30.10.2023 Автор: Виктор Михин

Ливия в жестких и неумелых руках ООН и Запада

Ливия в руках ООН и Запада

В то время как в однополярном мире полыхают все новые кризисы и пожары (один палестино-израильский конфликт может поставить мир на грань катастрофы), ООН продолжает терпеть неудачу в своих усилиях по заключению каких-либо договоренностей в Ливии, отказавшись от любой серьезной попытки добиться мира в стране. Организация- в рамках своей Миссии поддержки в Ливии (МООНПЛ) — слишком полагалась на сделки с правящей элитой, амбициозные сроки и близорукие оценки реалий на местах, что привело к серии ошибок, которые все больше подрывали перспективы стабилизации ситуации в стране. Подход ООН, по мнению специалистов характеризуется «тревожной степенью наивности и некомпетентности», очень похожей на ожидание, что все рассосётся само собой.

Многие считают, что в МООНПЛ работаю высококачественные профессионалы, основной целью которых является установление мира и спокойствия в этой истерзанной многими годами гражданской войны, но это отнюдь не так. Не для того Запад во главе с США и Францией в 2011 году сначала спровоцировали волнения, а затем развязали гражданскую войну в стране, чтобы выпустить из своих рук богатую ливийскую добычу. Именно ради этой цели был зверски убит лидер Ливийской Джамахирии Муаммар Каддафи, и некогда богатейшая страна Африки была превращена в «зону грабежа и добычи» для Запада. Достаточно сказать, что состав МООНПЛ на 90% состоит из представителей западных стран, которые в прошлом были и ее председателем. И лишь 2 сентября 2022 года сенегальский политик Абдулай Батили по протекции своих западных господ был назначен новым главой МООНПЛ. Вполне естественно, что он стал ширмой для этой международной организации, проводя всю ту же политику в интересах Франции и США.

После техногенного наводнения в Дерне, в котором одна из конкурирующих группировок несет ответственность за широкомасштабные разрушения в прибрежном городе, массовую гибель людей и отсутствие какой-либо ответственности за это, становится ясным полный провал политики МООНПЛ под эгидой Запада. Обращает на себя внимание выпущенное этой организацией совместно с представителями Нидерландов и Швейцарии заявления, в котором говорится, что «…международные гуманитарные организации должны иметь возможность работать своевременно и независимо». То, что своевременно и быстро, убирая последствия урагана «Даниэль» -это понятно. Но почему независимо от ливийских властей, совершенно им не подчиняясь и не координируя с ними свои действия. Неудивительно, как отмечают очевидцы, что в это время в страну наводнили западные разведчики и шпионы, всякого рода авантюристы и проходимцы, наживаясь на горе ливийцев. Но такова политика Запада – кому горе, кому мать родная.

Каждая попытка часто широко разрекламированных стратегий поиска мира в значительной степени зависела от переговоров с той самой элитой, которая сыграла важную роль в увековечении развала и расчленения Ливии. Эти так называемые “сделки элиты” часто служат немногим большим, чем тонко завуалированные попытки защитить интересы крупных ливийских и западных корпораций, которые далеки от забот и чаяний обычного ливийского гражданина. Ярким примером такого ошибочного подхода является попытка ООН выступить посредником в политическом урегулировании между двумя соперничающими правительствами страны посредством соглашения, в которой неподотчетные никому элиты делят власть и подчиняют рядовых граждан некоему неписаному общественному договору. Естественно, все, чего ООН достигла, проводя такую близорукую политику в интересах Запада, — это укоренение коррупции, увековечение структурного насилия и ускорение консолидации власти среди незаконных правителей Ливии.

Более того, нынешняя стратегия ООН остается скованной стремлением к чрезмерно амбициозным срокам, что является следствием внешнего давления Запада, а не тщательного анализа существующих реалий. Поспешное проведение выборов в 2021 году, которые в конечном итоге были отложены из-за глубоко укоренившихся разногласий по поводу структуры выборов, стало яркой иллюстрацией этого порочного подхода. Тем не менее, ООН рискует повторить ту же ошибку после решительного заявления своего посланника Абдулая Батили о том, что выборы “могут и должны состояться” в этом году. И это несмотря на серьезные структурные и правовые проблемы, трудности управления, которые остаются нерешенными, а также продолжающиеся споры внутри и между соперничающими группировками.

Нынешняя ситуация с безопасностью в Ливии — не что иное, как хаотичный кошмар. Страна, некогда известная своими значительными запасами нефти, теперь является игровой площадкой для местных ополченцев, меняющих лояльность, выставляя на посмешище саму концепцию национальной безопасности. Их территориальные и политические цели часто сталкиваются, превращая города в зоны боевых действий, а граждане — лишь сопутствующий ущерб. Не говоря уже о безудержном внешнем вмешательстве, когда проблемные участники упорно отказываются вывести свои силы или гибридных игроков, с которыми они связаны, что бросает тень на любое потенциальное урегулирование, поскольку это, скорее всего, подорвет их корыстные цели.

Тем не менее, похоже, что ООН будет упорствовать в своей прежней тактике. Это, вероятно, подтвердится в ближайшие недели, когда Совет Безопасности возобновит мандат миссии по поддержке в стране, срок действия которого истекает в конце этого месяца. Даже трагедия Дерны не вызвала какого-либо самоанализа по поводу того, почему из года в год испытывающая трудности ООН постоянно натыкается на одни и те же камни преткновения. Можно было бы подумать, что острый дефицит государственного управления, слабая инфраструктура и ужасающее отсутствие планирования на случай чрезвычайных ситуаций, которые привели к гибели более 4000 ливийцев, 9000 до сих пор числятся пропавшими без вести и многие другие вынуждены покинуть свои дома, по крайней мере, подтолкнули бы международных чиновников (в основном западных) к долгому и пристальному рассмотрению причин, по которым их деятельность в Ливии продолжает терпеть неудачу.

Вместо этого, похоже, формируется странный консенсус вокруг содействия некоему соглашению между соперничающими администрациями на востоке и западе Ливии, которое может повлечь за собой создание нового временного “правительства чего-то национального”, если это приведет к выборам. Это серьезный сдвиг от предыдущей оценки ООН, согласно которой назначение нового “игрока” послужило бы лишь стимулом для элит отказаться от своих так называемых предвыборных обязательств и укрепить статус-кво.

Как ни странно, США (видимо уставшие от своих неудач в этой африканской стране) также теперь согласны с этим сдвигом в надежде, что он приведет к тому, что Вашингтон желает назвать “свободными и справедливыми” выборами, несмотря на то, что изначально выступали против любых планов по смещению базирующегося в Триполи правительства национального единства Абдула Хамида Дбейбе. Однако призыв к выборам в нынешних условиях подчеркивает близорукое недопонимание глубокого кризиса в Ливии, который еще более осложняется событиями за пределами национальных границ, поскольку североафриканская страна является одним из нескольких полей битвы за конкурирующие геополитические интересы. Как будто избегая столкновения с этой динамикой и рассматривая ее как часть устойчивой, осуществимой стратегии по урегулированию ливийского кризиса, ООН предпочла бы уделять слишком много внимания видимым проявлениям насилия, пренебрегая глубоко укоренившимися структурными проблемами, которые их подпитывают.

Как уже было видно в Ираке и Ливане, за руководимым элитой постконфликтным консенсусом часто скрывается более коварная форма насилия: увековечение межэлитной конкуренции, коррупция и размывание государственного потенциала, все из которых наносят значительный ущерб общественным интересам. В Ливии стратегии ООН часто отдают предпочтение стабильности, а не подотчетности в подобных ситуациях. К сожалению, это приводит лишь к сохранению статус-кво из-за страха спровоцировать насилие или даже гражданскую войну, что приводит к серии краткосрочных сделок, которые на самом деле просто укрепляют коррумпированные и непредставительные политические системы и лишают ливийский народ какой-либо свободы воли. Эти порочная система, движимая коррупцией, просто продолжает провоцировать то самое насилие, которого международное сообщество стремилось избежать, но тем не менее именно оно его и неизбежно создает.

Таким образом, подход ООН к Ливии нуждается в серьезной переоценке. Усилия по урегулированию должны основываться на детальном понимании стоящих перед страной проблем, выходящих за рамки видимых и признающих структурные. Кроме того, МООНПЛ, находящаяся под западным влиянием, должна противостоять искушению искать быстрые решения и устанавливать нереалистичные сроки. Путь к миру в Ливии, вероятно, будет долгим и трудным, полным причудливых изгибов и поворотов, которые, вероятно, расстроят любых посланников или любых внешних игроков, вложивших средства в возрождение Ливии.

Выборы, хотя и внушают надежды, не перевернут страницу истории внезапно во втором десятилетии после падения режима Муаммара Каддафи. С ними нельзя торопиться, и, подобно более широкому коллективному видению демократизации Ливии, они также должны основываться на чаяниях ливийского народа, а не на сиюминутных интересах немногих избранных. Только тогда может быть какая-то надежда на достижение прочного и всеобъемлющего мира в Ливии, мира, который является чем-то большим, чем просто недостижимый мираж в пустыне Сахара.

 

Виктор Михин, член-корреспондент Российской академии наук, эксклюзивно для онлайн-журнала «Новое восточное обозрение»

Похожие статьи: