Как заявлял журналистам первый заместитель советника по национальной безопасности Ким Тхэ Хё еще до визита, приглашение Юна на саммит «станет возможностью подтвердить наш статус глобального партнера по защите основанного на правилах международного порядка и реагированию на глобальные вызовы». Поэтому во время выступления на расширенной сессии G7 20 мая президент РК активно демонстрировал «глобальную Корею», в основном касаясь гуманитарных вопросов и «борьбы за все хорошее». Так, Юн пообещал выделить дополнительные 24 миллиона долларов США (почти втрое более того, что Южная Корея вносила до сих пор) в виде взносов в Коалицию за инновации в области обеспечения готовности к эпидемиям (CEPI, базирующееся в Осло международное государственно-частное партнерство для финансирования независимых исследовательских проектов по разработке вакцин против возникающих вирусных угроз). Кроме того, Юн объявил о планах расширения Чрезвычайного рисового резерва «АСЕАН+3» и обещал укрепить мощности по производству риса в семи бедных африканских странах в рамках так называемого проекта «K-rice belt», направленного на то, чтобы поделиться технологиями производства риса в Южной Корее со странами, расположенными к югу от Сахары. Юн также пообещал удвоить объем южнокорейской рисовой помощи развивающимся странам по линии Всемирной продовольственной программы ООН с 50 000 тонн до 100 000 тонн.
На втором расширенном заседании, посвященном вопросам климата, энергетики и окружающей среды, Юн подчеркнул планы Южной Кореи по активному сотрудничеству с G-7 для решения проблем климата, —в частности, объявил о решении активно продвигать политику углеродной нейтральности, одновременно поощряя новые низкоуглеродные отрасли промышленности.
19 мая Юн Сок Ель и премьер-министр Австралии Энтони Альбанезе договорились расширить сотрудничество в оборонной и оружейной отраслях. Альбанезе «выразил надежду, что две страны увеличат частоту региональных военных учений, в которых принимают участие обе страны». Оба лидера также договорились о более тесном сотрудничестве, «основанном на общем понимании того, что беспрецедентные провокации Северной Кореи представляют серьезную угрозу миру и процветанию в регионе и за его пределами».
19 мая Юн Сок Ель попросил премьер-министра Вьетнама Фам Мин Чиня оказать дальнейшую поддержку южнокорейским предприятиям, работающим в его стране, выразив надежду, что две страны будут более тесно общаться и сотрудничать после того, как в прошлом году их отношения достигли уровня всеобъемлющего стратегического партнерства. Президент подчеркнул, что Вьетнам является третьим по величине торговым партнером Южной Кореи, и 8000 южнокорейских предприятий, работающих во Вьетнаме, являются важным активом, и поблагодарил премьер-министра за то, что он лично разрешил их трудности, организовав встречу с лидерами бизнеса в прошлом и позапрошлом годах. Фам поблагодарил Юна, сказав, что надеется на увеличение помощи Южной Кореи в таких областях, как финансы, технологии, развитие людских ресурсов и институциональные улучшения. Вместе же стороны надеются к 2030 году достигнуть размеров товарооборота в 150 млрд долларов.
20 мая Юн Сок Ель и премьер-министр Индии Нарендра Моди договорились развивать сотрудничество в области обороны и передовых технологий. Юн поблагодарил Моди за участие в Саммите за демократию, совместно организованном Южной Кореей и Соединенными Штатами в марте 2023 г. Стороны «договорились развивать сотрудничество не только в области вооружений, которые включают самоходные гаубицы К-9, но и в области передовых технологий, таких как цифровые технологии, био-здравоохранение и космос». Достигнута также договорённость о расширении товарооборота на основе двустороннего Всеобъемлющего соглашения об экономическом партнёрстве, вступившего в силу в 2010 году. Юн Сок Ёль призвал главу Индии применять более подходящие требования к таможенным пошлинам в отношении южнокорейских компаний, работающих на индийском рынке. Стороны договорились продолжать развитие особых стратегических партнёрских отношений.
20 мая Юн Сок Ель и премьер-министр Великобритании Риши Сунак обсудили вопросы двустороннего сотрудничества и взаимодействия в решении глобальных проблем. Отмечается, что стороны согласились с необходимостью углубления и расширения кооперации по таким направлениям как энергетика (прежде всего, атомная), оборонная промышленность, полупроводники и цифровые технологии, кибербезопасность.
Кроме того, Сунак заявил, что он планирует сделать Республику Корею самым важным партнером в Азиатско-Тихоокеанском регионе и предложил разработать подробный план и соглашение по южнокорейско-британскому сотрудничеству в кратчайшие сроки.
21 мая Юн Сок Ель и президент Индонезии Джоко Видодо обсудили пути углубления экономического сотрудничества: Юн сказал, что он доволен прогрессом, достигнутым двумя странами в различных проектах с тех пор, как индонезийский лидер посетил Южную Корею в июле прошлого года, и поблагодарил Видодо за его интерес и поддержку в укреплении двустороннего сотрудничества в области инвестиций, инфраструктуры и обороны.
Отметив, что Южная Корея придает приоритетное значение сотрудничеству с Индонезией как ключевому партнеру для развития будущих отраслей промышленности, Юн попросил Видодо проявить интерес и поддержать южнокорейские предприятия, инвестирующие в Индонезию.
Видодо подчеркнул, что двусторонние отношения имеют большое значение для его страны, и попросил Южную Корею об активных инвестициях и сотрудничестве, связанных с развитием сельского хозяйства Индонезии, экосистемой электромобилей, информационно-коммуникационными системами и малыми модульными реакторами.
21 мая Юн Сок Ель и канцлер Германии Олаф Шольц (первый канцлер, совершивший визит в Южную Корею за последние 30 лет) договорились заключить соглашение о защите военной тайны, чтобы помочь укрепить цепочки поставок в оборонной промышленности. Также стороны договорились укреплять свое партнерство в области цепочек поставок и расширить прочные торговые и инвестиционные отношения с передовыми отраслями промышленности, такими как производство водорода, полупроводников, био-и экологически чистой энергии.
На следующий день 22 мая Южная Корея и Германия обсудили пути укрепления двустороннего сотрудничества в области экономики и промышленных цепочек поставок во время встречи министра торговли Южной Кореи Ан Дук Гына и государственного секретаря Германии по экономике, финансам и европейским делам Йорга Кукиса. Обе стороны поделились своими политическими мерами по реагированию на сбои в цепочках поставок и договорились продолжить консультации.
Германия является торговым партнером Южной Кореи №1 среди европейских стран, и, согласно правительственным данным, двусторонний товарооборот в прошлом году достиг рекордно высокого уровня в 33,7 миллиарда долларов США.
В тот же день Юн Сок Ёль провёл встречу с председателем Европейского совета Шарлем Мишелем и председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен: По итогам встречи было принято совместное заявление, размер которого (точнее, позиции, где стороны демонстрировали единство мнений и совместные усилия) превосходил аналогичный текст заявления Юна и Байдена. Подчеркивалось, что ЕС и РК являются партнёрами, разделяющими универсальные ценности свободы, прав человека и верховенства закона, и ЕС рассматривается Кореей в качестве важного партнёра: третье место по объему торговли и первое по инвестициям.
Помимо осуждения действий России на Украине и непринятия претензий КНДР на статус ядерного государства, стороны выразили озабоченность ситуацией в Тайваньском проливе и «односторонними попытками изменить статус-кво в Индо-Тихоокеанском регионе» (хотя при этом никого не назвали по имени); а также договорились укреплять сотрудничество перед новыми вызовами и расширять его в области передовых технологий и глобальной безопасности, военно-технической сфере, кибербезопасности, борьбе с терроризмом.
Помимо этого, РК и ЕС подтвердили содействие Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Договору о торговле оружием (ДТОО); Конвенции по химическому оружию (КХО); Конвенции по биологическому оружию (КБО); вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Автор воспринимает это как дополнительную фиксацию отказа Сеула от создания своей ядерной программы.
Если же говорить о менее общих словах, то:
- зафиксирована договорённость о создании «Зелёного партнёрства» (возобновляемые и экологически чистые источники энергии, водород) между РК и ЕС с целью расширения сотрудничества в области изменения климата, защиты окружающей среды и перехода к зелёной экономике.
- Участники встречи приветствовали вступление в действие соглашения между РК и ЕС по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения и запуск цифрового партнёрства (полупроводники, квантовые технологии, искусственный интеллект), между РК и ЕС в ноябре 2022 года.
- Начнутся официальные переговоры о присоединении Южной Кореи к программе исследований и инноваций Horizon Europe с бюджетом в 95,5 миллиарда евро, чтобы помочь укрепить сотрудничество в области передовых и инновационных технологий.
- Наконец, в совместном заявлении содержится договорённость о создании Стратегического диалога на уровне министров иностранных дел для укрепления сотрудничества в области глобального мира и безопасности.
- А также — о расширении существующего диалога по промышленной политике до Диалога по цепочке поставок и промышленной политике (SCIPD) с целью проведения первой сессии SCIPD в течение 2023 года.
Будет ли семерка восьмеркой за счет Сеула?
В некоторых кругах допускают возможность расширения семистороннего формата организации с включением в её состав РК как четвертой экономики Азии, учитывая укрепление отношений Сеула, Вашингтона и Токио, и эта идея, похоже, получает все большую поддержку после участия президента РК на саммите в Хиросиме.
Тем не менее 15 мая 2023 г. представитель госдепартамента Ведант Патель заявил, что Госдепартамент США не располагает данными о возможном расширении «Большой семёрки» до «Большой восьмёрки» за счёт включения РК.
Рамон Пачеко Пардо, доцент кафедры международных отношений в Королевском колледже Лондона, полагает, что основания есть. ВВП РК на душу населения, по сути, находится на одном уровне с Японией и Италией, военный потенциал (6-7 место по численности армии) и ориентаця на демократические ценности прилагаются. Однако Корея — не единственная страна, претендующая на место в G7, и потому примут ее только вместе с другими странами, в первую очередь с Австралией и, возможно, Индией.
Другой, более важный вопрос в том, является ли для Кореи вступление в G7 хорошим способом усилить свое влияние во всем мире. Во-первых, в настоящее время доля G7 в мировом экономическом производстве снижается по сравнению с G20. Во-вторых, хотя ее реальный политический вес велик, с технической стороны «Большая семёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата, и ее решения не имеют обязательной юридической силы. В-третьих, после того, как в 2014 г. после крымских событий ее ряды покинула Россия, G7 воспринимается как главный альянс «коллективного запада», и примыкание к нему РК может, наоборот, осложнить ее отношения с КНР и РФ
Как отмечает даже «Чунъан ильбо», Юн укрепил сотрудничество в области безопасности с США и Японией больше, чем ожидалось. Однако «если Корея чрезмерно склонится на одну сторону в условиях борьбы за гегемонию между либеральной и авторитарной системами, это может привести к серьезным последствиям. Дипломатия, основанная на ценностях, имеет смысл, но лучшая дипломатия заключается в максимизации национальных интересов». А это, по мнению автора статьи, подразумевает сохранение отношений с КНР, и здесь стоило бы подумать о проведении саммита Корея-Китай или саммита Корея-Китай-Япония с Кореей в качестве страны-председателя.
Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».