27.06.2024 Автор: Александр Сваранц

Международные транзитные коммуникации – экономические выгоды и геополитические противоречия на Южном Кавказе

Южный Кавказ

Южный Кавказ становится ареной концентрации противоречивых интересов глобальных и региональных игроков. Проекты Международных транзитных коммуникаций (МТК) через регион являются следствием формирования многополюсного мира. Однако при очевидности перспектив выгоды от реализации МТК нет гарантий от угроз новых конфликтов.

 

Географическая привлекательность Южного Кавказа

 

География Южного Кавказа (Закавказья) исторически превращала данный регион в связующее пространство в Евразии. Однако этническое многообразие и комплекс внутренних противоречий, с одной стороны, в сочетании с интересами крупных игроков – с другой, как правило, создавали трудности на пути естественной конкуренции и сотрудничества.

В зависимости от исторической эпохи и политического статуса региона, Закавказье то теряло остроту противостояния, превращаясь в провинцию крупного игрока, то, наоборот, приобретало конфликтную остроту из-за преимуществ «кавказского перекрёстка». Неслучайно с распадом СССР Южный Кавказ, как и в первой четверти ХХ в., вновь получает конкурентное значение в региональной геополитике. Конфликтный потенциал Закавказья в сочетании с его выгодной географией и природными ресурсами создали условия для определения нового статус-кво с участием крупных игроков (включая РФ, США, Великобританию, ЕС, Китай, Индию, Турцию и Иран).

Для России Закавказье остаётся приоритетом южной геополитики и экономической интеграции с учётом исторической традиции присутствия в регионе, многовековых отношений дружбы и совместного проживания в едином государстве, интересов безопасности, взаимовыгодного транзита товаров и преимуществ многополярного мира.

США, Великобритания и ЕС нацелены на ограничение российского влияния и присутствия на Южном Кавказе, инициируют различные проекты по выдавливанию РФ из региона, установлению собственного контроля здесь, вывозу природных ресурсов и вхождению в смежный регион Центральной Азии.

Китай и Индия планируют использовать территорию Закавказья для реализации собственных МТК с целью сокращения сроков доставки товаров в Европу, экономического поглощения региона и повышения собственных конкурентных возможностей.

Турция рассматривает Южный Кавказ в контексте расширения собственного статуса регионального государства, реализации доктрины неопантуранизма, получения важной транзитной роли по трафику стратегических энергоресурсов (нефти и газа) на европейский рынок и льготных цен.

Иран пытается восстановить собственное влияние в Закавказье с перспективой прорыва экономической изоляции, реализации выгодных проектов МТК для выхода на рынки Европы и России, а также исключения угроз собственной безопасности, исходящих от турецкой доктрины неопантуранизма и стратегии расширения НАТО на постсоветский Восток.

Азербайджан, Армения и Грузия с учётом комплекса внутренних и внешних противоречий пребывают в состоянии определения своего внешнеполитического и экономического вектора, от чего зависит их безопасность и перспектива экономического развития.

 

Современные проекты МТК в Закавказье

 

Происходящие в России в 1990-х гг. процессы позволили реанимировать в планах Великобритании стратегию «Большой игры» и совместно с США и Турцией перейти к процессу поэтапного вытеснения РФ из Закавказья. Одним из инструментов данной политики стали проекты транзитных коммуникаций в обход нашей страны.

В 1994–1999 гг. был реализован первый этап совместного плана Лондона, Вашингтона и Анкары по входу в Закавказье через Азербайджан и Грузию. В итоге Россия получила на своих южных границах обходной маршрут транзита нефтегазовых ресурсов Азербайджана через Грузию в Турцию и Европу. Так появились автономные от РФ коммуникации: нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан, газопровод Баку – Тбилиси – Эрзерум и железная дорога Баку – Тбилиси – Карс.

В 2000-х гг. Азербайджан, Грузия и Турция сформировали Южный транспортный коридор (ЮТК) по вывозу ресурсов из каспийского бассейна в Европу через Турцию и Чёрное море. ЮТК соответствует интересам Великобритании, США, ЕС, Турции, Азербайджана и Грузии. Странам поставщикам и транзитёрам (Азербайджану, Грузии и Турции) это позволяет продавать нефть и газ Европе, получать льготные цены на энергоносители и прибыль за транзит. Странам же ЕС и компаниям Великобритании и США предоставляет сырьё, прибыль с торговли, возможность реализации геополитических амбиций в Закавказье и Центральной Азии.

За бортом данных коммуникационных проектов оставались Россия, Иран и Армения. После поражения армянской стороны во второй карабахской войне осенью 2020 г. сформировались новые условия для реализации очередных проектов МТК. Речь идёт о китайском проекте «Один пояс – один путь», индийском транзите, российском маршруте Север – Юг, Срединном (Туранском) и Зангезурском коридорах.

 

Экономические выгоды и геополитические противоречия вокруг новых МТК в Закавказье

 

С военным успехом турецко-азербайджанского тандема в Карабахе с ноября 2020 г. изменился расклад сил в регионе.

Анкара использует с выгодой для себя сложившуюся международную конъюнктуру, налаженные партнёрские связи с Россией и её экономическую заинтересованность в турецком рынке, а также британскую стратегию «Большой игры» по долгосрочному выходу в Центральную Азию с локализацией конфликтных угроз на пути в Туран. Поэтому Турция активно продвигает проект Срединного (Туранского) коридора в рамках китайской стратегии «Один пояс – один путь», что позволит Анкаре получить доступ к ресурсам стран ОТГ и сформировать туранский полюс в многополярном мире.

В этом проекте заинтересованы также Азербайджан, республики Центральной Азии, Китай и Россия, ибо он позволяет повысить транзит товаров и ресурсов в направлении Восток – Запад и Север – Юг, стимулирует торговые связи и развитие концепции многополярного мира.

Правда, для России данный проект МТК может быть и угрозой, поскольку Китай обеспечит себе в обход РФ транспортный коридор в Европу, а Турция через армянский Зангезур получит кратчайший путь в тюркский мир и при поддержке Запада реализует геополитический проект Турана с вывозом местных ресурсов. США, Британия и НАТО в целом на «плечах» Турции смогут войти в Туран, который после 2020 г. не представляется таким уж и мифическим.

Поэтому Москве Срединный коридор может быть интересен в случае установления собственного контроля над стыкующим звеном данного маршрута, то есть Зангезуром. Для этого имеются и правовые основания, если учесть п. 9 трёхстороннего (Азербайджан, Армения, Россия) заявления от 9 ноября 2020 г., предполагающий разблокирование коммуникаций в регионе с участием погранвойск ФСБ России.

Оппонентом Срединного коридора выступает Иран, ибо не желает усиления тюркского фактора на своих северных границах, опасается роста этнического сепаратизма тюркского населения с центром в Тебризе и исключает потерю Арменией контроля Зангезурского коридора, обеспечивающего Тегерану выход в Грузию, Россию и Европу. Тегеран также не желает терять контроль над Нахичеванью и зависимость Азербайджана, который стал следствием карабахского конфликта.

Опосредованным конкурентом китайско-тюркского МТК через Зангезурский коридор выступает Индия с учётом собственных планов реализации транзита по маршруту Иран – Армения – Грузия – Россия – Европа. К тому же, Нью-Дели сохраняет противоречия с Китаем, Пакистаном, Азербайджаном и Турцией.

Грузия опасается, что с открытием выгодного для Турции и Азербайджана Зангезурского коридора уменьшится объём транзита товаров и пассажиров через ЮТК, что значительно подорвёт стабильность грузинской экономики.

Москва предлагает создание МТК Север – Юг протяжённостью 7,5 тыс. км, что позволит связать Европу, Россию через Азербайджан с Ираном, Персидским заливом и выйти в Индийский океан. Азербайджан поддерживает данный проект, ибо это позволит увеличить трафик товаров, укрепить конструктивные связи с Россией и Ираном. Соответственно, Баку модернизировал и построил необходимые инфраструктурные объекты (дороги, мосты, таможенные пункты и т.д.) до Астары – границы с Ираном на р. Аракс.

Однако Тегеран не спешит с завершением строительства своей части инфраструктуры по линии Решт – Казвин – Бендер-Аббас. При этом Москва готова инвестировать и участвовать в совместном строительстве дороги. Очевидно, что Иран не желает усиления Азербайджана, а, быть может, увязывает проект Север – Юг с реализацией индийского МТК через Армению.

Именно поэтому глава Международной ассоциации Trans-Caspian International Transport Route Гейдар Абдикеримов отмечает: «У нас есть коридор Север-Юг: Астара – Решт – Казвин. Этот коридор анонсирован давно, но даже сейчас пока не продвигается. Азербайджан со своей стороны выполнил все обязательства… Но с иранской стороны дороги пока нет, а это тормозит развитие маршрута».

В индийском транзите высока заинтересованность США, которые поддерживают инвестирование Индии в противовес Китаю. Потому Вашингтон всякий раз отказывает Тель-Авиву в широкомасштабной войне против Ирана, видимо, с расчётом в перспективе на экспорт иранского газа. США пытаются взять под свой контроль Армению, предлагают Еревану стратегическое партнёрство и одобряют проект «Армянский перекрёсток».

Экономические выгоды от новых МТК в Закавказье очевидны, но интересы их участников противоречивы и могут привести к новым очагам конфликтов.

 

Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: