В июле с. г. внешнеполитическая активность Японии на международной арене отметилось рядом примечательных событий.
Руководитель МИД Японии Ёко Камикава опять посетила Европу
«Опять», потому что вместе со своим начальником премьер-министром Фумио Кисидой она побывала в Европе всего лишь двумя с половиной месяцами ранее. Тогда их главным собеседником оказался президент Франции Эмманюэль Макрон. В конце июня с недельным «визитом доброй воли» в Соединённом Королевстве находилась императорская чета Японии.
У той же Ю. Камикавы были, конечно, те или иные контакты с европейскими коллегами в ходе очередной министерской встречи G7, прошедшей в середине июня на юге Италии. Как, впрочем, и у Ф. Кисиды в ходе состоявшегося 9-11 июля в Вашингтоне юбилейного саммита НАТО. По окончании этого последнего мероприятия участвовавший в нём в качестве одного из главных гостей премьер-министр Японии по пути домой посетил ФРГ, где состоялись его переговоры с коллегой Олафом Шольцем.
И вот 15 июля в недельное турне с посещением той же Италии, а затем Сербии, Боснии и Герцеговины, а также Косово, вновь отправилась Ё. Камикава. При объяснении столь активного поведения в последнее время Японии в Европе всплывает общий тренд всё более конкурентного позиционирования на международной арене двух из трёх ведущих азиатских держав – Китая и Японии. Очень похоже на то, что этот тренд распространяется и на Европейский континент. Из последних же свидетельств активизации КНР в Европе упомянем состоявшуюся в начале мая поездку во Францию, Сербию и Венгрию китайского лидера Си Цзиньпина.
Также обратим внимание на то, что министр иностранных дел Японии посетила Италию за две недели до того, как премьер-министр последней Джордже Мелони отправилась с давно заявленным визитом в КНР. Что само по себе составило весьма примечательное событие, заслуживающее, однако, отдельного комментирования. Здесь же лишь напомним, что полугодом ранее Италия, не без серьёзной внутриполитической борьбы, но всё же вышла из ключевого китайского проекта Belt and Road Initiative. Причём, «в формате дон Базилио», то есть «тихо-тихо» и «незаметно-потихоньку», видимо, оставившего за собой ощущение определённого дискомфорта. По этому поводу премьер-министр страны, похоже, собралась объясниться непосредственно с китайским лидером.
Все эти «нюансы» в отношениях Италии, а также других европейских стран с КНР не могут, повторим, не интересовать Японию. Вполне можно предположить, что пребывая в Италии, Ё. Камикава, помимо участия во встрече министров торговли G7, а также с чиновниками ЕС, занималась выяснением и упомянутых «нюансов». В качестве же одного из мотивов последующей поездки на Балканы столь же вероятным представляется фактор заинтересованности КНР в возобновлении работы «Группы 1+14», в которую входит ряд восточно-европейских стран.
Ё. Камикава на очередных форумах АСЕАН
Через неделю после завершения поездки в Европу Ё. Камикава уже оказывается в столице Лаоса Вьентьяне, где с 25 по 27 июля участвовала в ежегодно провидимых Ассоциацией 10-и стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) серии форумных мероприятий. Отметим в очередной раз, что в обостряющейся борьбе за влияние на регион ЮВА в целом и на отдельные его страны, которую здесь ведут ведущие мировые игроки, также всё более отчётливо обозначается её японо-китайская компонента. Чему свидетельством стал факт проведения здесь Ё. Камикавой и её китайским коллегой Ван И ряда схожего формата мероприятий.
Примечательным же отличием в их перечне с участием Ван И стала прошедшая здесь встреча последнего с госсекретарём США Э. Блинкеном. Но и Ё. Камикава по крайней мере не менее часто встречается с руководителем внешнеполитического ведомства ключевого союзника, как в двустороннем, так и разных прочих форматах. Что и нашло подтверждение сразу по завершении поездки в Лаос.
Среди проведенных ею во Вьентьяне мероприятий обратила на себя очередная (15-я по счёту) встреча в формате «Япония-Группа стран бассейна реки Меконг». По итогам которой была подписана новая редакция «Стратегии» двустороннего взаимодействия в самых разных областях сотрудничества, заменившая собой аналогичный документ 2018 г. Отметим, что у КНР есть свой аналогичный форум «Лансанг-Меконг», также давно созданный в целях развития отношений с той же группой стран.
Министерская встреча в формате Quad
Уже через день по завершении поездки в Лаос и возвращении на родину Ё. Камикава приняла участие в очередной министерской встрече конфигурации Quad, в которую входят также США, Индия и Австралия. По её итогам было принято Совместное заявление из 24-х пунктов. Последним из них обозначена Индия в качестве организатора проведения очередного саммита Quad, который должен состояться до конца с. г. Однако уже в сентябре лидеры стран-участниц намерены встретиться в Нью-Йорке по случаю начала работы очередной Генеральной Ассамблеи ООН.
