11.12.2023 Автор: Александр Сваранц

Политические декларации Турции без практического продолжения

Политические декларации Турции без практического продолжения

Очередной палестино-израильский конфликт вновь вывел Ближний Восток на передовые полосы мировой прессы и политики. На второй месяц продолжающейся войны становится очевидным (впрочем, как и в прошлые разы столь затянувшегося конфликта по судьбе Палестины), что мир разделился в своих оценках и реакции.

По-прежнему однозначную произраильскую позицию декларативно и реально занимают США и большинство стран Европы. Исламский мир формально вроде на уровне деклараций, словесных угроз и озабоченностей поддерживает Палестину. Однако мы не видим решительных действий ни со стороны Арабского Востока, ни стран исламского мира в целом в плане принятия согласованных единых и решительных подходов в адрес Израиля. И в этом плане показательна дипломатия Турции.

Президент Р. Эрдоган изначально попытался после событий 7 октября, когда была очевидна массированная террористическая атака ХАМАС на Израиль, выждать паузу и выступить с позиции беспристрастного посредника. Тогда Анкара призывала стороны к прекращению огня и миру, предлагала созвать представительную международную конференцию с идеей образования государства Палестина с центром в Восточном Иерусалиме при гарантиях безопасности со стороны Турции. Однако инициативы Турции не были особо приняты ни со стороны США, ни тем более Израиля. Тель-Авив тогда ответил Эрдогану устами своего посла в Анкаре Ирит Лилиан, что сейчас не время переговоров, а время военного подавления терроризма.

Спустя 20 дней после начала данного конфликта и поражения Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ) баптистской больницы Аль-Ахли 27 октября, Турция поменяла свои подходы к Израилю и обвинила его в совершении «массовой резни», «военных преступлений» и «геноцида» против палестинцев в секторе Газа. На следующий день 28 октября Эрдоган лично созвал «великий палестинский митинг», численность которого превысила 1,5 млн чел. Турция отказалась называть ХАМАС террористической организацией, а признала его легитимной политической структурой, ведущей справедливую борьбу за освобождение от израильского апартеида. Более того, Эрдоган стал публично обвинять США и коллективный Запад в пособничестве Израилю.

Однако многочисленные встречи Эрдогана и его министра иностранных дел Фидана с исламскими и иными зарубежными партнерами (включая «холодный прием» госсекретаря США Энтони Блинкена в Анкаре) так и не привели к реализации турецких политических инициатив по части палестинского вопроса.

Участие Эрдогана на Х общетюркском саммите 3 ноября, где, казалось, Турция является бесспорным лидером и авторитетом для всех членов и кандидатов в члены Организации тюркских государств (ОТГ), не способствовало принятию общей антиизраильской резолюции. Лидер Турции продолжал свои громкие заявления и обвинения Израиля в тяжких преступлениях, а лидеры союзных тюркских стран лишь молча выслушивали своего «старшего брата» и ограничились намерением самостоятельно оказать посильную гуманитарную помощь единоверцам из сектора Газа.

Внеочередной саммит Организации исламского сотрудничества (ОИС), состоявшийся 11 ноября в Эр-Рияде, также особо не позволил Турции принять согласованные и совместные действенные решения против Израиля. Ключевые арабские страны (Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Иордания, Бахрейн) фактически блокировали инициативы того же Ирана по части военной коалиции, экономического эмбарго и закрытия воздушного пространства над Израилем. Турция в Эр-Рияде не показала особой «бойцовской» настроенности.

Тем не менее, антиизраильская риторика с подачи Эрдогана «не остывает» в политической жизни Турции. Анкара заявила об обращении в МУС с требованием привлечь к ответственности премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху за «военные преступления» и «геноцид» в секторе Газа. Однако каким образом не член МУС Турция посредством своего минюста подала подобный иск, с процессуальной точки зрения остается вопросом. Какие доказательства генпрокуратура Стамбула при этом приложила к турецкому иску против Нетаньяху – тоже вопрос. Видимо, поэтому Эрдоган поручил главе собственной разведки MIT Ибрагиму Калыну собрать доказательства преступлений израильской армии в секторе Газа.

Мы уже отмечали в наших прошлых публикациях, что подобную активность президента Турции эксперты справедливо связывают с его желанием получить роль лидера исламского мира и статус постоянного члена Совета безопасности ООН. Последнее позволит Реджепу Эрдогану войти в турецкую историю как великий лидер наравне с тем же Кемалем Ататюрком или султанами-победителями османской эпохи (Мехмед Фатих, Селим Явуз, Сулейман Кануни), ибо так Турция займет место крупной мусульманской державы и вернет себе имперский статус.

Политолог Турал Керимов полагает, что антиизраильская риторика позволила Эрдогану поднять в регионе свой рейтинг на 15%. Иными словами, согласно Т. Керимову получается, что Эрдогана заботит не истинная проблема мусульман-палестинцев, а лишь его личная популярность?

Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан полагает, что принципиальная позиция Анкары против действий Тель-Авива в секторе Газа сохранится, и турки способны даже пойти на полный разрыв дипотношений с Израилем. Однако, по мнению главного турецкого дипломата, высказанное в интервью арабскому изданию Al Jazeera, «чтобы достичь должного эффекта, аналогичное решение должны принять несколько стран». Турция надеется, что в этом вопросе исламским государствам следует поддерживать друг друга и действовать сообща единым фронтом. Иначе просто не будет мощного эффекта. Ну, а поскольку исламские государства пока что не демонстрируют наравне с Турцией подобную решительность в отношении Израиля, потому на данный момент Анкара не концентрируется на разрыве отношений с Тель-Авивом.

Если же нет разрыва дипотношений, то плохо или хорошо Турция сохраняет торгово-экономические связи с Израилем (например, транзит нефти из дружественного Азербайджана через турецкую территорию в Израиль).

В свою очередь президент Турции пообещал продолжить работу своей дипломатии с целью обеспечения международной изоляции Израиля в связи с его преступлениями в секторе Газа. Правда, каким образом Реджеп Эрдоган может гарантировать международную изоляцию Израилю, если даже его «младший брат» Ильхам Алиев не слушает Анкару и продолжает военное и экономическое партнерство с правительством того самого Биньямина Нетаньяху? А что уж тут говорить про Саудовскую Аравию, Египет, Иорданию, ОАЭ и т.д.?

Reuters сообщал, что при посредничестве Катара обсуждается заключение соглашения между ХАМАС и Израилем об обмене 50 израильских пленных из списка 200 на трехдневное прекращение огня, что должно позволить увеличить поставки гуманитарной помощи гражданскому населению Газы и эвакуации тяжело-раненных. Турция готова была поддержать данную политическую сделку в рамках посреднической дипломатии. Однако «короткий мир на 50 пленных» пока что не состоялся, поскольку Израиль потребовал не разлучать пленных с членами их семей, то есть 50 чел. + члены их семей, оказавшихся в плену.

Именно поэтому российский политолог Алексей Мухин отмечает, что «эмоциональные заявления и шаги Эрдогана понятны, их смысл на поверхности: он использует конфликт на Ближнем Востоке для укрепления влияния Турции в мусульманском мире. Но заявления эти именно эмоциональные и вряд ли получат какое-то практическое продолжение».

В числе причин отсутствия практического преломления турецких инициатив отмечается однозначная позиция США в пользу Израиля. В свою очередь пока что действующий премьер-министр израильского правительства Б. Нетаньяху называет обвинения Р. Эрдогана демагогией и беспочвенными, чего, конечно, Тель-Авив не собирается слушать и будет действовать по собственному усмотрению.

Возможно, Эрдоган, публично отказавшись от каких-либо форм общения с Нетаньяху, рассчитывает на скорую отставку последнего и приход нового лидера в израильскую власть. Все, конечно, течет и меняется. Однако сменится ли так скоро Биньямин Нетаньяху на главу оппозиции Яира Лапида или еще кого-то (например, представителя правящего блока Ликуд, ныне потерявшего вдвое доверие общества, либо Авигдора Либермана – лидера партии «Наш дом Израиль», вошедшего 16 октября в состав правительства чрезвычайного положения) – это известно израильскому политическому обществу (возможно, еще и американцам) и одному Богу. Но при всех случаях, еврейские политики сохраняют хорошую память и лучше других знают свои интересы, союзников и противников.

 

Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: