23.07.2023 Автор: Владимир Терехов

По итогам визита в КНР министра финансов США

Визит в КНР министра финансов США

В период 6-9 июля с. г. прошёл визит в КНР министра финансов Джанет Йеллен, который стал заметным событием в отношениях между двумя ведущими мировыми державами.

Впрочем, его значимость обусловлена скорее фактом свершения, поскольку ещё месяц назад сама вероятность поездки в Пекин Дж. Йеллен оценивалась невысоко. Ибо на фоне общего напряжённого состояния двусторонних отношений руководство КНР демонстрирует готовность вести диалог только с теми представителями действующей администрации США, которые хотя бы публично не проявляют признаков враждебности.

Между тем состоявшееся 20 апреля выступление той же Дж. Йеллен в Университете Джонса Хопкинса, наделавшее немало шума, содержало в себе ряд жёстких ремарок в адрес ныне главного геополитического оппонента. После чего она вполне могла оказаться в положении министра обороны США Ллойда Остина, то есть присоединиться к тем представителям американской администрации, с которыми руководство КНР, повторим, избегает пока вступать в деловые переговоры.

В то время как как сам факт поддержания линий коммуникаций  между двумя ведущими участниками современного этапа “Большой мировой игры” является одним из тех обязательных условий, соблюдение которых позволит избежать перспективы возникновения непреодолимых линий раскола между разными группами игроков. При весьма вероятном последующем переходе самой игры в фазу всеобщей свалки с рукоприкладством.

Как это не раз происходило в истории человечества. Которое, зализывая раны, полученные от очередного погрома, чаще всего не в состоянии с уверенностью сказать, а, собственно, из-за чего всё случилось. И в итоге вспоминает некие изначальные пустяки: кто-то на кого-то косо посмотрел, услышав в ответ обидное слово. Или коварный гость, воспользовавшись гостеприимством, увёл у хозяина красавицу-жену.

Однако нынешняя чрезвычайная опасность неадекватного реагирования на подобного рода “пустяки” обусловлена неимоверно возросшей “ценой вопроса-недоразумения”.  Резко же увеличиваться она начала с момента инициирования 5-6 веков назад в Европе процесса “возврата к историческим корням”, истоки которых связывались с тем самым мифом о “похищении”.

Но (неизбежным) спутником запуска “прогресса” с резким расширением знаний о реальном окружающем мире, решением многих проблем бытия стало непрерывное совершенствование арсенала орудий убийства. Если сегодня их использовать “по полной программе” в некотором обостряющемся конфликте, то скорее всего далее уже некому будет сочинять очередные сказки о “причинах” всего произошедшего.

Поэтому такую исключительную важность приобретает вопрос поддержания в рабочем состоянии, а также использования по назначению глобальных политических каналов коммуникаций в целом и между основными мировыми игроками, в особенности. Они нужны прежде всего для обмена мнениями по тем или иным возникающим проблемам и, как минимум, для разъяснения оппоненту собственной позиции по ним. Как максимум, в попытках согласования этих последних.

Сам факт обсуждаемого визита министра финансов США (а ранее госсекретаря Э. Блинкена) свидетельствует о стремлении сторон к поддержанию в рабочем состоянии двусторонних линий коммуникаций. Хотя, судя по доступной информации, они используются пока в упомянутом выше “минимальном” формате, то есть в целях разъяснения “истинных позиций, по которым у оппонента могло сложиться определённое недопонимание”.

В данном же случае “объясняться” в основном пришлось гостье и по достаточно широкому кругу проблем, созданных в последние несколько лет Вашингтоном. Они были обозначены в комментарии министерства финансов КНР по итогам состоявшегося визита Дж. Йеллен. Ибо лишь в самое последнее время Пекин начал отвечать “в том же духе”. Что, не исключено, послужило дополнительным стимулом для появления сигналов из Вашингтона о желании “объясниться” с Пекином.

Обратим в очередной раз внимание на примечательную эволюцию во времени риторики первого в ходе создания проблем для второго. В конце правления предыдущей американской администрации она приобрела почти бескомпромиссный характер и, в частности, говорилось чуть ли не о полном экономическом “разъединении” (decoupling). На авторский взгляд, одним из практических следствий этой, родившейся в определённых политических кругах США, экономической нелепицы, стала потеря компанией Boeing гигантского китайского рынка продажи пассажирских самолётов. Который теперь успешно занимает европейская Airbus.

В Вашингтоне сообразили, что decoupling это, пожалуй, “слишком”. Поэтому в последние месяцы (в частности, на мероприятиях G7) используется более “мягкое” слово de-risking. Которым обозначается не тотальное “разъединение”, а только в наиболее современных технологических процессах, связанных прежде всего с производством новейших полупроводников. Собственно, упомянутый выше “ответ” Пекина (то есть установление контроля над экспортом некоторых из редкоземельных металлов, в сфере добычи и первичной обработки которых КНР является почти монополистом) и был спровоцирован намерением оппонентов заняться тем самым “снижением рисков”.

За несколько же дней до обсуждаемого визита в одном из интервью сама Дж. Йеллен для определения формата отношений с КНР использовала выражение “здоровая конкуренция”.

Поэтому, вполне вероятно, что на встречах с представителями высшего руководства, а также с министром финансов КНР перед гостьей ставился обобщённый вопрос: “Так всё-таки, госпожа министр, о чём идёт речь в наших с вами будущих отношениях: о “разъединении”, “снижении рисков”, “здоровой конкуренции”? Или всё это не более, чем игра словами”.

Сложность ситуации, в которой оказалась в Пекине Дж. Йеллен, обусловлена и тем, что по факту ей пришлось заниматься едва ли не всем комплексом проблем в отношениях между США с союзниками и КНР. Как уже накопившихся, так и формирующихся новых. Большая часть которых далеко выходит за сферу непосредственной ответственности министерства финансов США, но оказывают на эту последнюю самое непосредственное влияние.

Нельзя торгово-экономические аспекты американо-китайских отношений рассматривать вне контекста крайне важных и чреватых серьёзными последствиями некоторых трендов во внешней политике Вашингтона с союзниками. Из них едва ли не самыми примечательными являются попытки конкретной реализации давней концепции совмещения в единое целое комплекса союзнических (или даже квазисоюзнических) конфигураций, функционирующих под эгидой Вашингтона, но до сих пор в достаточно обособленном друг от друга формате.

О необходимости распространения на Азиатско-Тихоокеанский регион сферы ответственности главного их них в лице НАТО говорится с начала нулевых годов, когда вполне определённо обозначился факт превращения КНР во вторую мировую державу. Важными “кирпичиками” в попытках выстраивания “едино-западной” антикитайской военно-политической конфигурации могут оказаться формирование AUKUS и вполне отчётливо обозначившееся сближения между тем же НАТО и ключевым американским союзником в Азии в лице Японии. Этот второй тренд получил дальнейшее развитие на последнем саммите НАТО в Вильнюсе, что стало одним из главных его итогов. Предметом возрастающей настороженности Пекина  становится именно японо-натовское сближение,  а также попытки вовлечения в него Южной Кореи.

Весь этот негативный политический фон, несомненно, присутствовал в переговорах, проводившихся министром финансов США в ходе визита в КНР, итоги которых получили со стороны китайских экспертов сдержанно-осторожную оценку. Состояние же двусторонних отношений на момент окончания обсуждаемого визита характеризуется как “хрупкая оттепель”.

То есть подразумевается, что   вектор дальнейшего их развития находится под воздействием слишком многих факторов неопределённостей, чтобы говорить сегодня о нём что-нибудь более или менее внятное.

Отметим также, что никакого успеха не наблюдается в очевидных попытках Вашингтона хотя бы приостановить процесс всестороннего российско-китайского сближения. В частности, в Пекине совершенно недвусмысленно указывают пальцем на США с ближайшими союзниками, как истинных виновников разжигания костра под конфликтом на Украине. Об успешном развитии отношений между КНР и РФ свидетельствуют различные аспекты визита в первую делегации Совета Федерации второй.

Наконец, в качестве единственного пока позитива от обсуждавшегося здесь визита укажем на сохранение в рабочем состоянии всё тех же линий коммуникаций между двумя ведущими мировыми державами. Что немало по нынешним неспокойным, мягко говоря, временам. Этими линиями связи непременно и срочно надо воспользоваться в случае очередного недоразумения с “кражей красотки”.

Каковой сегодня может оказаться, например, Тайвань.

 

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”

Похожие статьи: