11.07.2023 Автор: Владимир Терехов

Поездка в Европу премьер-министра КНР

Премьер государственного совета КНР Ли Цян

В период с 19 по 23 июня премьер Государственного совета КНР (то есть премьер-министр страны) Ли Цян, лишь в марте с. г. занявший эту должность, совершил свой первый выезд за границу. Объектом его первого заграничного турне оказался Европейский континент. Конкретно, две ведущие страны Европейского союза, ФРГ и Франция, а также высшее руководство ЕС. Сам факт данного события, наряду с рядом схожего плана других, случившихся в последние месяцы, позволяет сделать несколько ремарок относительно внешнеполитического курса КНР.

Его современный облик формировался в течение ряда предыдущих лет и в принципиально-политическом плане получил очередное подтверждение осенью прошлого года на XX-ом Съезде КПК, а в “хозяйственно-прикладном” в ходе прошедшего через полгода заседания парламента страны (так называемых “Двух сессий”). На реализацию этого последнего и был назначен Ли Цян.

Едва ли не главным словом, которым руководство страны определяет указанный курс, является “открытость”. Добавим, для всестороннего взаимодействия со всеми без исключения (подчеркнём это) участниками современного этапа “Большой мировой игры”. Прежде всего с ведущими.

Но с каждым из этих последних процесс реализации стратегии “открытости” протекает весьма по-разному. Что едва ли не полностью определяется особенностями встречных стратегий партнёров. Неудача последних попыток выхода из состояния “клинча” в системе отношений между обеими ведущими мировыми державами, каковыми являются тот же Китай и США, обусловлена главным образом внутриполитическими неурядицами второй. Когда странная реплика американского президента фактически обрушила весь тот позитив, который, казалось бы, удалось достичь в Пекине руководителю его же внешнеполитического ведомства.

В том числе поэтому вполне естественным смотрится стремление Пекина не только к сохранению, но и развитию отношений с большинством стран Европы. Прежде всего с двумя ведущими, то есть с теми же Германией и Францией. Но также и с континентом в целом, на представительство которого претендует ЕС, занимающий первую строчку в перечне торгово-экономических партнёров Пекина. А сама категория “открытости” подразумевает прежде всего торгово-экономическую сферу отношений КНР с другими странами.

Однако как ЕС в целом, так и все его “элементы”, каковыми являются входящие в него суверенные (?) страны, пребывают в состоянии разнообразных и сложных отношений с теми же США. Этим существенным образом обусловлены сложность и “мозаичность” общей картины китайско-европейских отношений. Целям придания ей большей определённости и служит общий процесс поддержания двусторонних контактов разного уровня.

Последним в нём актом и стала обсуждаемая поездка премьер-министра КНР, которая началась с посещения ФРГ, то есть ведущей страны ЕС. Именно этот первый этап представляет особый интерес в том числе и потому, что в германо-китайских отношениях отражаются едва ли не все проблемы, которые наблюдаются в отношениях Пекина с европейцами в целом. И далеко не все они сводятся к фактору “американского прессинга”. В НВО не раз отмечалось присутствие среди них также “собственно-европейской” специфики.

В формате германо-китайских отношений для их разрешения уже не первый год функционирует двусторонний Межправительственный консультативный совет, который в ходе данного визита премьер-министра КНР заседал уже седьмой раз. Перед самим этим мероприятием состоялись индивидуальные встречи китайского гостя с президентом Ф.-В. Штайнмайером и канцлером О. Шольцем. Кроме того, были проведены переговоры в формате “круглых столов” с руководителями ведущих германских компаний, а также состоялась поездка Ли Цяна в Баварию, которая является одним из экономических “моторов” ФРГ.

Насколько можно понять, главный вопрос, ответа на который гость добивался от хозяев, сводился к разъяснению содержания термина “снижение рисков” (de-risking), который в последнее время появляется как в высказываниях ведущих европейских политиков, так и в некоторых подготавливаемых общеевропейских документах. Вопрос совершенно понятный, принимая во внимание, что термин de-risking в последнее время используется и главным геополитическим оппонентом Пекина. Вместо более жёсткого термина decoupling, который появился в США в 2020 г., где тогда впервые заговорили о необходимости едва ли не полного “разъединения” с КНР.

