сдерживания Китая и срыва ирано-саудовского дрейфа в пользу союза с Пекином. Однако «индийский транзит» через арабские страны Персидского залива в Израиль упираются в отношения между Эр-Риядом и Тель-Авивом. До недавнего времени в США не исключали вероятность достижения важного регионального соглашения о безопасности между Саудовской Аравией и Израилем. Однако события 7 октября 2023 г. резко изменили ситуацию вероятного примирения к враждебности из-за начавшегося военного удара ХАМАС по югу Израиля.
Турция, которая с самого начала существования Израиля одним из первых из стран исламского мира признала еврейское государство, все же, имела разные периоды в отношениях с Тель-Авивом. Естественно, членство Турции в НАТО наряду с высокой экономической и военной зависимостью от США, откладывали отпечаток и на турецко-израильские отношения. Вместе с тем, Израиль и Турция добились немалых результатов в области экономического (особенно энергетического, технологического и торгового), военного и научного сотрудничества.
Ситуация несколько изменилась с приходом к власти происламского режима Р. Эрдогана, выступающего с претензией на лидерство в суннитском мире и возрождение имперских традиций. В этом ключе, Реджеп Эрдоган стал проводить более выраженную политику по поддержанию Палестины и осуждению оккупационной политики Израиля, что способствовало росту антиизраильской риторики в Турции. Кульминацией ухудшения турецко-израильских отношений стал 2008 г., когда ВМС Израиля расстреляли миротворческую миссию турецкого корабля «Мави Мармара», пытавшегося прорвать блокаду Сектора Газы. В результате израильской операции «Литой свинец» было уничтожено 9 турецких граждан. Итогом данного похолодания стал отзыв турецкого дипломата из Тель-Авива и высылка еврейского посла из Анкары. Израиль в свою очередь в 2010-х гг. в ответ на действия Турции стал сближаться с Грецией и Кипром.
Между тем, Израиль наращивал военно-техническое партнерство и с главным союзником Турции на постсоветском пространстве Азербайджаном. В частности, Тель-Авив внес немалый вклад в модернизацию ВС АР и способствовал военному успеху Баку в ходе второй карабахской войны осенью 2020 и 2023 г.
Как известно, Израиль мотивирует свое сотрудничество с прикаспийской республикой Южного Кавказа вопросами экономической целесообразности (экспорт бакинской нефти и газа) и безопасности (географическое соседство Азербайджана с Ираном). В немалой степени отношения между Израилем и Азербайджаном стали катализатором восстановления партнерских связей Тель-Авива и Анкары. В итоге, 9 декабря 2022 г. состоялся первый после 2008 г. визит президента Израиля Ицхака Герцога в Анкару и его встреча с президентом Реджепом Эрдоганом. Так был дан рестарт израильско-турецким отношениям.
В ситуации же ожесточенного военного конфликта Израиля с ХАМАС Турция оказалась в двойственной ситуации. С одной стороны, президент Эрдоган выступает активным сторонником прекращения боевых действий и предлагает в этой связи свое посредничество в примирении сторон. С другой же – тот же Эрдоган заявляет, что он знает каким образом можно добиться прочного мира на Ближнем Востоке и этот путь через признание Палестины с центром в Восточном Иерусалиме согласно решениям ООН и географии 1967 г.
Глава МИД Турции Хакан Фидан начал вести переговоры с США и конфликтующими сторонами на предмет прекращения огня. Согласно информации официального представителя (пресс-секретаря) Госдепартамента США Мэтью Миллера, госсекретарь Энтони Блинкен одобрил дипломатическую инициативу Анкары. Это означает, что Эрдогану дается возможность выступить ключевым посредником в данном конфликте с учетом того, что Турция, как отмечает газ. Hurriyet, сохраняет возможность ведения диалога с обеими сторонами. Почти, как в ситуации с российско-украинским кризисом (правда, с нулевым пока что успехом турецкой дипломатии).
Однако мирные усилия Турции в израильском случае могут быть сильно затруднены, если, как утверждает Hurriyet, ЦАХАЛ ответит ХАМАСу «с чрезмерной и беспрецедентной силой». Иными словами, в случае начала наземной операции Армии обороны Израиля в Секторе Газа, что приведет к тотальной этнической зачистке, характер арабо-израильского силового противостояния может значительно ужесточиться и затянуться на неопределенное время. В подобном случае турки вряд ли способны будут удержать тот же Ливан («Хезболлу») от интернационализации конфликта. Не говоря уже о таких серьезных акторах региона, как Иран и Саудовская Аравия.
