21.07.2024 Автор: Владимир Терехов

Поездка премьер-министра Бангладеш Шейх Хасины в Индию и КНР

Поездка премьер-министра Бангладеш Шейх Хасины в Индию и КНР

Состоявшиеся недавно с интервалом в две недели поездки премьер-министра Бангладеш Шейх Хасины сначала в Индию и затем в КНР, то есть в две ведущие страны Азии, составили весьма примечательное событие в плане оценки развития ситуации в Индо-Тихоокеанском регионе в целом.

Кратко о Бангладеш

Расположенная на берегу Бенгальского залива и почти целиком окруженная по суше Индией (за исключением небольшого юго-восточного участка границы с Мьянмой), Бангладеш периодически подвергается катастрофическим стихийным бедствиям в виде ураганов, наводнений и засух. На территории в три раза меньшей нынешней украинской проживает, видимо, уже в десять раз больше населения, то есть свыше 170 миллионов человек.

Экономически бедная, но быстро развивающаяся страна, которую известный экономист Дж. О’Нил (кстати, автор аббревиатуры BRIC) в середине нулевых годов записал в группу Next Eleven. То есть тех 11-и стран, которые прогнозировались тогда в качестве будущих новых локомотивов мирового экономического развития. Что касается Бангладеш, то сегодня рано говорить о подобной её роли, но, как говорится, она старается.

Серьёзный вызов такого рода «стараниям» составляют политические сложности внутреннего и внешнего планов, как всегда, тесно переплетающиеся между собой. Из первых прежде всего обозначим десятилетиями ведущуюся бескомпромиссную борьбу (условно говоря) «светского» и «националистически-религиозно-нагруженного» (в Бангладеш 90% населения исповедуют ислам) политических течений.

Первое возглавляет дочь одного из основателей Бангладеш Муджибура Рахмана, она же нынешний премьер-министр страны Шейх Хасина, которая оказалась единственным уцелевшим членом семьи, почти целиком уничтоженной в ходе переворота 1975 г. Во главе второго находится не менее харизматичная дама Халеда Зиа. В начале января с. г., когда в стране проходили календарные всеобщие выборы в парламент, произошло очередное жёсткое противостояние двух этих амбициозных лидеров и возглавляемых ими партий. Впрочем, скорее заочное, поскольку возглавляемые Халедой Зиа оппозиционные силы бойкотировали эти выборы. Как бы то ни было, но по их итогам Шейх Хасина сохранила за собой пост премьер-министра, на котором непрерывно пребывает с 2009 г.

Упомянутые же выше поездки в Индию (21-22 июня) и КНР (8-10 июля) стали первыми её заграничными визитами с момента очередного занятия самой важной должности в парламентской республике, каковой является современная Бангладеш.

Визит в Индию

Состояние отношений с Индией составляет крайне важный элемент всех аспектов государственности Бангладеш. Он обусловлен как упомянутыми выше особенностями географии, так и тем обстоятельством, что Индия сегодня является одним из членов узкого пула основных участников нынешнего этапа «Большой мировой игры», фокус которой к тому же смещается в ИТР. За недолгий начавшийся в 1971 г. период самостоятельности, самому факту которой Бангладеш (до этого «Восточный Пакистан») существенным образом обязана той же Индии (а также СССР), двусторонние отношения не раз претерпевали достаточно резкие изменения. В начале 2001 г. (заметим, во время первого премьерства Шейх Хасины) произошёл даже пограничный инцидент, стоивший обеим сторонам до 20-и убитых, который едва не перерос в серьёзный вооружённый конфликт.

Тем не менее именно правительство Шейх Хасины всегда проявляло желание поддерживать с великим соседом конструктивные и взаимовыгодные отношения. В том числе поэтому пресекаются нередкие попытки исламистских экстремистов совершать те или иные акции против проживающего в Бангладеш меньшинства, исповедующего индуизм.

Продуктивным был предыдущий визит в Индию Шейх Хасины, который состоялся в сентябре 2022 г. Однако сам факт того, что спустя менее двух лет стороны посчитали необходимым вновь встретиться на высшем уровне, свидетельствует о быстром накоплении новых вопросов, возникших как в двусторонних отношениях, так и касающихся развития региональной ситуации.

Впрочем, не теряют актуальности и некоторые из «застарелых» проблем. Из них одна из главных определяется словом «вода», которая для густонаселённых стран юга Азии едва ли не решающим образом влияет на все стороны жизни проживающих здесь людей. Её бывает как слишком много (во время потопов), так и слишком мало (в период засух). И то и другое одинаково плохо, а иногда даже, как выше отмечалось, вызывает просто катастрофические последствия.

Причём, не только в связи с причудами погоды, но и как следствие односторонних мероприятий человека, при реализации которых не всегда или не полностью учитываются интересы соседа. Такой «застарелой» проблемой в двусторонних отношениях является функционирование возведённой Индией ещё в 60-е годы плотины на реке Ганг (протекающей по территории Бангладеш под названием Падма) в 18 км от границы с соседом. Тема необходимости решения «водяной проблемы» вполне отчётливо прозвучала как в выступлении премьер-министра Индии Нарендры Моди в ходе его нынешней встречи с коллегой из Бангладеш, так и в подписанном кратком Совместном заявлении.

В том же выступлении перечислены ряд двусторонних проектов в сферах транспортной коммуникаций, логистики, энергетики, которые либо уже завершены, либо находятся на стадии реализации.

Среди них вновь обратим внимание на транспортный проект, который призван предоставить возможность выхода в Бенгальский залив семи северо-восточным штатам Индии, сегодня связанным с основной территорией страны лишь узким коридором («шеей цыплёнка»). Примечательным здесь является то, что конечным пунктом транспортной артерии, проходящей по территории Бангладеш, станет порт на берегу Бенгальского залива, который сегодня модернизируется при участии компаний Японии. И представляется, что этот факт мотивирован не только чистой коммерцией, но и существенным образом политикой.

Эта последняя, несомненно, присутствовала и в строительстве китайской компанией гигантского автомобильно-железнодорожного моста через реку Падма, введённого в строй летом 2022 г. в присутствии той же Шейх Хасины.

У Китая же были свои резоны взяться в середине прошлого десятилетия за реализацию данного проекта, разработанного некоторой американской компанией. Представляется, что в них существенным образом присутствовала всё та же политическая мотивация.

Визит в Китай

Дело в том, что в КНР строительство упомянутого выше моста, несомненно, рассматривалось через призму решения общей и важнейшей политико-стратегической проблемы, обусловленной необходимостью обеспечения выхода в акваторию Индийского океана по суше, то есть минуя уязвимый Малаккский пролив. В качестве наиболее подходящих маршрутов были выбраны три, которые соответственно должны были проходить через Пакистан, Мьянму и Бангладеш.

Ближе всего к завершению располагаются первые два. Однако, по странному стечению обстоятельств, по мере их приближения к завершающему этапу, в Пакистане и Мьянме обостряются самой разной природы внутренние проблемы. И что особенно скверно, процесс «выяснения отношений» нередко принимает характер вооружённой борьбы.

При этом в Пакистане основным объектом террористических актов на различных участках строительства Китайско-Пакистанского экономического коридора (с конечной точкой в порту Гвадар, расположенного на берегу Оманского залива) являются как раз китайские рабочие и инженеры. В Мьянме же разнообразные противоборствующие группировки пока воздерживаются от подобных акций, но сама обстановка междоусобной вооружённой борьбы, вновь обострившейся с осени прошлого года, никак не способствует спокойному функционированию экономики страны в целом и проходящему через неё  China—Myanmar Economic Corridor (CMEC).

Что же касается Бангладеш, то упомянутый мост через Падму мог бы стать важным элементом транспортного маршрута из юго-западных провинций КНР в индийский город-порт Калькутта. Но здесь вновь негативным образом проявила себя политика, обусловленная в данном случае всё более конкурентным позиционированием Индии и КНР. То есть, ни о каком китайском маршруте с выходом в Индийский океан через Калькутту речь сегодня, конечно, не идёт. Также как закончился ничем инициированный в своё время пакистанскими военными зондаж позиции руководства Индии в вопросе подключения последней к КПЭК.

И здесь вновь представляется уместным высказать авторское мнение относительно главного вызова как позитивному развитию обстановки в ИТР в целом (в частности, в субрегионе Южной Азии), так и успешному функционированию разного рода формирующихся в последние годы региональных структур, типа ШОС и БРИКС. Он обусловлен не столько «происками» США, то есть «лидера» давно мифического (существующего только в пространстве примитивной пропаганды) «Запада», сколько разного рода сложностями в отношениях между двумя азиатскими гигантами.

Дискомфорт от этого испытывают все страны континента и в первую очередь, конечно, «более мелкие» соседи, оказавшиеся в поле напряжённости, создаваемом обеими ведущими державами Азии. И едва ли не в первую очередь это относится к Бангладеш. Поэтому обсуждаемое турне премьер-министра данной страны следует рассматривать в первую очередь как «челночную дипломатию» в целях снятия подобной напряжённости. При этом, конечно, решались и разного рода вопросы, возникающие в двустороннем формате отношений Бангладеш как с Индией, так и с КНР.

В Китае Шейх Хасина последний раз была пять лет назад и перед нынешним её визитом приводилась разного рода фактура, свидетельствующая о масштабах двусторонних связей. Прежде всего в торгово-экономической сфере. В частности, сообщается, что для Бангладеш КНР является главным торговым партнёром. В свою очередь первая для второй занимает в этом плане третью строчку среди всех стран Юго-Восточной Азии. Из них же Бангладеш первой присоединилась к глобальному китайскому проекту Belt and Road Initiative. Среди наиболее важных проектов, реализованных компаниями КНР на территории Бангладеш, наряду с мостом через Падму, упоминается ТЭЦ Payra мощностью 1320 МВт и стоимостью в 2,5 млрд долл.

Главным событием в ходе данного визита, несомненно, оказалась встреча гостьи с китайским лидером Си Цзиньпином. Хотя был проведен и ряд других примечательных мероприятий. Ожидается, что их итогом станет заключение свыше 20-и двусторонних документов в различных сферах двустороннего сотрудничества.

В порядке же заключения представляется уместным вновь обозначить главную компоненту всего этого «двухэтапного» внешнеполитического мероприятия премьер-министра Бангладеш. Она, видимо, свелась к попыткам методом «челночной дипломатии» содействовать позитивному развитию отношений между двумя ведущими азиатскими державами.

И подобные попытки можно только приветствовать.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: