EN|FR|RU
Социальные сети:

Европейцы в Индо-Тихоокеанском регионе – фактор Китая

Владимир Терехов, 12 ноября 2024

Европейские страны всё больше вовлекаются в реализацию Индо-Тихоокеанской стратегии США, хотя в целом большинство европейских стран продолжают пребывать в позиции «растяжки» в системе отношений со второй мировой державой.

Европейцы в Индо-Тихоокеанском регионе

Об общеполитическом курсе Европы в ИТР

Бюрократия ЕС и Европарламент продолжают выступать от имени Европы, но во всё меньшей мере в интересах стран и населения континента. 24 октября в Европарламенте прошла «Резолюция о неверном толковании Китайской Народной Республикой Резолюции ООН 2758 и его продолжающихся военных провокациях против Тайваня».
Военное присутствие европейцев в ИТР уже начинает принимать характер нелепого фарса

Тем самым Европарламент стал четвёртым (после парламентов Нидерландов, Австралии и Конгресса США), посчитавшим возможным вмешаться в крайне чувствительную проблему одного из главных внешних торгово-экономических партнёров всех стран континента. К тому же данная проблема территориально располагается на другой стороне глобуса по отношению к Европе. Крайне сомнительно, что подобный демарш одобрили бы избиратели парламентариев, если бы у них поинтересовались мнением на эту тему.

Указанный акт подтверждает следование Европы трендам на смещение центра мировых событий в Индо-Тихоокеанский регион. Именно здесь расположена вторая глобальная держава, по отношению к которой европейцы сделали совсем недружественный выпад.

Повышенный интерес Европы к делам данного региона начал обозначаться ещё во второй половине прошлого десятилетия. В апреле 2021 г. он оформился в виде принятой Советом ЕС «Стратегии в сфере кооперации в ИТР». С учётом же того, что на данный регион приходится порядка 40% всего объёма внешней торговли ЕС, на политическом курсе относительно отдельных стран региона отражаются другие «специализированные» документы Союза.

Среди них выделяется принятая летом 2023 г. «Европейская стратегия экономической безопасности». Ее следы прослеживаются в недавних ограничительных актах ЕС относительно некоторых поставляемых КНР товаров. Прежде всего это относится к электромобилям и аккумуляторным батареям к ним, к допуску китайских компаний на европейский рынок услуг в области современных систем коммуникаций. Ставятся препоны и на пути приобретения китайскими компаниями наиболее передовых технологических достижений самих европейцев.

Однако специфически трактуемая брюссельской бюрократией проблематика «экономической безопасности» всё более тяжким бременем ложится на экономики ведущих европейских стран. Некоторые из них начинают (каждая по-своему и не особо оглядываясь на Брюссель) отвечать на вопрос «что хорошо, а что плохо» в связях с внешним миром и прежде всего расположенном в ИТР.

Факт принятия ограничительных мер относительно КНР существенным образом обязан сохраняющемуся военно-политическому альянсу большинства европейских стран с США и необходимостью учёта в данном вопросе интересов Вашингтона. Представляется несомненным, что прежде всего этим обусловлена военная активизация в ИТР ведущих стран континента.

О военном присутствии европейцев в ИТР

Практически любая военная экспедиция европейцев в ИТР едва ли способна оказать существенное влияние на складывающуюся в данном регионе «расстановку сил». Иллюстрацией может послужить сравнение уже современных (но быстро развивающихся) военных потенциалов КНР, Индии, Японии с любой из ведущих европейских стран. Зачем заниматься бессмысленным «надуванием щёк»? Оно не будет носить необходимого уровня согласованности среди европейских стран.

Военное присутствие европейцев в ИТР уже начинает принимать характер нелепого фарса. Одетые в тапочки «хуситы» составили угрозу двум кораблям ВМС ФРГ, возвращавшимся домой после турне по «китайским морям». Пришлось весь «турпоход» резко удлинить маршрутом вокруг Африканского континента. Можно только представить сколько при этом дополнительно потрачено топлива (а, следовательно, отправлено в атмосферу «парниковых газов»), моторесурсов и т. д. Между тем вся эта акция в целом представляла собой то самое «надувание щёк», включившее в себя элемент «показывания языка» Пекину в Тайваньском проливе. Совершенно непонятно, зачем.

Избежала такого искушения Италия, авианосец которой тоже несколько месяцев путешествовал по тем же просторам Индийского и Тихого океанов при столь же неясном целеполагании. Видимо, единственно значимым итогом данного мероприятия стала «дыра» в госбюджете страны.

Во Франции решили отправить в турне по тому же региону свой авианосец Charles de Gaulle, что уже встретило понятную реакцию в КНР. Остаётся надеяться, что французские корабли по пути домой не последуют за германскими, которые прошли при этом через Тайваньский пролив. Покойный президент Франции Шарль де Голль, имя которого носит упомянутый авианосец, наверняка покрутил бы пальцем у виска от подобных действий своих преемников.

Европейцам самое время забыть про глупости с «дипломатией канонерок», как абсолютно не соответствующие их нынешнему положению на мировой арене.

Следовало бы радоваться избавлению от «бремени белого человека», поскольку ведущие европейские страны представляют сегодня несомненный интерес для любых внешних партнёров совсем в других областях. Прежде всего в сфере торгово-экономической кооперации. Никаких проблем не должно возникать с получением в ИТР (и вообще в странах «Глобального Юга») доступа к разного рода «редким минералам», крайне необходимым в современной индустрии высоких технологий. Чем, среди прочего, озабочена та же «Европейская стратегия экономической безопасности».

А всего-то надо вести себя прилично – избегать ненужных военных демонстраций с подыгрыванием одним партнёрам в ИТР против других, всячески содействуя разрешению проблем между ними. Только в этом случае ведущие игроки ИТР сами, без посторонней «помощи», решат, например, ту же «проблему хуситов». И, скорее всего, без всякой стрельбы.

Очередные контакты с руководством КНР

Все эти военные экзерсисы с очевидным, мягко выражаясь, недружественным месседжем в адрес КНР европейцы умудряются совместить с вполне позитивными сигналами, которые отправляются в адрес того же Пекина. Это выражается, прежде всего, в виде непрерывной череды поездок в Китай руководителей как отдельных европейских стран, так и ЕС. В октябре здесь побывали премьер-министр Словакии и президент Финляндии. Ожидается прибытие министра иностранных дел Соединённого Королевства, отношения с которым КНР в последние годы выглядят совсем скверно. Гостей неизменно принимают и проводят с ними переговоры китайский лидер Си Цзиньпин и другие представители руководства страны.

И это не просто визиты вежливости, поскольку в ходе дедовых встреч предпринимаются попытки неким образом разрешить проблемы в китайско-европейских отношениях. А эти проблемы, если не принимать во внимание политизированную активность в Тайваньской проблематике европейских парламентариев, сегодня сосредоточены в сфере двусторонней торговли.

Другое дело, что пока указанные проблемы не удаётся разрешить в формате упомянутых переговоров. Так что Пекин вынужден был, в конце концов, обратиться в ВТО с иском относительно неправомочности последних ограничительных мер ЕС в сфере торговли с КНР.

Но уж лучше тяжбы в ВТО, чем бряцание оружием в Тайваньском проливе.

 

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

На эту тему
Ангола — крен в сторону США. Часть 3
Ливано-израильское перемирие: надолго ли?
Почему Байден позволил Украине запустить американские ракеты по России
Грузия на перепутье: протесты, борьба за власть и борьба за легитимность
Сирийская трагедия по вине Запада продолжается