19.04.2024 Автор: Владимир Терехов

Визит в КНР министра финансов США как элемент антикризисного управления Вашингтоном отношениями с Пекином

визит в КНР министра финансов США Джанет Йеллен

Стартовавший 3 апреля недельной продолжительности визит в КНР министра финансов США Джанет Йеллен, уже второй менее чем за год, представляет собой примечательное событие в отношениях между двумя ведущими мировыми державами. Помимо прочего, оно заслуживает внимания и потому, что последовало практически сразу за телефонным разговором лидеров обеих стран, который стал первым контактом между ними с момента встречи, проведенной в ноябре 2023 г. в Сан-Франциско на полях очередного “Саммита АТЭС”.

За прошедший с тех пор полугодичный отрезок времени продолжался давно наметившийся процесс накопления разного рода негатива в двусторонних отношениях. Причём в темпе и масштабах, резко превышающих то, что наблюдалось на позитивной стороне пространства развития этих отношений. Два редких примера подобного рода событий последних месяцев ранее комментировались в НВО здесь и здесь.

К ним теперь можно приписать упоминавшийся звонок Джозефа Байдена Си Цзиньпину, а также проведение 3-4 апреля на Гавайях заседания совместной рабочей группы военных экспертов с целью, как сказано в сообщении МО КНР, обеспечения “здорового, стабильного и устойчивого развития” отношений по линии оборонных ведомств. Сразу отметим (подробнее ниже), что конкретные события слабо соответствуют определению “здоровые” данной сферы двусторонних отношений.

К позитиву можно было бы отнести и визит в КНР министра финансов США, который китайской Global Times оценивается как свидетельство “дальнейшей стабилизации связей между Китаем и США”. При этом, правда, подразумевается лишь финансово-экономическая сфера указанных отношений.

Но и в данной сфере позитивные эмоции может вызывать разве что впечатляющая цифра общего объёма двусторонней торговли, находящаяся в последние годы на уровне 700 млрд долл. Но, как и в любой “интегральной” характеристике некоторого сложного явления, в этой последней “зашиты” весьма разного рода элементы. Например, отрицательный для США торговый баланс, который годами устойчиво находится на уровне 400 млрд долл. Несмотря на предпринимавшиеся ещё предыдущей администрацией (совместно с КНР, что важно подчеркнуть) попытки  постепенного снижения данного негативного показателя.

Кроме того, экономика является крайне важной, но всё же одной из сфер межгосударственных коммуникаций. Как правило, она погружена в значительно более обширное пространство политических отношений. Особенности этой последней побуждают Вашингтон предпринимать по отношению к Пекину меры карательно-ограничительного плана, например, в области производства микроэлементов (“чипов”), контрпродуктивные с чисто экономических позиций. Указанные меры противоречат и основополагающим правилам международной торговли, при том, что у истоков их формирования находился сам Вашингтон.

Иначе говоря, те самые “чисто экономические” проблемы в отношениях между двумя ведущими мировыми державами заведомо не могут обсуждаться вне политического контекста. Поэтому представляется несомненным, что полномочия Дж. Еллен в ходе данного и предшествующего визитов в КНР далеко выходили за те пределы, которые предусмотрены фактом нахождения её на нынешнем посту в действующей администрации США.

Собственно, об этом говорится и в официальном сообщении министерства финансов США от 2 апреля с.г., когда среди задач предстоящей поездки руководителя данного ведомства упоминается проблематика “прежде всего обеспечения безопасности, а также соблюдения наших и союзников национальных интересов, в том числе, в сфере прав человека”.

Во время пребывания в КНР гостья приняла участие в разного рода мероприятиях, а также получила возможность побеседовать с государственными и партийными деятелями, включая самого высокого ранга. В частности, в Пекине её принял премьер-министр КНР Ли Цян. Насколько можно понять, в ходе переговоров, наряду с протокольного плана взаимными любезностями, стороны достаточно жёстко отстаивали собственные исходные позиций относительно причин, а также характера разрешения проблем в экономической сфере американо-китайских отношений.

В частности, в комментариях обращается внимание на появление в претензиях Дж. Йеллен, отправлявшихся в сторону собеседников, новаций, которые на этот раз выражались в меме “об избыточных мощностях” китайской промышленности. Что, по мнению гостьи, чревато разрушением системы международной торговли. В основном указанные претензии касались производства электромобилей, панелей солнечных электростанций, продукции современной электронной промышленности. В свою очередь её партнёры акцентировали внимание на “политизацию” американской стороной двусторонних экономических отношений.

В целом же скорее сам факт небывало длительной поездки министра финансов США в КНР оценивается комментаторами в обеих странах в качестве важного свидетельства сохранения в рабочем состоянии линий коммуникаций между ними.

Что, заметим в очередной раз, приобретает крайне важное значение в условиях, когда, повторим, продолжается процесс накопления негатива в сфере политико-стратегических отношений между Вашингтоном и Пекином. Прежде всего обращает на себя внимание всё большая конкретика в планах первого по созданию в Индо-Тихоокеанском регионе нечто похожего на “Азиатское НАТО” (о чём разговоры ведутся с начала нулевых годов). Базой для постепенной реализации подобных планов, видимо, послужит конфигурация AUKUS, в которую входят Австралия, Соединённое Королевство и США.

Первым же этапом её расширения может стать присоединение Японии и Филиппин, о чём всё чаще говорится на вполне солидных информационных площадках. В эти планы вписывается предстоящий в Вашингтоне саммит “США-Япония-Филиппины”. Его подготовкой занимался побывавший недавно с визитом в Токио только что назначенный на должность первого заместителя госсекретаря США Курт Кэмпбелл. Сам же факт указанного назначения свидетельствует об организационном оформлении давно наметившегося сдвига из Евро-Атлантики в ИТР фокуса внешнеполитических интересов США.

К проведению упомянутого саммита приурочены совместные учения в Южно-Китайском море (где ситуация складывается особенно напряжённо) ВМС всех трёх стран плюс Австралии. Примечательно, что в тот же день было заявлено об учениях в ЮКМ подразделений ВМС и ВВС НОАК.

В период с 22 апреля по 8 мая на территории Филиппин и островах того же ЮКМ пройдут очередные комбинированные военные учения Balikatan с тем же составом участников, к которым присоединится французский фрегат. 17 тысяч военнослужащих (по большей части американцев) впервые будут “защищать” не территориальные воды Филиппин, а 200-мильную зону исключительных экономических интересов этой страны.

Содержание двух других информационных вбросов также очевидным образом противоречит намерениям придать “здоровый” характер военной сфере американо-китайских отношений. Во-первых, сообщается о предстоящем повышении уровня управления группировкой вооружённых сил США в Японии, а также степени взаимодействия между оборонными ведомствами обеих стран. Во-вторых, командующий сухопутными силами США в ИТР генерал Ч. Флинн в интервью японской прессе заявил о планах размещения в регионе ракет среднего радиуса действия.

Отметим в очередной раз, что стратегия, в рамках которой Вашингтон отправляет в сторону главного геополитического оппонента сигналы прямо противоположного содержательного наполнения, обозначатся первым термином “управляемая конкуренция”. Она призвана обеспечить достижение собственных целей, не доводя отношения с Пекином до состояния, чреватого прямым военным конфликтом.

Укажем также, что данная стратегия отнюдь не является новацией последнего времени, поскольку она же свыше 40-а лет реализуется (отметим, пока вполне успешно) в такой частной компоненте отношений с КНР, каковую составляет Тайваньская проблема. Кстати, на Тайване, где с особым вниманием наблюдают за взаимными манёврами двух главных мировых игроков, от которых зависит его собственная судьба, указанная стратегия была определена недавно термином “кризисное управление”.

Широко используемое в сфере бизнеса, оно адекватно отражает реальную политику руководства США на китайском направлении. В данном же случае упомянутый термин появился в комментарии к телефонному разговору американского президента с лидером КНР.

Хотя в ходе обсуждавшейся здесь поездки министра финансов США решались в том числе “профильного” плана проблемы, но представляется очевидным, что само данное мероприятие в целом вписывается в ту же стратегию “кризисного управления”, которой придерживается Вашингтон в отношениях с Пекином.

 

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”

Похожие статьи: