07.07.2024 Автор: Владимир Терехов

Актуализация некоторых правовых аспектов Тайваньской проблемы

Тайвань Китай флаги

В последние несколько месяцев в комплексной Тайваньской проблематике весомо обозначилась компонента, которую условно можно обозначить, как «законодательно-правовую». 

О толковании резолюции ООН 2758

В пропагандистском элементе многоаспектной борьбы США с КНР в связи с Тайваньской проблемой периодически актуализируется тема «истинного содержания» резолюции ООН 2758, принятой в октябре 1971 г. Напомним, что в соответствие именно с ней представители правительства Чан Кайши («Китайской Республики»), окопавшиеся на Тайване, были вынуждены тогда уступить правительству КНР места как в этой организации в целом (то есть и в аффилированных с ней международных структурах, типа Всемирной организации здравоохранения), так и постоянного члена в Совете Безопасности.

Публичными размышлениями на данную тему занимается всё же не официальный Вашингтон, который с 1979 г., когда были установлены дипломатические отношения с Пекином, декларирует уважение принципа «одного Китая». Этот принцип прописан и в упомянутой резолюции, но в 1971 г. США оказались в числе 34 стран, проголосовавших против её принятия. Спустя же 8 лет Вашингтон был вынужден принять его в качестве непременного, выдвинутого Пекином, условия установления тех самых официальных отношений. Первому они были крайне необходимы, ибо холодная война с СССР вышла тогда на верхний уровень обострения и привлечение в «свой лагерь» КНР приобретало особую актуальность.

Поэтому заниматься упомянутыми размышлениями предоставляется некоторым «независимым экспертам». Нынешний «случай» обусловлен противоречивыми итогами состоявшихся в начале года очередных всеобщих выборов на Тайване, в результате которых президентский пост сохранился за сепаратистски-проамериканской Демократической прогрессивной партией, а в парламенте теперь большинством обладает оппозиция. Что заметно усложняет жизнь новому президенту Уильяму Лаю, который продолжает позиционировать остров на международной арене в качестве «независимой страны».

Поэтому в конце апреля появился доклад некоей стипендиантки «Германского фонда Маршалла Соединённых Штатов» Б. Глейзер (которая не раз, а также без всяких ограничений посещала КНР) на тему толкования резолюции 2758. Доклад послужил базой для проведения некоторого симпозиума, который в КНР наверняка оставили бы без особого внимания, если бы к участию в его работе не был приглашён (среднего уровня, но всё же) чиновник госдепартамента.

Именно поэтому ведущая китайская газета Global Times дважды и понятным образом прокомментировала как сам этот доклад, так и проведенный на его основе симпозиум. Этот последний стал очередным свидетельством усиления позиций в политике на китайском направлении ястребиного крыла американского истеблишмента. В Тайваньской проблематике оно выступает за отказ от «стратегической двусмысленности» в пользу «стратегической определённости», то есть установления между Вашингтоном и Тайбэем «обычно-межгосударственного» формата отношений.

В КНР подготовлены «руководящие принципы» по борьбе с тайваньскими сепаратистами

В качестве реакции на упомянутый выше тренд «современного толкования» ключевого международного акта, определяющего статус современного Китая на международной арене, в определённой мере можно рассматривать появившееся 21 июня сообщение агентства Синьхуа  о подготовленном комплексе мероприятий по борьбе всех правоприменительных органов страны с «особо непримиримыми» проявлениями тайваньского сепаратизма.

Оно спровоцировало бурные эмоции как на самом Тайване, так и в США, хотя утечки в прессу КНР о том, что нечто такое готовится, происходили и ранее. Особое негодование вызвал уже первый абзац, где говорится о возможности «заочного судебного преследования и приговора к смертной казни» особо активных сторонников тайваньского сепаратизма.

Выступивший через два дня на пресс-конференции новый тайваньский президент Уильям Лай оперировал мемами о «демократии» по одну сторону Тайваньского пролива и «абсолютном автократическом зле» по другую. С утверждением, что между ними будет только «возрастать отчуждение», если носители второго «не признают существование Китайской Республики и не займутся обменом мнениями и диалогом с демократически избранным и законным правительством Тайваня».

Здесь отметим, что Пекин действительно начал постепенно сводить к минимуму какие-либо контакты с руководством Тайваня ещё с начала 2016 г., когда президентский пост впервые заняла предшественница нынешнего президента и представительница той же ДПП Цай Инвэнь, а сам У. Лай (с 2020 г.) являлся вице-президентом. Нет никаких признаков того, что как-то иначе в Пекине будут сегодня относиться и к нему самому, хотя посылы в плане установления того самого «равноправного двустороннего диалога» от У. Лая последовали уже во время состоявшейся 20 мая процедуры инаугурации на президентский пост.

И, напротив, отмечается активизации КНР в установлении различного рода контактов c различными группами общественности Тайваня. Особенно, принадлежащих к оппозиционным партиям Гоминьдан и Тайваньской народной партии, вместе как раз и располагающих большинством в нынешнем парламенте.

Как данная активность, так и принятый Пекином комплекс мероприятий в сфере правоприменения законодательства КНР относительно граждан Тайваня не могли, конечно, остаться вне внимания Вашингтона. В ходе состоявшейся 24 июня регулярной пресс-конференции их прокомментировал официальный представитель госдепартамента Мэтью Миллер, который, в частности, назвал «эскалирующими и дестабилизирующими ситуацию слова и дела» Пекина относительно Тайбэя. Призвав первый воздерживаться от «односторонних усилий по изменению статус-кво» в Тайваньском проливе.

Не способствует позитивному настрою Вашингтона и обостряющаяся ситуация в отношениях исполнительной власти Тайваня во главе с новым президентом и качественно изменившимся парламентом.

Борьба на Тайване вокруг только что принятых новых законов

Как выше отмечалось, обострение борьбы между законодательной и исполнительной ветвями власти на Тайване обозначилось ещё накануне и сразу после инаугурации У. Лая на президентский пост. Чему поводом послужило обсуждение и, в конце концов, принятие новым составом парламента ряда законодательных актов, призванных резко повысить его фактический статус в нынешней системе управления всеми аспектами жизнедеятельности острова.

В частности, на конец июля запланировано выступление в парламенте и ответы на вопросы парламентариев начальника генерального штаба тайваньских вооружённых сил. Что станет вторым таким случаем со второй половины 90-х годов. Если иметь в виду, что сама сфера обороны представляет собой едва ли не «святую святых» всей системы отношений Тайваня с США, то неудивительна та нервозность, которую вызвало это сообщение в «заинтересованных» кругах Тайваня. Несомненно, сократится, повторим, и свобода самого президента У. Лая в ходе продолжения реализации проамериканского курса его предшественницы Цай Инвэнь.

Отметим повышенную активность исполнительной власти (с очередным привлечением «улицы» накануне голосования по упомянутым законом. Была развёрнута пропагандистская компания, в центре которой оказался тезис о «неконституционности» некоторых положений вынесенных на голосование законодательных актов. Тем не менее их сторонников в парламенте оказалось больше, чем противников (от ДПП) и 22 июня законы были приняты. Через день они были подписаны президентом, который при этом пообещал обратиться далее в конституционный суд с целью получения заключения об их соответствии основному закону острова.

То есть, манёвры сформировавшихся на Тайване противоборствующих политических сил, при очевидном участии ведущих мировых игроков (среди которых всё более заметным становится присутствие Японии) как вокруг данных законов, так и в связи со всеми прочимыми значимыми аспектами жизни острова, несомненно продолжатся.

«Мягкая сила» оказывается в центре борьбы за Тайвань

В целом же представляется, что несмотря на периодически происходящую демонстрацию упомянутыми игроками военных мускулов в районе Тайваня, которая нередко сопровождается соответствующей грозной риторикой (например, от нынешнего руководителя Индо-Тихоокеанского командования США адмирала С. Папаро), в центр используемого при этом инструментария всё же перемещаются различные компоненты «мягкой силы».

В этом плане обратила на себя внимание недавняя информационная утечка о том, что в апреле прошлого года на встрече с посетившей тогда Пекин Урсулой фон дер Ляйен лидер КНР Си Цзиньпин сообщил о провоцировании его Вашингтоном «на использование оружия» относительно Тайваня. Приводятся также произнесённые в январе с. г. слова бывшего посла КНР в США, в которых воспроизводилось высказывание того же Си Цзиньпина о том, что Пекин не попадёт «в подготавливаемую Вашингтоном ловушку». Несомненно, одним из актов подобного его «творчества» был состоявшийся два года назад визит на Тайвань бывшего спикера нижней палаты парламента США Нэнси Пелоси.

В целом же представляется, во-первых, что Пекин вполне успешно продвигается по политическому полю с минами-ловушками, которые главный геополитический оппонент заботливо расставляет на его пути, и, во-вторых, пока ситуация на самом Тайване развивается достаточно благоприятно, чтобы, не прибегать к «последнему доводу королей»

 

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: