EN|FR|RU
Социальные сети:

Япония и Австралия провели встречу в «Формате 2+2»

Владимир Терехов, 15 сентября

5 сентября с. г. в Квинсклиффе, было проведено очередное (11-е по счёту) заседание «Формата 2+2», образованного ещё в 2007 г. Во встрече на побережье австралийского юго-восточного штата Виктория принимали участие министры иностранных дел и обороны страны Пэнни Вонг и Ричарда Марлес (занимающего также пост вице-премьер-министра) с коллегами из Японии Ёко Камикавой и Минору Кихарой.

Квинсклифф

5 сентября с. г. в Квинсклиффе, было проведено очередное (11-е по счёту) заседание «Формата 2+2», образованного ещё в 2007 г.

Во встрече на побережье австралийского юго-восточного штата Виктория принимали участие министры иностранных дел и обороны страны Пэнни Вонг и Ричарда Марлес (занимающего также пост вице-премьер-министра) с коллегами из Японии Ёко Камикавой и Минору Кихарой.

Отметим, что предыдущее заседание данной площадки пришлось на декабрь 2022 г. Этот год стал едва ли не самым плодотворным в давно наметившемся процессе двустороннего сближения. Именно в том году чётко обозначился тренд на резкое усиление той компоненты указанного процесса, которое обычно обозначают обобщённым термином «оборона и безопасность». Уже в начале января 2022 г. в режиме видео-конференции премьер-министры Скотт Моррисон и Фумио Кисида подписали так называемое Соглашения о взаимном доступе Reciprocal Access Agreement, RAA. В соответствие с этим документом, боевые подразделения «Сил самообороны Японии» получили возможность («на временной основе») пребывать на территории Австралии в целях, например, участия в неких (включая многосторонние) учениях.

В октябре того же года в австралийском Перте состоялась уже непосредственная встреча Ф. Кисиды с Энтони Альбанезе, который несколькими месяцами ранее сменил на посту премьер-министра Австралии С. Моррисона. Принятая по итогам прошедших тогда переговоров «Совместная декларация», стала основополагающим документом для дальнейшего развития двусторонней кооперации как раз в сфере «обороны и безопасности».

В этом плане обсуждаемое здесь 11-е заседание японо-австралийского «Формата 2+2» занималось уже конкретикой процесса реализации основных положений упомянутой «Совместной декларации».

Япония и задача обновления флота фрегатов Австралии

В феврале с. г. вице-премьер Р. Марлес заявил об открытии международного тендера на предмет приобретения 11-и современных фрегатов на общую сумму в 11 млрд долл. Ожидается, что в нём могут принять участие компании ФРГ, Франции, Испании, Японии и Республики Корея (РК).

Отметим, что в настоящее время (всё ещё «королевские») ВМС Австралии, располагают 8-ю фрегатами класса ANZAC, спроектированного в начале 90-х годов на базе фрегата MEKO 200 германской копании Blohm und Voß. Их строительство продолжалось до 2006 г., то есть это отнюдь не безнадёжно устаревшие корабли и речь, видимо, идёт именно об «обновлении» корабельного состава, а также о резком повышении потенциала ВМС Австралии.

Это полностью вписывается в новую редакцию «Стратегии национальной обороны» (National Defence Strategy, NDS), основные положения «несекретной» части которой в апреле с. г. обозначил тот же Р. Марлес. Особое внимание в данном документе обращается на резкое расширение круга задач и морского пространства, на котором будут оперировать будущие ВМС Австралии.

Комментаторы указанного сообщения вице-премьера страны напоминают, что десятью годами ранее нечто похожее уже наблюдалось, когда был объявлен тендер на оснащение ВМС Австралии новыми дизель-электрическими подводными лодками с теми же (за исключением РК) зарубежными участниками. В 2017 г. победительницей в борьбе за контракт была объявлена французская Naval Group, хотя по тактико-техническим характеристикам более предпочтительно смотрелась ДЭПЛ Sōryū японской компании Mitsubishi Heavy Industries. Высказывается мнение, что неудача этой последней была обусловлена главным образом отсутствием у японского ВПК опыта участия в конкурсной торговле оружием на международных рынках. По причине (само)ограничений на таковую, в определённой мере сохраняющихся до сих пор.

Как известно, радость французских победителей в связи с получением гигантского по общему объёму контракта (согласно оценкам, от 60 до 90 млрд долл.) была недолгой. В сентябре 2021 г. факту формирования AUKUS сопутствовал разрыв контракта с Францией с последующей его передачей двум “старшим братьям” Австралии, которые обязались изготовить подводные лодки с ядерными силовыми установками. Что стало символом дальнейшего укрепления кооперации между США, Соединённым Королевством и Австралией в сфере обороны и безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе.

В том же контексте возрастания значимости сферы обороны и безопасности в отношениях Австралии, но теперь уже с Японией, следует рассматривать и приоритет в упомянутых выше планах обновления австралийского надводного флота, который сегодня Канберра отдаёт новейшему фрегату Mogami всё той же японской компании MHI. Кстати, на фотографиях этого корабля можно увидеть тот самый «малозаметный комплексный РЛС (Unified Complex Radio Antenna, UNICORN)», который заинтересовал командование ВМС, но уже Индии в ходе японо-индийского «Формата 2+2», прошедшего в Нью-Дели двумя неделями ранее.

В случае успеха Японии в указанном выше тендере это будет первый масштабный прорыв ВПК страны на международный оружейный рынок, что несомненно поспособствует возрождению интереса национального бизнеса к данной сфере капиталовложений, которую он вроде бы собирался уже покидать.

О некоторых итогах 11-го заседания японо-австралийского «Формата 2+2»

Открывая встречу, вице-премьер-министр Р. Марлес обратил внимание гостей на то, что он принимает их в Форте Квинсклифф, занимавшим в прошлом некое место в системе фортификационных сооружений страны. Видимо, несколько увлекшись, он сказал также, что «нет другой страны в мире, с которой у нас были бы более тесные стратегические связи, чем с Японией». Как бы в связи с подобным высказыванием не обиделись оба «старших брата», они же компаньоны «младшего» по AUKUS.

Тем не менее представляется примечательной упомянутая оговорка второго лица действующего правительства Австралии, который отметил также особую роль уходящего в отставку Ф. Кисиды в выстраивании двусторонних отношений. В выступлениях всех четырёх участников предстоящей встречи в качестве источников беспокойства присутствовал устоявшийся в последнее время набор мемов. Были упомянуты «возрастающее военное сотрудничество между Китаем и Россией», «рискованные действия» первого по отношению к Филиппинам и Тайваню, а также в целом Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. При этом сами Япония с Австралией были обозначены в качестве «двух великих демократий», озабоченных «подрывом правил и институтов». Понятно, кем.

Основное содержание обширного Совместного заявления, принятого по итогам 11-й японо-австралийской встречи в «Формата 2+2, составляют приведенные выше и ряд прочих мемов, касающихся, например, конфликтов на Украине и в секторе Газа.

Базой для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества в сфере «обороны и безопасности» обозначена упоминавшаяся выше «Совместная декларация» 2022 г. Главной же многосторонней конфигураций в целях решения задач в указанной сфере должен стать треугольник «США-Япония-Австралия», которому отводится также роль центра притяжения других стран. Из них особое внимание уделяется Индии, РК, Филиппинам, странам акватории Тихого океана. Упоминается также фактор вовлечения Японии в разработку перспективных военных технологий, чем (помимо строительства для Австралии АПЛ) теперь будет заниматься AUKUS.

В порядке заключения отметим два момента. Во-первых, вполне ожидаемой оказалась негативная реакция на сам факт, а также итоги очередной японо-австралийской встречи в «Формате 2+2», последовавшая со стороны главного адресата, которому участники данного мероприятия оправили (в основном в неявной форме) вовсе недружественные месседжи. Во-вторых, (и в очередной раз) укажем на то, что внешнеполитический курс как Японии, так и Австралии находится в процессе становления, а обсуждавшееся здесь мероприятие является, безусловно, примечательным, но всё же одним из событий в данном «переходном» процессе.

Многое (если не всё) будет определяться развитием общерегиональной ситуации, характер которой вряд ли поддаётся сегодня сколь-нибудь обоснованному прогнозированию.

 

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

На эту тему
Япония: на повестке дня вопрос о досрочных выборах
Нечестивость и лицемерие Запада дорого обходятся ему в глазах мирового сообщества
Роль инвестиционных компаний в вооружённом конфликте на Украине
Страны Глобального Юга перестают доверять Западу
Нужен ли России «мирный договор» с Японией