Именно поэтому Реджеп Эрдоган осуждает решение США направить к израильским берегам авианосец «Джеральд Форд» и позицию коллективного Запада о безоговорочной поддержке Израиля и отказе даже в гуманитарной помощи палестинцам. Именно поэтому турецкий лидер называет в числе причин, катализировавших данный конфликт, не уважение Израиля к многочисленным решениям и резолюциям ООН по палестинскому вопросу. Именно поэтому в Турции повысилась антиизраильская риторика (включая экспертное сообщество и общественность).
Так, экс-посол Онур Оймен в интервью турецкому изданию Cumhurriet отмечает, что большинство резолюций ООН по палестино-израильскому конфликту затягиваются либо не исполняются. По его мнению, США просто закрывают глаза на действия Израиля, но при этом чувствительно реагируют на действия Палестины.
Турки, конечно, правы, когда говорят о политике двойных стандартов США и Европы в ситуации арабо-израильского конфликта. Правда, тот же Эрдоган не особо вспоминал о подобной политике в ситуации тотальной блокады и очередных агрессий своего союзника Азербайджана против армян Нагорного Карабаха и Армении. В ситуации же с Сирией Эрдоган приветствует военную операцию против курдов и восторженно заявляет об уничтожении в течение одной недели свыше 160 боевиков РПК. Как видим, двойные стандарты применимы не только к США и ЕС с Великобританией, но и к самой Турции. Таков этот мир, где ставка делается на право силы, а не силу права.
А пока Эрдоган в плане реал-политик предлагает конфликтующим в Израиле сторонам посредничество по обмену пленными (заложниками) и вероятную гуманитарную помощь палестинцам в Секторе Газа. Других прорывов посреднической миссии Турции, очевидно, в скором времени ожидать не стоит.
Турция заявляет, что справедливый мир на Ближнем Востоке невозможно обеспечить без признания независимости Палестины в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме. Подобный посыл не особо ждут в Израиле. Именно поэтому посол Израиля в Турции Ирит Лиллиан заявила, что «еще слишком рано говорить о возможности посредничества между Израилем и Палестиной».
Из этого исходит, что Израиль пока не собирается прекращать военные действия, ибо нацелен на полное уничтожение и выдворение из Сектора Газа ХАМАС. Лишь после успешной военной операции Израиля и прекращения огня, как полагает И. Лиллиан, можно будет говорить о мире и кого следует включить в миссию посредника. Иными словами, Израиль интересует капитуляция Палестины, а не «справедливый мир» о котором упоминает г-н Эрдоган.
Соответственно, кандидатура Турции в главные посредники на данном этапе не приветствуется самим Израилем, ибо слишком уж «справедливым» может оказаться позиция Анкары. Возможно, визит госсекретаря США Энтони Блинкена в Израиль 11-12 октября с.г. прояснит позицию Тель-Авива.
Эрдоган же выступил с очередным откровением и назвал войну Израиля против Палестины «массовым убийством». В частности, турецкий лидер заявил: «Непропорциональное применение силы против Сектора Газа, лишенное какого-либо морального обоснования, может привести Израиль в совершенно нежелательное для него место на мировой арене. Этот конфликт, который ведется постыдными методами, не война, а массовое убийство». В свою очередь заместитель министра образования Турции обратился к Б. Нетаньяху с предупреждением: «Однажды они и тебя застрелят. Ты умрешь».
Между тем, число погибших от ударов израильской авиации по Сектору Газа, на утро 11 октября достигло 1055 чел. Израилю может грозить длительная война на пять фронтов, если в конфликт вступят Ливан, Сирия, Ирак, Йемен и Иран. И это может стать реальностью в случае решения Тегерана. КСИР уже заявил о своей готовности начать совместную с «Хезболла» операцию против Израиля. Возможно поэтому, как отмечает ближневосточный центр Le Beck, Израиль пока что отказывается от прямых обвинений Ирана, дабы избежать нежелательного сценария многосторонней войны. Соответственно, на роль посредника в умиротворении ситуации на Ближнем Востоке больше всего может подойти Иран, располагающий рычагами воздействия на характер войны, а не Турция. А пока мир наблюдает за продолжающимся конфликтом на Ближнем Востоке.
Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-издания «Новое Восточное Обозрение»