EN|FR|RU
Социальные сети:

К визиту премьер-министра Японии в Австралию

Владимир Терехов, 02 ноября

Состоявшийся 21-23 октября визит в Австралию премьер-министра Японии Фумио Кисиды, в ходе которого прошли его переговоры с коллегой Энтони Альбанезе, содержание принятого итогового документа под названием “Совместная декларация Японии и Австралии о сотрудничестве в области безопасности”, составили событие весьма примечательное в развивающемся процессе формирования политической карты Индо-Тихоокеанского региона.

Прежде всего потому, что оно вписывается в общий (настораживающий) тренд на углубление наметившейся трещины, которая может пройти по всему пространству ИТР. При том, что само её зарождение носит, что называется, рукотворный характер. То есть обусловлено усиливающимся восприятием обеими странами-участницами обсуждаемого мероприятия, а также (хотя, скорее, в первую очередь) “старшим братом” обеих в лице Вашингтона вполне объективного процесса превращения КНР во вторую глобальную державу в качестве угрозы национальным интересам.

В то время как сам этот процесс изначально не носит конфронтационного характера, с конечной целью построения “Сообщества единой судьбы”. Этот позитив “китайской экспансии” на международной арене стал главным итогом только что завершившегося 20-го съезда КПК.

Отметим крайне важное обстоятельство, обусловленное отнюдь не полной определённостью обозначенной выше оценки нынешними оппонентами Китая факта его превращения в глобальную державу. “Ловушка Фукидида” присутствует на протяжении всего исторического процесса, но она не носит характера обязательного к исполнению закона. Как и всё в человеческой деятельности, вопрос о её срабатывании остаётся в ведении свободной воли человека. Если такая “ловушка” вырисовывается достаточно определённо, то совсем не обязательно совать в неё ногу. А тем более голову.

И в Вашингтоне, и в Токио, и в Канберре наверняка существуют разные точки зрения относительно ответа на вопрос, как себя вести в условиях развития (объективного, вновь подчеркнём) упомянутого процесса, связанного с КНР. Намёки на то, что совсем не обязательно его рассматривать в качестве источника угроз собственным жизненно важным интересам, можно усмотреть в последних комментариях госсекретаря США Э. Блинкена на тему Тайваньской проблематики, в реплике нынешнего официального представителя Совета национальной безопасности Белого дома Дж. Кирби “об отсутствии причин для войны” в связи с той же проблемой. Высказывается мнение, что эти слова были произнесены в ответ на участившиеся прогнозы алармистского плана в самих США относительно характера решения Пекином вопроса о присоединении Тайваня.

В политическом истеблишменте Японии, прежде всего в оппозиционных кругах, существуют течения, вполне позитивно настроенные по отношению к Китаю. Правящая Либерально-демократическая партия тоже состоит из фракций, придерживающихся достаточно разных взглядов на ключевые аспекты внутренней и внешней политики.

Что касается Австралии, то именно на предыдущий период (2008-2013 гг.) нахождения у власти коалиции лево-центристских партий, победивших в конце мая с. г.  на очередных всеобщих выборах, пришёлся этап наиболее быстрого развития китайско-австралийских отношений. С тех пор многое изменилось в худшую для указанных отношений сторону. Причём не весь нынешний негатив в них можно списать на факт почти десятилетнего пребывания у власти право-консервативной коалиции. С начала прошлого десятилетия происходило постепенное обострение “Большой мировой игры”, основными участниками которой выступают ключевой союзник Австралии и противостоящий ему Китай. Указанное обострение не могло, конечно, обойти стороной китайско-австралийские отношения.

Тем не менее, новое лево-центристское правительство Э. Альбанезе заявило о готовности к их улучшению. “Конструктивным” назвала министр иностранных дел Австралии Пэнни Вонг обмен мнениями с китайским коллегой Ван И, который состоялся 22 сентября в Нью-Йорке на полях проходящей сейчас очередной Генеральной Ассамблеи ООН.

Но, повторим, характер поведения на международной арене всех без исключения стран находится под существенным воздействием конкретики нынешнего этапа “Большой мировой игры”. Именно её актуальные особенности создают тот самый ветер, который сегодня дует в паруса ястребино-консервативных фракций в истеблишментах всех трёх упомянутых стран.

В частности, он стимулирует процесс всестороннего японо-австралийского сближения, в котором всё больший вес приобретает сфера безопасности. Причём, как следует из текста упомянутой в начале “Совместной Декларации”, сама категория “безопасность” трактуется сторонами весьма широко. Пунктом 3 в перечне того, что, по мнению авторов этого документа, “делает Австралию и Японию естественными партнёрами”, отмечаются “обширные связи в области торговли, инвестиций, обороны и безопасности, глубокая близость между народами и общие ценности демократии, прав человека, свободной торговли и международного порядка, основанного на правилах”.

Примечательно, что в тексте всего документа ни разу не встречается слово “Китай”. Хотя, по единодушному мнению комментаторов, обозначаемая этим словом страна и была главным стимулом как очередного японо-австралийского саммита (уже третьего за неполные пять месяцев, каждый из которых был проведен по разным “подходящим” поводам, так и вынесенной на обсуждение его центральной темы. Те же комментаторы полагают, что отныне обе страны связаны “квази-союзническими отношениями”.

Отметим, впрочем, что такое нынешнее состояние японо-австралийских отношений возникло отнюдь не одномоментно и не на пустом месте. Начало его формирования можно отнести ещё к 2007 г., когда в Токио тогдашние премьер-министры С. Абэ и Дж. Говард приняли документ аналогичного названия. Этапное значение на том же пути имело подписание в начале текущего года тем же Ф. Кисидой и предшественником нынешнего премьер-министра Австралии С. Моррисоном так называемого “Соглашения о взаимном доступе”.

Укажем также на то, что факт появления сегодня “обновлённой редакции” японо-австралийской “Декларации о безопасности” полностью вписывается в политику США по выстраиванию разного рода конфигураций антикитайской направленности. В пункте 7 этого документа двусторонние союзы с США как Японии, так и Австралии названы “важнейшими столпами нашей безопасности, а также мира и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе”.

Обозначенная выше пунктом 3 тема успехов в “торговле и инвестициях” получила подтверждение и в ходе обсуждаемого визита Ф. Кисиды в Австралию. В этом плане не малое значение имело конкретное место пребывания японского премьер-министра в огромной по территории стране–континенте.

В ходе всего трёхдневного визита в Австралию Ф. Кисида вместе с принимавшим его Э. Альбанезе находились в городе Перт, расположенном на юго-западном побережье континента, омываемом водами Индийского океана. Перт является столицей занимающего треть территории страны штата “Западная Австралия”. Который в основном не пригоден для хоть какого-то жизни. Поэтому 90% всего населения штата (порядка 2,2 миллиона человек) проживает в указанном городе.

Это, видимо, какие-то особенные люди, если составляя менее 10% населения страны, они являются одним из главных “моторов” её экономического процветания. Впрочем, у них есть к чему приложить своё умение, поскольку именно в этом штате залегает главное богатство страны в виде крайне необходимых для современных передовых экономик (то есть и японской) полезных ископаемых.

Но необходимо также, чтобы нашёлся некто, готовый организовать (то есть и профинансировать) весь комплекс работ по их добыче, первичной переработке и доставке в порты, откуда они направятся зарубежному заказчику. И таковые просто не могли “не найтись”. Среди них главным является крупнейшая в мире международная горнодобывающая компания BHP Group, отделение которой Nickel West базируется как раз в Перте. Продукция именно этой последней представляет сегодня наибольший интерес для самых передовых отраслей современной экономики, в частности, для автомобилестроительной, которая переходит на выпуск “электромобилей”.

Не случайно поэтому в японскую бизнес-группу, сопровождавшую Ф. Кисиду в ходе данной поездки, входили представители ведущих автомобилестроительных компаний. На состоявшейся в Перте встрече с бизнесменами обеих стран высокий гость заявил о намерении всячески содействовать развитию двусторонних связей в целях обеспечения развития “зелёной экономики”.

Однако представляется, что выбор Перта, как места проведения очередной встречи премьер-министров Австралии и Японии, полностью вписывается и в ту самую “оборонно-безопасную” повестку дня, оказавшуюся, повторим, в фокусе всего данного мероприятия. Только закрыв глаза можно не заметить очередную актуализацию в японской внешней политике фактора всестороннего (включая военное) присутствия в акватории Индийского океана.

Именно этот последний аспект последней поездки премьер-министра Японии в Австралию настраивает автора на скептическую в целом оценку его влияния на развитие ситуации Индо-Тихоокеанском регионе.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”

На эту тему
Япония и Австралия провели встречу в «Формате 2+2»