Курдский вопрос по-прежнему остается ключевой угрозой внутренней и внешней безопасности Турции. Запрещенная и признанная в Турции террористической организацией Рабочая партия Курдистана (РПК), так или иначе, продолжает свои акции против турецких сил на севере Сирии и Ирака, что используется Анкарой для проведения очередных локальных военных операций в соседних странах для подавления сопротивления курдских сил и уничтожения их военных объектов.
Как стало известно из СМИ, 22 и 23 декабря с.г. в результате нападений боевиков РПК на турецкий военный лагерь на севере Ирака погибло 12 турецких военнослужащих. Это событие вызвало оперативную реакцию турецкого командования и привело к ответным действиям турецкой армии с применением сил боевой авиации по местам дислокации курдских формирований. Согласно сообщению главы оборонного ведомства Турции Яшара Гюлера, итогом операции турецкой армии на севере Ирака стала гибель порядка 30 курдских боевиков.
Одновременно с этим турецкая разведка MIT (одной из постоянных задач которой является выявление, предупреждение и пресечение подрывной деятельности РПК), как передает госагентство Anadolu, нейтрализовала на севере Сирии одного из лидеров РПК с кодовым позывным «Бахоз Африн». Последний с 2021 г. был ответственным за проведение боевых акций в сирийском районе Айн-аль-Араб (Кобани). Турецкой стороне стало известно о планировании с участием «Бахоз Африна» новых акций на сирийско-турецкой границе, что и ускорило операцию по ликвидации курдского боевика.
Госдепартамент США формально поддержал ответные действия Турции против РПК. В частности, в заявлении Госдепартамента отмечается: «Соединенные Штаты решительно поддерживают союзника по НАТО Турцию и турецкий народ в их борьбе с РПК, которую они включили в список иностранных террористических организаций. Мы осуждаем все акты терроризма против Турции и ее народа. Соединенные Штаты признают законную угрозу безопасности, которую РПК представляет для Турции».
Вместе с тем, Турция периодически использует тему курдской угрозы для проведения локальных военных операций на территории ослабленных соседних стран Ирака и Сирии. При этом власти Турции достаточно лояльно относятся к лидеру курдской автономии в Ираке с центром в Эрбиле М. Барзани, который контролирует нефть Мосула. В 1992 г. президент Турции Тургут Озал выдал Масуду Барзани турецкий паспорт для свободного передвижения. Именно тогда Барзани после неудачи Саддама Хусейна в Персидском заливе смог восстановить полный контроль курдонаселенных территорий на севере Ирака.
Очевидно, что мосульская нефть «смягчает погоду» в отношениях между Анкарой и Эрбилем, а турецкий нефтяной терминал в порту Джейхан становится транзитной зоной мосульской нефти. При этом режим М. Барзани стал ключевым союзником США, Великобритании и Израиля против режима С. Хусейна в 2000-х гг.
Вместе с тем, официальный Багдад, ослабленный американо-британской интервенцией и фактическим разделом Ирака на три части (суннитскую, шиитскую и курдскую), все же, неоднократно выражал Анкаре свою обеспокоенность присутствием турецких войск в лагере Зликан на северо-востоке Мосула. Турция же оправдывает пребывание своих силовиков на севере Ирака необходимостью борьбы с запрещенной РПК. Данный спор продолжается и по настоящее время между Багдадом и Анкарой.
Для подтверждения же своей мотивации присутствия турецких военных в Ираке, очевидно, Турции приходится время от времени демонстрировать реальность курдской угрозы и подавлять их с применением силовых методов. Однако подобные действия Анкары вызывают обеспокоенность не только в Багдаде, но и в Вашингтоне. Соединенные Штаты, видимо, переживают укреплением операционных возможностей Турции на Ближнем Востоке (в частности, в северных курдонаселенных районах приграничных Сирии и Ирака).
Азербайджанский эксперт Турал Керимов в этой связи полагает, что происходящие в мире геополитические процессы объективно приводят к пересмотру положения дел, которые уже не отвечают интересам отдельных игроков. В качестве аргументов он называет ситуацию между Гайаной и Венесуэлой, в Западной и Центральной Африке, имеет в виду Украину и сектор Газа. В этой связи Т. Керимов полагает, что и Турция сейчас может пересмотреть статус-кво в свою пользу в той же Сирии и Ираке. Последние две страны ранее, как отмечает Керимов, «были достаточно стабильными государствами». Однако после вмешательства «мировых жандармов» (то есть США и Израиля) на Ближнем Востоке появился хаос. Вот поэтому Турал Кермиов полагает, что Турция в целях собственной безопасности из-за угроз курдского терроризма и сепаратизма может изменить ситуацию статус-кво в тех же Сирии и Ираке в свою пользу.
Однако г-н Керимов несколько усечено представляет картину ближневосточного хаоса, относя Израиль к «мировым жандармам» и «забывая» при этом деструктивную роль той же Британии. Как бы Израиль не декларировал свою силу в регионе, однако без военной и политической поддержки США и Британии еврейское государство не способно играть какой-либо существенной роли в ближневосточных делах.
Что означает «Турция может пересмотреть статус-кво в свою пользу» применительно к северным районам Сирии и Ирака? Вроде территориальная целостность названных стран не подвергается сомнениям ни ключевыми мировыми игроками, ни ООН. Каким образом Турция собирается поменять статус-кво соседних государств? И какая реакция того же арабского и исламского мира за этим поступит?
Возможно, это мнение лишь протурецкого эксперта с эмоциональным анализом. Однако вряд ли Турала Керимова следует причислять к несерьезным экспертам, ибо его мнение основывается на определенных анализах, оценках и выводах. Стало быть, обвиняя Израиль в «военных преступлениях» в секторе Газа, а курдских боевиков в терроризме и сепаратизме на севере Сирии и Ирака, г-н Эрдоган не зря предупреждает о распространении военного конфликта на новые страны Ближнего Востока.
Формально Анкара на переговорах по сирийскому урегулированию своим партнерам (той же России и Ирану) тоже заявляет о сохранении территориальной целостности Сирийской Арабской Республики. Однако ни президент Турции, ни его министры обороны и иностранных дел не собираются выводить свои войска из занятых (оккупированных) территорий на севере Сирии. Эрдоган обещает вывести их потом, когда наступит окончательная стабильность. Но когда она наступит и как эта стабильность выглядит в понимании Анкары, не знают ни в Дамаске, ни в Тегеране, ни в Москве. Очевидно такая же картина складывается и в ситуации с севером Ирака.
Именно поэтому в упомянутом заявлении Госдепартамента США дополнительно отмечается необходимость координации силовых действий Турции на территории Ирака с официальным Багдадом и уважения суверенитета иракского государства. В частности, в документе говорится: «Мы призываем Турцию координировать свои действия с Ираком таким образом, чтобы поддерживать и уважать суверенитет Ирака».
Между тем, в самой Турции политическая оппозиция в лице Народно-республиканской партии (НРП) выступила с призывом незамедлительно провести закрытое заседание турецкого парламента в связи с гибелью 12-ти военнослужащих на севере Ирака. НРП считает важным пригласить на это заседание министра обороны Яшара Гюлера для получения полного разъяснения в связи со случившемся в Ираке и ситуацией в Сирии. Оппозиция предлагает ввести в Турции общенациональный траур в связи с гибелью военных.
Будут ли турецкие республиканцы использовать данный провал властей в Ираке в качестве политического давления на предстоящих муниципальных выборах – сложно сказать. Отставка военного министра – это тоже серьезный шаг на пути к дестабилизации внутриполитической стабильности Турции, чего власти никак не допустят.
Турция, согласно информации Яшара Гюлера, держит в регионе крупную группировку войск и регулярно проводит операции на севере Сирии и Ирака против курдских боевиков. В связи с последней ситуацией турецкие силовики уже уничтожили 29 военных объектов РПК и порядка 30 курдских боевиков.
«РПК, – отмечает Я. Гюлер, – понесла значительные потери и лишилась возможностей для маневра. Наши операции будут продолжаться до тех пор, пока не будет уничтожен последний террорист в этом регионе».
Определенные силы в Турции могут отнести последнюю военную вылазку курдских боевиков в Ираке к провокациям со стороны США, которые пользуются особым почетом среди курдских формирований. По мнению представителей данной точки зрения, Вашингтон руками курдов, видимо, пытается оказать очередное давление на Анкару в плане ускорения решения шведского вопроса в парламенте Турции в последние дни уходящего 2023 г. В любом случае курдский фактор вновь используется для обострения региональной ситуации.
Таким образом, курдская проблематика сохраняет свою актуальность в ближневосточной повестке, что вынуждает Турцию не считаться с дипломатическими методами урегулирования данного вопроса и активно использовать силовой подход. Если Израиль делает ставку на масштабную войну против ХАМАС и палестинского сепаратизма в секторе Газа, то Турция пока ограничивается точечными ударами и локальными военными операциями против РПК и курдского сепаратизма.
Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»