Представляются примечательными некоторые экспертные оценки данного мероприятия как в целом, так и в отдельных «частностях». Так японская Yomiuri Shimbun воспроизвела устоявшийся среди едва ли не всех его участников мем «о недопустимости попыток одностороннего изменения сложившегося статус-кво», полагая, что «в скрытой форме» он обращён в сторону КНР. Примерно в том же плане высказывается и тайваньская Taipei Times, уточняя при этом, что особую озабоченность участников данной встречи вызывает ситуация в Южно-Китайском море и Тайваньском проливе.
Не оставили, конечно, без внимания указанный месседж и в самом его адресате. В статье-комментарии (с примечательной иллюстрацией) китайской Global Times обратили на себя внимание три момента. Во-первых, констатируется неизменность эксплуатации участниками Quad в прикладных целях тезиса о «китайской угрозе». Во-вторых, указывается, что главным выгодополучателем от её использования является «вашингтонская элита». Наконец, отмечается, что недобросовестные игры последней вполне очевидны для большинства стран Индо-Тихоокеанского региона и вряд ли поэтому завершатся успехом.
Двусторонние американо-японские мероприятия
За день до министерской встречи Quad прошёл ряд двусторонних американо-японских мероприятий. Из них главным стало очередное заседание в «Формате 2+2», на котором японскую сторону представляли та же Ё. Камикава и министр обороны М. Кихара, американскую – Э. Блинкен и Л. Остин. По его итогам также было принято Совместное заявление, обширное по объёму и примечательное по ряду присутствующих в них тезисов.
В целом данное мероприятие можно считать важным (хотя, возможно, и промежуточным) этапом наметившегося общего процесса перевода на новый уровень различных аспектов двустороннего союза с упором на его «военную» компоненту. В итоговом документе особая роль в этом отводится состоявшемуся в апреле с.г. государственному визиту в США премьер-министра Японии Ф. Кисиды. Указанная поездка действительно оказалась весьма примечательным событием в связи с некоторыми сопутствующими обстоятельствами, которые ранее обсуждались в НВО.
В тексте документа уже без всяких умолчаний главными источниками разного рода угроз «миру и стабильности в ИТР» обозначены КНР, РФ и КНДР. Чему должен быть противопоставлен фактор повышения качества взаимодействия вооружённых сил Японии и США. При этом особая значимость придаётся ядерной компоненте американских вооружённых сил.
Не меньшее внимание уделяется распространению географии ответственности НАТО на ИТР и расширению здесь взаимодействия Японии с альянсом.
Что же касается реакции в КНР на проведенный в Токио комплекс американо-японских мероприятий министерского уровня, то и в этом случае она оказалась вполне ожидаемой.
Парламентарий Японии в Москве
Наконец, обратило на себя внимание сообщение о прибытии в конце июля в Москву депутата верхней палаты парламента Японии М. Судзуки. Менее, чем за годичный период это уже второе посещение РФ всё тем же М. Судзуки. Причём, как и в комментарии относительного первой поездки, автор продолжает весьма сомневаться в том, что нынешняя является продуктом, что называется, исключительно личного творчества японского гостя. Хотя как тогда, так и сегодня, в Японии публично утверждается именно это, а сам М. Судзуки уже в ходе первой поездки подвергся у себя на родине определённым репрессалиям (впрочем, партийного уровня).
Почти наверняка и нынешняя поездка прошла согласование с «соответствующими» правительственными институциями. Естественно, негласное, с тем чтобы всегда можно было сказать ключевому союзнику, что «никакими закулисными интригами с нашим общим геополитическим оппонентом, да ещё за вашей спиной, мы не занимаемся».
Здесь следует отметить, что российско-японские отношения предыдущих двух десятилетий развивались в целом вполне позитивно, несмотря на присутствие в них известных проблем. Сошлёмся лишь на тот факт, что один самых популярных послевоенных премьер-министров Синдзо Абэ почти два года занимался едва прикрытым саботажем работы запущенного администрацией Б. Обамы маховика антироссийских санкций в связи с конфликтом на Украине.
Начавшееся в конце прошлого десятилетия ухудшение этих отношений совпало с общим переводом всей системы международных отношений в кризисное состояние. Представляется несомненным зондажный характер обсуждаемого визита на предмет выяснения перспектив улучшения российско-японских отношений.
Что, конечно, и в интересах России, которой, однако, необходимо принимать во внимание, мягко скажем, сложности в отношениях с той же Японией у основного внешнеполитического партнёра РФ, каковым является Китай. Кстати, та же проблема существует во внешнеполитическом курсе РФ и на индийском направлении.
Но кому сегодня легко в нашем всё более безумном мире.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»