В декабре с. г. исполнится ровно 50 лет с момента установления официальных отношений между Японией и Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), включающей сегодня 10 стран, то есть почти всех в данном субрегионе (кроме Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор). Отметим, что на нынешнем этапе “Большой мировой игры” “цена вопроса” контроля над ним непрерывно возрастает.
Также как растёт значимость данного субрегиона во внешней политике Японии, которая после поражения во Второй мировой войне возвращается за стол упомянутой игры в качестве одной из основных её участниц.
Не забудем, впрочем, что 80 лет назад “азиатско-тихоокеанская ветвь” ВМВ существенным образом была вызвана всё тем же стратегическим движением Императорской Японии на юго-запад. С планами остаться навсегда на промежуточной станции под названием “Юго-Восточная Азия”. Тогда это не понравилось некоторым из ведущих мировых держав, что, собственно, и спровоцировало ту самую “ветвь” ВМВ.
Но времена меняются, и сегодня главный враг Японии того времени всячески поощряет фактически всё то же её стратегическое движение на юго-запад. Важно, однако, отметить, что сама Япония сменила главный инструмент, с помощью которого реализуется “второе издание” данной стратегии. В течение последних 60-и лет Япония восстанавливала и укрепляла политический авторитет в мире в целом и в ЮВА особенно с использованием фактора быстро растущей (в первой половине упомянутого периода) собственной экономики.
Хотя в последние годы присутствие и военного инструментария в данном процессе становится всё более заметным. Пока он задействуется главным образом в компании с ключевым союзником (США), а также ближайшими региональными внешнеполитическими партнёрами, каковым уже является Австралия. В схожем качестве на горизонте обозначается (и всё более отчётливо) Индия.
Смена (по сравнению с предвоенным периодом) “порядка ходов” в предпочтительном использовании экономического и военного инструментов имела самые позитивные последствия для всего процесса завоевания Японией политического авторитета прежде всего в странах ЮВА.
Одной из главных и чрезвычайно эффективных компонент экономического инструмента оказалась, реализуемая по линии МИД страны и действующая с 1954 г., программа “Официальная помощь развитию” (Official Development Assistance, ODA). По экспертному мнению, ODA оказалась “феноменом современной мировой экономической истории”, который позволил Японии зарекомендовать себя в качестве “супердержавы по линии помощи, превосходя по её ежегодным потокам даже США”. Отметим, что указанные формулировки использованы в исследовании, которое посвящено роли ODA в развитии отношений Японии со странами АСЕАН.
Поэтому никакого удивления не должна вызывать весьма позитивная реакция едва ли не всех стран региона на разностороннюю активизацию здесь Японии. Чему способствует другой крайне важный фактор, обусловленный едва ли не главным феноменом современного этапа “Большой мировой игры”, обусловленного становлением КНР в качестве второй мировой державы, интересы которой приобретают глобальный характер. Но, естественно, что подобного рода претензии Пекина распространяются прежде всего на соседний субрегион ЮВА. К которому, между прочим, непосредственно примыкает Тайвань.
В очередной раз эти претензии были обозначены в конце августа в виде опубликования в конце августа набора “стандартных карт” территорий собственно Китая и других регионов мира. Что вызвало негативную реакцию ряда стран АСЕАН, прежде всего, со стороны Филиппин, Вьетнама и крупнейшей страны ЮВА Индонезии. При том что Пекин уже давно является главным торговым партнёром едва ли не всех стран-членов АСЕАН и в последние годы отдавал предпочтение курсу на смягчение проблем в отношениях с ними.
Поэтому, повторим, естественным смотрится благожелательное отношение, прежде всего упомянутых трёх (но не только) стран региона к процессу расширения всестороннего присутствия здесь геополитических оппонентов КНР. К которым в первую очередь относятся, конечно, США. Но и своего рода “возвращение” в ЮВА Японии тоже встречается вполне позитивно.
Таков в общих чертах политико-экономический фон, на которым действующее правительство Японии уже проводит серию мероприятий накануне 50-летия установления отношений с АСЕАН. Их важной компонентой стали визиты в страны региона членов императорской семьи, а также членов правительства.
И прежде всего укажем на состоявшийся в июне с. г. первый после занятия в 2019 г. трона (если не считать “ритуально-обязательное” присутствие на похоронах британской королевы Елизаветы II) выезд императора с супругой за границу с государственным визитом в Индонезию. Отметим, впрочем, что, согласно действующей с 1947 г. в Японии конституции, статус императора носит главным образом символически-представительский характер. То есть в ходе данной поездки император Нарухито не решал каких-либо конкретных политических задач в отношениях с ведущей страной АСЕАН.
Но связанная с данной поездкой символика (“дипломатия доброй воли”) представляется совсем не второстепенной. Примечательным, в частности, оказалось посещение императорской четой расположенного в Джакарте места захоронения как индонезийских, так и японских солдат, погибших во время ВМВ. В заявлении для журналистов император Нарухито, ссылаясь на “дипломатическое прошлое”, в частности, выразил надежду на то, что его визит в Индонезию “поможет углубить дружеские отношения между нашими странами”.
20-24 сентября наследный принц Акисино с супругой совершили поездку во Вьетнам по случаю той же 50-й годовщины установления двусторонних дипломатических отношений. В ходе данного визита были проведены несколько не менее примечательных, хотя и того же символического плана мероприятий. В частности, наследник престола с супругой посетили мавзолей основателя современного Вьетнама Хо Шимина.
Политической же конкретикой в регионе занималась новый руководитель МИД страны Ёко Камикава, в первой половине октября последовательно посетившая Бруней, тот же Вьетнам, Лаос и Таиланд. Подводя итоги данного турне, одна из ведущих японских газет Yomiuri Shimbun и в данном случае отмечает, что страны ЮВА стали первыми после назначения Ё. Камикавы на пост руководителя японской внешнеполитической дипломатией.
Из наиболее значимых моментов этого турне укажем на посещение Вьетнама, в ходе которого, в частности состоялись её переговоры с вьетнамским коллегой. В сообщении японского МИД об указанной встрече обращает на себя внимание намерение повысить уровень двусторонних отношений и в самых разных областях. В частности, упоминается посещение летом с. г. порта Камрань вертолётоносцем “Izumo” в сопровождении эсминца японских ВМС.
Укажем, впрочем, что первый выезд Ё. Камикавы за границу произошёл несколько ранее в связи с возложенным на неё представительством Японии на очередной Генеральной Ассамблее ООН. На полях непосредственной работы данной уважаемой организации прошли некоторые знаковые мероприятия с участием Ё. Камикавы, из которых выделим очередную министерскую встречу стран-участниц Quad. Данное мероприятие лишний раз обозначило наиболее предпочтительных партнёров Японии на международной арене, которые как все вместе, так и по отдельности всё более активно заявляют о себе в различных зонах Индо-Тихоокеанского региона и в первую очередь в ЮВА. Что, в частности, нашло отражение и в сообщении того же МИД Японии об указанной встрече.
Завершится же посвящённая 50-летию установления отношений Японии с АСЕАН серия мероприятий специальным саммитом, который состоится в декабре нынешнего года.
Наконец, обратила на себя внимание статья (явно “приуроченная к случаю”) ректора Университета префектуры “Кумамото” в редакционном разделе той же Yomiuri Shimbun на тему “утраты смысла” к дальнейшему существованию АСЕАН. То есть организации, с которой правительство Японии столь масштабно отмечает полувековой период сотрудничества.
Автор настоящей статьи давно ожидал появления нечто похожего из авторитетно-экспертного источника. Ибо, действительно, давно обозначилось явное несоответствие амбиций руководства данной (тоже уважаемой) организации с фактическим состоянием дел как в окружающем её пространстве, так и внутри неё самой. Всё более заметными становятся “раздёргивание” отдельных членов АСЕАН ведущими мировыми игроками, неудача с попытками повысить долю внутренней торговли с трети (от всего товарооборота Ассоциации), на которой она пребывает в течение десятилетий. Не приводят ни к каким результатам попытки вмешательствf (предпринимаемые, скорее под давлением Вашингтона) во внутриполитическую ситуацию Мьянмы.
Впрочем, независимо от дальнейшей судьбы АСЕАН, никуда не исчезнут как сам регион ЮВА, так и образующие его страны. А, следовательно, продолжится процесс расширения всестороннего присутствия здесь Японии.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».