26.06.2024 Автор: Константин Асмолов

О визите Владимира Путина в КНДР: основные моменты

Путин в КНДР

18-19 июня 2024 года Президент России Владимир Путин посетил Северную Корею по приглашению Председателя государственных дел КНДР товарища Ким Чен Ына. Состоявшийся визит стал знаковым событием не только для двухсторонних связей, но и возможно для всей существующей архитектуры безопасности.

Приглашение было передано во время визита северокорейского лидера в Россию, однако было понятно, что ответный визит состоится на новом президентском сроке Владимира Путина после выборов 2024 года и после того, как он посетит Китай. В преддверии поездки в центральной газете КНДР «Нодон синмун» была опубликована статья Владимира Путина, в которой помимо пассажей о традиционной дружбе двух стран содержалось несколько тезисов, которые получили развитие в ходе визита.

Во-первых, и это главное, визит позиционировался как по сути первый шаг к построению альтернативной модели миропорядка, основанного на справедливости и противопоставляемого американскому «порядку, основанному на правилах», который на деле является новым вариантом неоколониализма США. Действительно, российский лидер совершает визит в страну, которая подвергается усиленной демонизации задолго до того, как подобные приёмы стали применять против России, имея при этом развитый ракетно-ядерный потенциал и оставаясь страной социалистического лагеря, обогнавшей по «продолжительности жизни» Советский Союз.

Во-вторых, было подчёркнуто, что две страны намерены строить «альтернативные, неподконтрольные Западу механизмы торговли и взаимных расчетов, совместно противостоять нелегитимным односторонним организациям», что породило вопросы о том, в какой мере на визите будет обсуждаться тема противодействие санкциям Совета Безопасности ООН и каковы будут её практические результаты.

Президента России сопровождала весьма внушительная делегация, министр иностранных дел Сергей Лавров, первый заместитель Председателя Правительства Денис Мантуров, заместитель Председателя Правительства Александр Новак, министр обороны Андрей Белоусов, заместитель министра обороны Алексей Криворучко, министр здравоохранения Михаил Мурашко, глава Министерства транспорта Роман Старовойт, глава Роскосмоса Юрий Борисов, глава ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров, министр природных ресурсов и экологии, председатель российской стороны межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству КНДР и РФ Александр Козлов, министр здравоохранения Михаил Мурашко, губернатор Приморья Олег Кожемяко и другие. Такой состав отчасти указывает на вопросы, которые, публично или непублично, обсуждались на саммите, так как, каждый из министров или руководителей похожего ранга, скорее всего, имел возможность обсудить со своим визави вопросы, представляющие взаимный интерес.

Сам визит некоторые западные авторы назвали «шокирующе роскошным», и хотя Путин прилетел в Пхеньян несколько позже планируемого срока и визит фактически был сокращён до однодневного, программа впечатляла. Ким Чен Ын лично встречал и провожал Путина в аэропорт, а торжественная церемония встречи состоялась на площади Ким Ир Сена в центре Пхеньяна. Стороны посетили торжественный концерт, православный храм Живоначальной Троицы, построенный по просьбе российских дипломатов, и Монумент освобождения, построенный в честь советский воинов, погибших за освобождение корейского полуострова во Второй Мировой войне. Важным для нас моментом будет, пожалуй, то, что переговоры двух лидеров тет-а-тет длились больше, чем их открытая часть, а всего, по разным сведениям, Владимир Путин и Ким Чен Ын говорили от пяти до десяти часов, включая чаепитие и прогулки по саду. Это важный момент, в отличие от некоторых коротких переговоров, где за час полтора стороны не столько решают вопросы, сколько обозначают позиции, давно проработанные свитой.

Итогом визита стали три документа, которые мы перечислим в обратном порядке, от менее важных, к более значимым.

Соглашение о сотрудничестве в области здравоохранения, образования и науки

Это те направления, где взаимодействия двух стран не перекрывается санкциями СБ ООН, при этом каждое из них весьма важное. Например: хотя Северная Корея смогла справиться с эпидемией коронавируса за несколько месяцев, нехватка лекарств и медицинского оборудования дала себя знать, потому что ряд важных товаров входит в санкционные списки. Между тем, если Россия построит в Пхеньяне ультрасовременный медицинский центр, предоставляющий помощь населению, это не будет считаться нарушением санкций. Ждут в России и северокорейских студентов. Сейчас по российским данным их 130 чел. и в основном они учатся в элитных вузах технической или инженерной направленности. Скорее речь идёт о будущих специалистах ВПК.

Россию и КНДР соединит автодорога

Не менее важным является решение, которого ждали очень долго. До нынешних времён через границу между двумя странами осуществлялось только железнодорожное, а не автомобильное сообщение. Теперь же принято решение построить автомобильный мост, который существенно увеличит связность между КНДР и Россией, повысив возможности всех видов обменов — от туризма до экономических транзакций. Времена, когда в критической ситуации сотрудникам посольства приходилось пересекать границу на дрезине, уйдут в прошлое, и скорее всего, мост будут строить северокорейские рабочие, на российские деньги, а скорость, которая пойдёт на строительство, будет хорошим маркером дальнейшего развития отношений наших стран. По сведениям, длинна самого моста будет составлять 230-250м, а также включать примерно 2,5 км подъездных путей.

Россия и КНДР углубляют отношения

Но самое главное достижение, это договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между двумя странами, который был заключён бессрочно, заменяя собой все предыдущие договорённости. Специалисты по протоколу считают, что он ближе к советско-северокорейскому договору 1961г, чем к последующим документам постсоветского времени. И сразу же надо отметить, что термин «всеобъемлющее стратегическое партнёрство» формально означает наивысший уровень отношений между двумя странами и если сравнить это с предшествующими описаниями отношений Москвы и Пхеньяна, то они как бы «перепрыгнули несколько ступенек, если не целый лестничный пролёт».

23 статьи соглашения кратко описывают все основные направления сотрудничества, которые действительно выглядят всеобъемлюще, включая борьбу с глобальным потеплением.  Учитывая, какая активность на уровне встреч отраслевых руководителей наблюдалось в период между визитом Кима в Россию и визитом Путина в КНДР, есть высокая вероятность, что это будут не пустые слова. Автора же особенно порадовали статьи, где речь идёт о совместном противодействии дезинформации и демонизации двух стран (то, чем автор занимается более 20 лет) и повышением осведомлённости об истории, культуре и традициях друг друга. Ибо в массовом сознании россиян, к сожалению, ещё хватает различных пропагандистских клише, — красные и чёрные очки одинаково затемняют реальность.

Военное сотрудничество

Наибольший интерес и наибольший ажиотаж, разумеется, вызвали разделы договора, посвящённые военному сотрудничеству и вопросу санкций. Действительно, 4 статья договора гласит «если одна из Сторон подвергнется вооруженному нападению со стороны какого-либо государства или нескольких государств и окажется таким образом в состоянии войны, то другая Сторона незамедлительно окажет военную и иную помощь всеми имеющимися в ее распоряжении средствами», а статья 8 содержит намёк на возможные совместные военные учения или иные мероприятия подобного рода.

На Западе это вызвало ажиотаж вплоть до обсуждения гипотетических сценариев, при которых северокорейский спецназ появляется на Донбассе, либо Ким Чен Ын атакует Америку ядерными ракетами, а на американский ответ к ядерной войне присоединяется Россия.

Руководство России уже отметило, что оборонный военный союз двух стран (впрочем, именно этой формулировки Москва и Пхеньян избегают) не направлен против третьих лиц. Кроме того, внимательное чтение параграфа указывает, что для такой полномасштабной помощи требуется состояние войны, а это специальный статус, которым обладает не каждый вооружённый конфликт. СВО, например, длиться два года, но при этом войну друг другу Москва и Киев не объявляли.

Таким образом, визит президента России в КНДР был не просто выражением политико-дипломатической поддержки или жестом указывающим, что «теперь две страны изгои действительно работают вместе». Это начало неких новых процессов, очерчивающих контуры новой глобальной архитектуры безопасности, что очень хорошо видно не только по истеричной реакции коллективного запада, но и по ответным шагам, которые начинают приниматься.

 

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение» 

Похожие статьи: