1 декабря 2023 г. ЦТАК сообщило о начале успешно выведенным на орбиту Земли первым военным разведывательным спутником КНДР «Маллигён-1» своей миссии (процедура настройки была завершена). Со 2 декабря к решению поставленных перед ним задач приступило и Управление операций спутниковой разведки, которое будет выступать в качестве самостоятельного органа военной разведки. Получаемая им информация будет докладываться в соответствующий исполнительный отдел Центрального военного комитета ТПК , а затем ключевым подразделениям, ответственным за сдерживание войны, и Главному разведывательному управлению армии.
То, что спутник не упал, не особенно повлияло на рассуждения о его возможностях или доле иностранной помощи, о чем мы напишем отдельно, а данный текст мы посвятим тому, как мир отреагировал на пуск и какие меры пытались принять США по данному поводу.
В целом, все было ожидаемо. Америка, Япония и Южная Корея, а также генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш, осудили запуск спутника, назвав его нарушением резолюций Совета Безопасности ООН, угрозой миру и стабильности на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии. Этот мотив повторялся почти в каждом заявлении
США решительно осудили запуск почти мгновенно. Как заявили в Совете национальной безопасности Белого дома, использование технологии баллистических ракет представляет собой грубое нарушение резолюций Совета Безопасности ООН. Использование технологий, которые напрямую связаны с северокорейской программой разработки межконтинентальных баллистических ракет, дестабилизирует ситуацию в регионе и за его пределами. Призвав мировое сообщество осудить действия Пхеньяна, в Белом доме подчеркнули, что возможности дипломатического решения северокорейских проблем не исчерпаны. В этой связи Северной Корее следует перейти от конфронтации с мировым сообществом к сотрудничеству.
Высокопоставленные дипломаты стран «Большой семерки» (Соединенных Штатов, Великобритании, Франции, Германии, Канады, Италии и Японии) тоже «самым решительным образом» осудили запуск, заявив, что он представляет «серьезную» угрозу миру в регионе и за его пределами. «Это действие представляет серьезную угрозу миру и стабильности в регионе и за его пределами…запуск с использованием технологии баллистических ракет, даже если он характеризуется как военный разведывательный спутник, представляет собой явное, вопиющее нарушение соответствующих резолюций СБ ООН». Кроме того, министры призвали Север отказаться от своих ядерных программ, подчеркнув, что Север «не может и никогда не будет» иметь статус государства, обладающего ядерным оружием, в соответствии с ДНЯО; подчеркнули, что на безрассудные действия Севера должен быть дан быстрый, единый и решительный международный ответ, особенно со стороны СБ ООН; попутно подтвердили осуждение поставок оружия из Северной Кореи в Россию.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг тем более осудил запуск КНДР военного спутника с использованием технологии баллистических ракет. «Это усиливает напряженность и представляет серьезную угрозу региональной и международной безопасности. Северная Корея должна прекратить свое безрассудное поведение, отказаться от своих ядерных программ и программ баллистических ракет и добросовестно заняться дипломатией»
Соперничающие партии РК осудили запуск, хотя по обычаю оппозиционная Демократическая партия раскритиковала и действия правительства, заявив, что «необходимо разработать эффективные меры контроля против провокаций со стратегическим оружием с Севера. Но это не должно привести к новым проблемам безопасности или политическому принесению в жертву безопасности людей на Корейском полуострове».
Консервативные СМИ РК писали, что запуск нарушает резолюции Совета Безопасности ООН, независимо от того, успешно ли работает спутник. Поэтому «Сеул должен сделать все возможное, чтобы запустить свой первый военный разведывательный спутник 30 ноября в Соединенных Штатах, учитывая срочность независимого обнаружения любых подозрительных передвижений северокорейских военных. В то же время правительство должно поддерживать сдерживание против Севера путем развертывания стратегических средств США, таких, как истребители-невидимки F-22 и атомные подводные лодки. Мы должны сурово поступить с Северной Кореей, если она снова прибегнет к военной провокации».
Позицию КНР хорошо иллюстрирует репортаж телеканала «Феникс «22 ноября власти КНДР заявили, что днем ранее на орбиту Земли был успешно выведен военный разведывательный спутник…
Излишне говорить, что эти угрозы возникли из-за принципиальной неурегулированности конфликта между КНДР и Республикой Кореей, сильного военного давления на КНДР со стороны Республики Кореи и США, а также фундаментальных противоречий и отсутствия доверия между США и КНДР.
Китай, безусловно, мог бы сыграть положительную роль в данной ситуации, но Китай не источник проблемы и не сторона конфликта. Поэтому ключ к выходу из тупика на Корейском полуострове лежит во взаимодействии между США и КНДР».
Что же до РФ, то 22 ноября 2023 года официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась так:
-21 ноября с.г. КНДР осуществила заблаговременно анонсированный запуск спутника, вызвавший крайне болезненную реакцию Сеула, Японии и США.В качестве «ответной меры» правительство республики Корея приняло решение частично приостановить действие межкорейского военного соглашения 2018 г., играющего важную роль в поддержании стабильности и недопущении вооруженных инцидентов в районе военно-демаркационной линии, чреватых перерастанием в крупномасштабный конфликт.
Подобные шаги южнокорейской стороны не могут не вызвать сожаления. Обостряющаяся напряженность вокруг полуострова является прямым следствием агрессивной военной активности США и их союзников, которые проводят военные учения практически в режиме нон-стоп и накачивают субрегион вооружениями.
Россия неизменно выступает за мирное урегулирование всего комплекса проблем Корейского полуострова исключительно политико-дипломатическими средствами, без внешнего давления и шантажа.
Российские эксперты высказались похоже. Так, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований ИКСА РАН Александр Жебинуказал, что Пхеньян действует в рамках права на самооборону.
Затем последовала очередная попытка ошельмовать действия Пхеньяна при помощи международного сообщества. 27 ноября (по местному времени) в Нью-Йорке прошло экстренное заседание Совета Безопасности ООН, посвящённое пуску. Инициаторами его созыва выступили восемь стран — США, Япония, Великобритания, Франция, Албания, Эквадор, Мальта и Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ).
Заседание началось с того, что помощник генерального секретаря по Ближнему Востоку, Азии и Тихоокеанскому региону Халед Хиари, заявил, что запуск ракеты Северной Кореей «представляет серьезный риск для международной гражданской авиации и морского сообщения»,
Причина этого в том, что хотя Северная Корея направила уведомление о запуске японской береговой охране, она не направила уведомления Международной морской организации, Международной организации гражданской авиации и Международному союзу электросвязи. Хиари напомнил об осуждении запуска Генеральным секретарем Антониу Гутерришем, отметив, что, хотя суверенные государства имеют «право извлекать выгоду из мирной космической деятельности», резолюции СБ ООН «недвусмысленно» запрещают КНДР проводить любые запуски с использованием технологии баллистических ракет.
Посол Северной Кореи в ООН Ким Сон выступил в защиту запуска ракеты как осуществления «суверенного» права Севера, обвинив СБ ООН в повторении своей «ненормальной и абсурдной» практики. Осудив сессию СБ ООН как вопиющее нарушение суверенитета Севера и серьезное вмешательство в его внутренние дела, Ким ясно дал понять, что пуск «направлен на то, чтобы получить четкую картину ужасных военных действий США и их последователей, чтобы мы могли быть полностью готовы к ним, поскольку их агрессивный характер становится все более очевидным с течением дней…Это законное и праведное осуществление прав на самооборону»: США угрожают Северу ядерным оружием, и у КНДР есть законное право разрабатывать, испытывать, производить и владеть системами вооружений, эквивалентными тем, которыми обладают США. Ким даже задал присутствующим вопрос: «В настоящее время на орбите Земли вращается более 5000 спутников, так почему же Вы обсуждаете только спутник Северной Кореи?».
Посол Южной Кореи в ООН Хван Чжун Кук в ответ заявил, что действия Пхеньяна – это не просто региональная, а глобальная проблема. Пхеньян выходит за рамки простого нарушения резолюций СБ ООН и переходит к нарушениям, которые «теперь почти издеваются» над решениями Совета, обратив внимание на то, что в ознаменование испытательного запуска МБР «Хвасон-17» в тот же день в прошлом году КНДР объявила 18 ноября Днем ракетной промышленности. «Я не могу найти ни одной другой страны в мире, которая отмечала бы в календаре свою незаконную деятельность, явно запрещенную Советом Безопасности ООН».
Однако Гэн Шуан, заместитель представителя Китая в ООН, сказал, что, если Север постоянно чувствует угрозу, его «законные» проблемы безопасности остаются нерешенными — очевидно, в защиту позиции Севера. Он также сказал, что «благоприятная» обстановка «необходима» для решения проблемы Корейского полуострова.
Заместитель Постоянного представителя РФ рот ООН А.М.Евстигнеева отметила, что Россия обеспокоена стремительным развитием нового витка эскалации на Корейском полуострове. «На протяжении последних месяцев мы слышим от Вашингтона и его союзников в регионе регулярные алармистские сигналы о наращивании КНДР баллистической программы, угрожающей их национальной безопасности. При любой возможности делегация США созывает Совет Безопасности для того чтобы выставить себя чуть ли не жертвой ситуации, созданной якобы исключительно Пхеньяном».
Однако стоит рассмотреть нынешнее положение дел в регионе в комплексе. Еще в марте маневры США, Японии и Республики Корея, которые проводились в непосредственной близости границ КНДР, «поражали своей масштабностью», а к настоящему моменту за текущий год союзниками были проведены шесть совместных учений при непосредственном участии «стратегических активов» США. «Весьма интересно услышать от американской делегации, насколько эти действия соотносятся с требованием пункта 28 резолюции Совета 2397 о необходимости работы над ослаблением напряженности на Корейском полуострове и за его пределами»?
Российский дипломат отметила, что Москва «не поддерживает шаги ни одной из сторон, которые идут вразрез с задачами установления долгосрочного мира в регионе» и потому предложила обратить внимание на планы Сеула запустить свой первый разведывательный спутник с американской базы Ванденберг или сигналы об «усилении взаимодействия» Токио и Сеула с Вашингтоном в ядерной сфере, которые вполне можно истолковать как допущение возможности размещения на их территории американского ядерного оружия и разработки собственного. «Сегодня, кстати, мы вновь не услышали должной оценки этих провокационных шагов со стороны Секретариата ООН». На этом фоне неудивительно, что Пхеньян, которого пытаются «загнать в угол», стремится принять посильные меры в интересах самозащиты.
Евстигнеева напомнила, что Россия неизменно выступает за мирное урегулирование всего комплекса проблем Корейского полуострова исключительно политико-дипломатическими средствами, без внешнего давления и шантажа. Российско-китайский проект политико-гуманитарной резолюции СБ ООН, принятие которого может стать действительно конструктивным вкладом Совета в разрешение нынешней непростой ситуации на Корейском полуострове, по-прежнему остается на столе.
В результате из-за возражений Китая и России Совет Безопасности ООН не смог принять никаких документов. И страны-инициаторы ограничились громким совместным заявлением, которое, однако, представляло собой сотрясение воздуха. Как отметила посол США в ООН Линда Томас-Гринфилд, два постоянных члена СБ ООН не пожелали осудить опасный запуск: «Сколько еще раз мы должны собираться на подобные брифинги, прежде чем Россия и Китай присоединятся к нам и потребуют от КНДР отказаться от своих программ создания оружия массового уничтожения и баллистических ракет»?
Дипломатический ответ Севера был многоэтапным. 27 ноября заместитель министра иностранных дел КНДР по делам международных организаций Ким Сон Гён опубликовал заявление для печати в связи с итогами обсуждения на СБ ООН и Совместным заявлением 10 стран», которое опубликовали США и их сателлиты. По его мнению, оно «четко показывает, в чем заключается причина сегодняшней дисфункции СБ ООН, не выполняющего свою большую ответственность в обеспечении глобального мира и безопасности».
США и их сателлиты настаивают на том, что КНДР не вправе пользоваться закономерным правом на освоение космоса, которым могут пользоваться все члены-государства ООН. Их разбойническое настаивание является не только вопросом, просто связанным с дискриминацией и двойными стандартами: если выведенный в космос спутник-разведчик становится «угрозой» государствам, которые подписали «Совместное заявление», то атомные авианосцы, стратегические атомные подлодки и ядерные стратегические бомбардировщики, переброшенные США на порог КНДР, являются «посланцами дружбы и мира» или угрожают КНДР?
Оттого «КНДР будет достойно, решительно и безупречно пользоваться своими суверенными правами, в том числе правом на запуск спутника. Это послужит вкладом в установление справедливого, равного и нового международного порядка. Если США и их сателлиты, ссылаясь на незаконные «резолюции» СБ ООН, опять попытаются нарушить суверенитет КНДР, то они будут нести полную ответственность за все вытекающие последствия».
29 ноября первая сестра и заместитель заведующего отделом ЦК ТПК Ким Ё Чжон опубликовала заявление для печати, выразив сожаление по поводу того, что «СБ ООН, который должен строго уважать цель и принципы Устава ООН, превращается в анархию, где из-за США и некоторых их сателлитов грубейшим образом попирается суверенитет суверенных государств, нагло применяется крайний двойной стандарт, царят несправедливость и насилие»
Ким указала на несоответствие американских заявлений о готовности к диалогу и военной активности в регионе, и указала, что в таком контексте «наша постоянная позиция в отношении США – надо быть готовыми не только к диалогу, но и к конфронтации». При этом «суверенитет суверенного государства ни в коем случае не может быть предметом обсуждения, и мы никогда не будем сидеть за столом с США для обсуждения того».
За обсуждением в СБ ООН последовала новый виток односторонних санкций. 30 ноября 2023 г.в ответ на «запуск Пхеньяном спутника-шпиона» Соединенные Штаты ввели санкции против «северокорейской группы кибершпионажа и восьми базирующихся за рубежом агентов режима». Хакерами, правда, оказались пресловутые KIMSUKY, чья северокорейская принадлежность вызывает у автора глубокие сомнения.
Среди физических лиц, попавших под санкции, были Кан Ген Иль и Ли Сон Иль, которые являются базирующимися в Иране представителями Green Pine, организации, назначенной США и ООН ответственной примерно за половину экспорта оружия и связанных с ним материальных средств Северной Кореей. По данным министерства обороны США, компания Green Pine специализируется на производстве морских военных судов и вооружений и предоставляла техническую помощь и оружие иранским фирмам, связанным с обороной.
Вслед за этим 1 декабря РК ввела односторонние санкции в отношении 11 северокорейских лиц, участвующих в разработке спутников и баллистических ракет, в ответ на запуск Пхеньяном военного разведывательного спутника. Как сообщили в министерстве иностранных дел РК, в санкционном списке сотрудники Национального управления аэрокосмических технологий, машиностроительных заводов Рёнсон и Тэсон, министерства обороны, министерства машиностроения и посольства Северной Кореи в России. Их обвиняют в участии в исследованиях и разработках, связанных с баллистическими ракетами и их эксплуатацией. Это 13-й по счёту санкционный список в отношении Пхеньяна после прихода к власти администрации Юн Сок Ёля в мае прошлого года. Всего за это время под санкции попали 53 юридических и 75 физических лиц. Заявление, сделанное Сеулом, совпало с серией санкций против Северной Кореи со стороны США, Японии и Австралии.
В ответ 2 декабря представитель МИД КНДР опубликовал заявление для печати под заголовком «Решительная защита суверенитета и интересов безопасности государства от посягательства враждебных сил – суверенное право КНДР», где раскритиковал новоналоженный пакет санкций, которые «являются всего лишь «успокоительным средством» для утешения озабоченности и нетерпеливости по поводу порядка гегемонии во главе с США, которая нарушается с каждым днем, и не могут оказать никакого практического влияния на наше нынешнее и будущее пользование суверенным правом» и предупредил об ответных мерах «в отношении лиц, учреждений и организаций США и их сателлитов, которые соучаствовали в составлении и выполнении политики санкций в отношении КНДР». Вне зависимости от того, что говорят другие, КНДР будет достойно и без сожаления пользоваться своим суверенным правом, включая запуск спутника, и прилагать все усилия к защите суверенитета и интересов безопасности государства от всяких угроз и препятствия со стороны внешних сил, к обеспечению мира и безопасности на Корейском полуострове и в регионе.
Но самым важным обостряющим следствием запуска спутника был конец межкорейского соглашения в военной сфере (МСВО). В целом, автор ждал, когда это случится, и как и ожидалось, в качестве «ответа на провокации» РК частично приостановила действие МСВО, после чего 23 ноября КНДР заявила, что вообще не считает себя связанным этим документом. После чего ремилитаризация приграничья началась, но подробнее об этом – уже в следующем тексте автора.
Konstantin Asmolov, Candidate of Historical Sciences, Leading research fellow of the Center for Korean Studies at the Institute of China and Modern Asia of the Russian Academy of Sciences, exclusively for the online magazine “New Eastern Outlook”.