Япония в настоящее время столкнулась с целым рядом серьёзных политических и экономических вызовов, что заставляет военно-политическое руководство страны реагировать соответствующим образом. 30 января на очередной сессии парламента страны, которая собирается раз в год, премьер-министр Фумио Кисида представил обширный программный доклад о планах правительства Японии на 2024 год. В разделе внешней политики Фумио Кисида озвучил следующие магистральные направления:
- Расширение и углубление связей со странами-партнёрами и единомышленниками и прежде всего укрепление японо-американского военно-политического и экономического союза, который является «краеугольным камнем японской внешней политики»;
- Содействие продвижению концепции «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского пространства»;
- Противостояние России, КНДР и «попыткам одностороннего изменения статус-кво силой в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях», под которыми подразумевается комплексная политика Китая в регионе;
- Кардинальное укрепление обороноспособности Японии.
Важно заметить, что последнее направление является ключевым, так как японское руководство всецело осознаёт, что в одиночку обеспечить должный уровень защищённости (как военно-технологической, так и экономической) Япония не может. Одной из самых серьёзных угроз для страны является формирование союза между Россией, Китаем и КНДР (что на деле произошло, пусть и без юридического оформления), ибо в этом случае создаётся угроза безопасности всей западной и северной частям страны на всём их протяжении. Так, в Синих книгах по дипломатии японского МИД с тревогой отмечаются факты прохода совместных российско-китайских эскадр, а также совместные пролёты российских и китайских стратегических бомбардировщиков у японских границ.
В связи с этим Япония всё больше делает акцент на сотрудничество с США, приводя всю свою внешнюю политику в строгое соответствие с политикой Вашингтона в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Поэтому, чтобы понять действия Японии по налаживанию сотрудничества в области безопасности со странами АТР, необходимо сказать несколько слов о политике США на этом направлении.
На протяжении всех 2000-х и 2010-х гг. США выдвигали различные идеи и форматы интеграционных объединений в АТР, однако большинство этих проектов либо так и не заработало (как в случае с ФТААП – Free Trade Area of the Asia-Pacific), либо заработало, но уже без активного участия США (как в случае соглашения о Транс-тихоокеанском партнёрстве, из которого США вышли в 2017 году). Было очевидно, что, если Соединённые Штаты желают сохранить свои позиции в жизненно важном для них регионе, необходим новый структурный, комплексный подход, отвечающий современным реалиям.
На наш взгляд, полноценно такая политика была выработана в 2020-2022 гг., ибо её основные контуры прописаны в Стратегии Национальной Безопасности США 2022 года, а также в других американских основополагающих документах, содержание которых можно свести к трём положениям:
- Усиление сотрудничества с союзниками и единомышленниками в регионе, создание новых (AUKUS, AP4) и поддержание старых форматов военно-политического взаимодействия (союз Южная Корея-США-Япония и QUAD), причём США стараются взаимоувязать все эти блоки с НАТО через различные инициативы (например, AUKUS+, QUAD+);
- Борьба против Китая на глобальном уровне по всем возможным направлениям;
- Поддержка инициатив по формированию глобальной сети инфраструктуры Partnership for Global Infrastructure and Investment (PGII), Blue Dot Network и, что наиболее актуально для АТР – Indo-Pacific Economic Framework (IPEF) и Partners in the Blue Pacific. Все эти глобальные проекты призваны «выключить» Китай из инфраструктурных сетей и сформировать принципиально новую «стерильную» конфигурацию уже в рамках нового Индо-Тихоокеанского пространства.
Таким образом, США формируют свой глобальный «порядок, основанный на правилах», резко усиливая своё военно-политическое и экономическое присутствие во всём мире и особенно в АТР, дабы не допустить возвышения КНР, а заодно лишить Россию основных путей обхода санкций и вообще всяких преимуществ в торговле со странами Азии.
Япония в этих процессах играет критически важную роль, ибо выступает либо главной опорой в проведении американских проектов, либо же их инициатором.
Говоря о радикальном укреплении обороноспособности собственно Японии, необходимо отметить следующее:
- Резко повышаются расходы на оборону в 2 раза (с 1% до 2% ВВП, что соответствует стандартам НАТО), за 5 лет планируется израсходовать 320 млрд. долл. США на эти нужды;
- Массово закупаются новые виды вооружений и проводится модернизация уже имеющихся (так, планируется закупить 500 американских крылатых ракет Tomahawk, наземную систему ПРО Aegis Ashore, модернизировать комплексы Patriot, а также переоборудовать вертолетоносец Idzumo в полноценный авианосец для размещения истребителей F-35 и два эсминца, оснастив их системами Aegis);
- Всецело поддерживается решение США усилить своё присутствие в Японии (например, планируется значительно увеличить количество противокорабельных ракет, используемых армией США в Японии, учредить командный пункт Космических войск в этой стране, а также серьёзно повысить слаженность с Силами самообороны Японии).
Что же касается расширения сети союзников и единомышленников, Япония работает как на многостороннем уровне, так и на двустороннем. На многостороннем уровне Япония поддерживает все вышеозначенные американские инициативы. Кроме того, Япония фактически является инициатором целого ряда форматов, таких как: четырёхсторонний диалог по безопасности (QUAD: Индия, Австралия, США, Япония), который впервые был предложен в 2007 году тогдашним премьер-министром страны Синдзо Абэ, группа NATO Asia-Pacific Four (AP4), состоящей из Республики Корея, Новой Зеландии, Австралии и собственно Японии. Все эти страны, за исключением Индии, участвовали на саммитах НАТО в Мадриде в 2022 году и в Вильнюсе в 2023 году, что напрямую говорит о желании этих четырёх стран не только видеть НАТО в Азии, но и укрепить свою безопасность за счёт внешних сил во главе США. Более того, Япония является вдохновителем самой концепции Индо-Тихоокеанского региона, которая впервые была предложена всё тем же Синдзо Абэ в 2007 году в рамках концепции «дуги свободы и процветания» (за исключением Китая), а затем была «принята на вооружение» США. Ещё одним немаловажным аспектом являются отношения Японии с АСЕАН. В декабре 2023 года, прошёл специальный саммит Япония–АСЕАН, приуроченный к 50-летию сотрудничества и дружбы. В ходе мероприятий были обозначены такие сферы сотрудничества, как увеличение инвестиций в создание инфраструктуры нового типа и программ подготовки соответствующего персонала, обеспечение безопасности на море и интенсификация оборонного сотрудничества. Всё это можно трактовать как намерение снизить зависимость АСЕАН от Китая и упрочить позиции коллективного Запада и в том числе Японии в АСЕАН. Отдельно нужно отметить открытый упор на многостороннее оборонное сотрудничество – линию, которую ранее Япония из-за своего милитаристского исторического прошлого проводила крайнее осторожно.
На двустороннем уровне прежде всего можно выделить развитие оборонных связей Японии с Океанией и Филиппинами. Так, на Соломоновых островах представители Сил самообороны Японии проводят различные тренинги для местных полицейских сил. Вместе с этим в феврале 2024 года министр иностранных дел Японии Ёко Камикава провела целый ряд встреч с представителями Вануату, Островов Кука, Палау, Маршалловых островов, Федеральных Штатов Микронезии. На каждой такой встрече подчёркивалось, что Япония заинтересована в том, что каждая страна Тихого океана должна соблюдать «порядок, основанный на верховенстве закона» (читай: «порядок, основанный на правилах»). Если взглянуть на карту, то многое становится понятно: на наш взгляд, путём вовлечения этих, на первых взгляд, малозначительных государств коллективный Запад в лице Японии преследует цель полностью отрезать Китай от торговых потоков, перерезать стратегические проливы, ибо большинство этих стран располагаются по контуру Австралии и Новой Зеландии, «огибая» их с севера). Тем более КНР во всех означенных островных государствах (особенно это касается Вануату, Соломоновых островов и островов Кука) имеет крупные инфраструктурные проекты, что вызывает беспокойство США и соседней Австралии. Поэтому не исключено, что на этих островах могут появиться новые военные базы США, ибо Япония готовит почву для дальнейшего увеличения американского присутствия.
На наш взгляд, наиболее наглядно это видно на примере Филиппин. Так, в ноябре 2023 года Филиппины и Япония договорились в самое ближайшее время начать переговоры о заключении соглашения о взаимном доступе (Reciprocal Access Agreement –RAA) — пакта, который обеспечит правовую основу для более тесного двустороннего сотрудничества в области безопасности при одновременном расширении трёхсторонних связей с США. Всё это происходит при серьёзном увеличении военного присутствия США на Филиппинах.
Таким образом, Япония в АТР представляет не только свои национальные интересы, но и прочно взаимоувязывает их с политикой США в регионе. Провозгласив курс на радикальное увеличение расходов на национальную оборону, Япония, ранее воздерживающаяся от подобных шагов, теперь открыто и серьёзно увеличивает своё военно-политическое присутствие в АТР через разнообразные многосторонние и двусторонние форматы, всячески содействуя США в противостоянии прежде всего Китаю и России.
Назар Курбанов, стажер-практикант Центра пространственного анализа международных отношений Института международных исследований МГИМО МИД России, специально для Нового Восточного Обозрения