Нынешнее же американское руководство и тот же президент Дж. Байден говорят, что речь, конечно, идёт не о полном разрыве экономических связей с КНР, а лишь о “снижение рисков в критически важных технологиях”, связанных с обеспечением национальной безопасности. Но само разделение технологий на “гражданские” и “оборонно-прикладные” весьма условно. Обращаясь к лидерам ведущих германского компаний, Ли Цян предложил им самим взять на себя функции оценщиков разного рисков при ведении бизнеса в КНР. И, кажется, это обращение нашло понимание у адресатов. Дело только за тем, чтобы под ногами у этих последних не путалась политика.

Из слов же канцлера О. Шольца о том, что его правительство не намерено заниматься “разъединением”, а меры по “снижению рисков” ни в коем случае нельзя считать “декитаизацией”, вряд ли высокий гость  смог сделать вывод, как конкретно будут далее развиваться двусторонние торгово-экономические отношения.

Тем более, что Еврокомиссией (то есть исполнительным органом ЕС) как раз во время обсуждаемой поездки премьера Ли был опубликован документ на тему “повышения экономической безопасности”, одним из источников вызовов которой обозначен Китай. А месяцем ранее в Стокгольме министры иностранных дел стран-участниц ЕС решили всё же заняться как раз “снижением рисков”. Конкретно говорилось о возможности неких ограничений на китайский экспорт панелей для солнечных электростанций и редкоземельных металлов.

Далее прояснять перспективу отношений с Европой премьер-министр КНР отправился в Париж, где состоялись его переговоры с президентом Франции Э. Макроном, премьер-министром страны Э. Борн и президентом ЕС Ш. Мишелем. Публичным итогом всех этих встреч оказались слова самого общего плана не только об отсутствии намерений создавать какие-либо препятствия для всестороннего развития китайско-французских и в целом китайско-европейских отношений, но, напротив, декларировалось желание всячески ему содействовать.

И в Берлине, и в Париже неизменно отмечалась важность фактора поддержания регулярных официальных контактов. В связи с чем упоминались недавние поездки в КНР высших государственных деятелей Германии и Франции, а также руководящих чиновников ЕС.

Примечательным представляется факт участия премьер-министра КНР в инициированном французским президентом “Саммите в целях формирования Глобального Финансового Пакта”, прошедшего в Париже 22-23 июня. Кстати, на полях этого мероприятия состоялась встреча Ли с премьер-министром Пакистана Ш. Шарифом. Однако различные сопутствующие аспекты данной встрече заслуживают отдельного комментирования.

Здесь же отметим всё более очевидное стремление ведущих европейских стран позиционироваться в той или иной мере автономно относительно обостряющихся проблем на глобальном игровом столе. Из них одной из главных всё более определённо обозначается так называемая проблематика “Глобального Юга”. Напомним, что именно эта проблема оказалась наверху повестки дня серии недавних мероприятий в формате G7, участниками которых являются те же ФРГ и Франция. Тем не менее президент Франции посчитал необходимым организовать собственную политическую площадку для обсуждения примерно той же проблематики. И в этом он, несомненно, получит поддержку КНР.

Наконец, обратим внимание на факт политической активизации в той же Европе руководства Тайваня, которая наблюдалась примерно в то же время, когда на континенте находился премьер-министр КНР. В частности, она проявляется в виде поездок (внешне “частных”) в Европу министров действующего тайваньского правительства. Уже почти на официальном уровне их принимают в Соединённом Королевстве, в то время как на континенте от такого пока воздерживаются. Несмотря на разного рода заманчивые предложения со стороны Тайваня, например, в сфере сотрудничества по разработке современных (“чиповых”) технологий. Тем не менее Тайваньская проблема в целом представляет собой серьёзный вызов для перспектив развития китайско-европейских отношений.

Но, конечно, не только она, но и масса других, лишь частично затронутых в данном тексте. Их разрешению и служат разного рода контакты заинтересованных сторон.

 

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”

Похожие статьи: