05.05.2024 Автор: Александр Сваранц

Эрдоган заговорил о новом порядке в Закавказье

президент Турции Реджеп Эрдоган

Возвращаясь из Ирака домой, президент Турции Реджеп Эрдоган накануне 109-й годовщины Геноцида армян заявил об установлении «нового порядка» в Закавказье. Суть его тезиса вроде обращается к Армении, которой, как отмечает издание Nöbetci Gazete, турецкий лидер рекомендует «отбросить беспочвенные воспоминания и действовать исходя из реалий нынешнего времени».

Иными словами, Эрдоган не просто считает «беспочвенным» обвинение Османской империи и младотурецкого правительства, в частности, в организации Геноцида армян, но и требует от Армении:

а) отказаться от этих «ложных претензий»;

б) осознать свое подчиненное место в регионе после поражения в Карабахе и утраты контроля над еще одной армянской этнической территорией в пользу союзника Анкары Азербайджана;

в) признать зависимость от регионального лидерства Турции, что стало «новой реальностью» после ухода российских миротворцев из Карабаха.

В кавказском регионе, по мнению Эрдогана, устанавливается сейчас «новый порядок» и это понимает премьер-министр Армении Пашинян, который:

а) уже не так активно произносит термин «геноцид»;

б) называет трагедию армянского народа 1915–1923 гг. «большой катастрофой» (или «большой резней»);

в) к тому же, ставит под сомнение целесообразность изображения Библейского Арарата на гербе Республики Армения, ибо священная гора Арарат по условиям Московского и Карсского договоров 1921 г. оказалась в составе Турции.

Иными словами, Никол Пашинян ведет политику отказа от проекции исторической Армении на реальность Третьей Республики Армения, а в интервью группе британских журналистов 22 апреля с.г. заявил, что Армения не собирается начинать новую войну за Нагорный Карабах и в нынешней ситуации не видит реальных возможностей для возвращения депортированных армян в Карабах. Все свои уступки лидер Армении обрамляет в повестку мира под диктовку новых хозяев на Западе, где еще на встрече в Праге после сентябрьской трагедии Карабаха он признал данную спорную территорию частью Азербайджана и продолжает капитуляцию с диверсификацией системы безопасности от России в пользу США, Франции и Турции.

Почему же Эрдоган свой тезис о «новом порядке» в Закавказье объявил не 23 сентября 2023 г., когда Алиев ценой очередной военной операции установил контроль над оставшейся армянской частью Нагорного Карабаха, а 23 апреля 2024 г.? Скажите, это был посыл турецкого лидера к памятной дате армян 24 апреля? Но порядок в регионе не меняется за один день до дня памяти Геноцида армян.

А может Эрдоган заявил об этом, поскольку одухотворен положительными итогами своего визита в Ирак после 12 лет перерыва? В частности, в Багдаде Турция подписала важное транзитное соглашение с Ираком, Катаром и ОАЭ – меморандум о взаимопонимании по проекту сухопутного транспортного коридора «Путь развития» из Персидского залива в Европу. Данный коридор длиной 1200 км должен соединить страны Персидского залива с ЕС через транспортные коммуникации Ирака и Турции по маршруту: крупнейший иракский морской порт Фао с 90 причалами и далее авто- и железнодорожные иракские магистрали Эн-Наджаф, Кербела, Багдад и Мосул в Турцию и Европу. Стоимость проекта оценивается в 17 млрд долл. и предполагает реконструкцию и строительство новых дорог.

«Проект “Путь развития”, – отмечает министр транспорта Турции Абдулкадыр Уралоглу, – осуществляется на основе развивающегося и растущего объема торговли в мире и стратегического положения Турции. Теперь мы обеспечим бесперебойные перевозки в каждую страну Европы автомобильным и железнодорожным транспортом из порта Фао в Лондон».

Некоторые эксперты (например, научный сотрудник Института востоковедения РАН Григорий Лукьянов) полагают, что в ситуации блокирования морских торговых коммуникаций в Красном море из-за атак хуситов и конфликта в секторе Газа, турецко-арабский сухопутный коридорный проект вполне актуален. Вместе с тем он повышает транзитную значимость Турции на Ближнем Востоке и снижает уровень противоречий с теми же ОАЭ. Может ли Москва с ее мультимодальным дорожным проектом Север – Юг длиною в 7200 км, предполагающий соединение России с Индией через Азербайджан и Иран, со временем получить выход на «Путь развития»?

В принципе из-за западных санкций Москва заинтересована в диверсификации торговых коммуникаций в сторону стран глобального Юга. Соответственно, России может быть выгодно наращивание инфраструктурных развязок на Ближнем Востоке в силу своего разворота на южные рынки. Хотя, конечно, в этом регионе сохраняются и системные противоречия между Ираном и Ираком, Сирией и Турцией и т.д. Одно понятно, что транзитная роль Турции на Ближнем Востоке укрепляется, а ее выход в Европу становится ключевой позицией в борьбе за транспортные коридоры.

Между тем, Ближний Восток хоть и соседствует с Южным Кавказом, но не может перспективный иракский проект «Путь развития», окончание строительства которого планируется на 2050 г., столь стремительно поменять ситуацию в Закавказье и установить «новый порядок».

Получается, что Эрдоган не просто «вспомнил» про Армению с наставлениями о перевоспитании, идеями о начале «новой эры» в регионе и советом «выбрать путь создания новых начал для светлого завтра» спустя неделю после начала с 17 апреля досрочного выхода российских миротворцев из Нагорного Карабаха, а также в преддверии своего главного визита 9 мая в Вашингтон для встречи с президентом Байденом.

Турция спешно полагает, что его военный успех в тандеме с Азербайджаном в Нагорном Карабахе в 2020 и 2023 гг. создал новые реалии – необходимые условия для изменения расклада сил на Южном Кавказе, открыл путь к новому транзиту «политического и экономического неопантуранизма» в Центральную Азию, сделал Анкару новым евразийским полюсом, предопределил разлад российско-армянских отношений стратегического союза, уничтожил «армянский буфер» на пути турок в Туран и, наконец, принудил Россию покинуть Нагорный Карабах.

Как известно, вслед за началом вывода РМК из Карабаха Анкара объявила о приостановлении деятельности совместного (Россия и Турция) центра мониторинга в Агдаме. Однако русские покидают Карабах и Азербайджан, а про вывод турецких сил из этой закавказской республики пока нет данных. К тому же, турецкие военные советники и отдельные подразделения спецназначения продолжают дислоцироваться в Нахичеванской автономной республике, член НАТО Турция и его союзник Азербайджан регулярно проводят в регионе различные виды совместных военных учений и подготовку войск по программам и стандартам Североатлантического альянса.

Турки остались, а русские – на выход. Так полагают в Анкаре, что благодаря их вмешательству РМК не стал очередной военной базой РФ на Южном Кавказе (о чем так много и безосновательно говорили российские эксперты в 2020–2022 гг.). И эта реальность, по мнению Эрдогана, предоставляет той же Армении «окно возможностей», которое, однако, «не будет открыто всегда и необходимо эффективно использовать момент».

Анкара не исключает для себя, что последующее дистанцирование Армении от России и ОДКБ со временем поставит вопрос о выводе российской 102-й военной базы и пограничников из республики, а этот вакуум безопасности заполнится силами НАТО при операционном контроле географически близкой Турции. Именно с этими мыслями Эрдоган и планирует визит в США с отчетом о своем вкладе в ослабление позиций России в Закавказье (то есть «миссия выполнена»), готовностью взять ответственность за региональную безопасность (включая и самой Армении) и «создать новые дорожные карты на реалистичной основе».

После признания Арменией границы Азербайджана по состоянию на 1991 г. геополитическая реальность в Закавказье, конечно, изменилась. Баку установил контроль над Карабахом и депортировал карабахских армян, Ереван отказался от спора за эту провинцию, а у Москвы не осталось предмета сохранять своих миротворцев в Азербайджане.

Азербайджанский эксперт Тимур Шафир утверждает, что якобы после ухода с исторической сцены Реджепа Эрдогана в самой Турции начнется «грызня за власть» и главным кукловодом Анкары по-прежнему окажутся страны Запада – США, Великобритания, Франция, ЕС (то есть намек на переход власти от националистов в пользу западников). Потому, полагает Шариф, в Закавказье с выходом России Турция не будет представлять никакой доминирующей силы, ибо ей на смену приходит амбициозный и полный сил и ресурсов Азербайджан, подписавший соглашение о союзнических отношениях с Москвой 22 февраля 2022 г.

Иными словами, представитель Баку успокаивает русских коллег, что на смену РФ в регионе утвердится лидерство не натовской Турции, а независимого Азербайджана. Правда, а чем подкрепляется независимость «нового регионального лидера», если не военной мощью натовской Турции, Шушинской декларацией о стратегическом союзе Баку – Анкара от 15 июля 2021 г., не «турецким транзитом» азербайджанских нефтегазовых ресурсов в ЕС? Если Эрдоган уходит с политики после окончания действующего срока президентства в 2028 г. (что естественно, ибо нет ничего вечного), то остается Турция. К тому же, со временем естественные перемены на политическом горизонте произойдут не только в Турции, но и нет гарантий аналогичных процессов и в самом Азербайджане и в других заинтересованных в регионе странах. Кто же гарантировал Баку региональное лидерство?

Да и Запад не стоит так легко сбрасывать со счетов, ибо вероятные перемены в Турции связываются с рестартом турецко-американских отношений. Неслучайно же, что перед визитом Эрдогана в США Всемирный банк решил повысить сумму кредитования Турции более чем в два раза от 17 до 35 млрд долл., а МВФ положительно оценивает курс экономических реформ турецкого правительства под авторством министра финансов и казначейства Мехмета Шимшека. Обострение отношений с Западом и Ираном при игнорировании лидерства Турции вряд ли помогут укреплению лидирующих позиций Азербайджана в Закавказье.

Россия исключала для себя втягивание в военный конфликт в Закавказье не из опасений мощи азербайджанской армии, а скорее из-за нежелания вступать в прямой конфликт с членом НАТО Турцией и приводить в действие ст. 5 устава НАТО. И это вовсе не связано с фамилией турецкого лидера. Однако Россия вряд ли согласится снизить свою планку крупного геополитического центра до статуса Азербайджанской Республики. В истории ХХ в. Россия дважды выходила из Закавказья и вновь возвращалась с новыми силами. Нет оснований исключать очередную аналогию и в первой четверти ХХI в.

А пока в турецких СМИ циркулируют противоречивые версии на предмет – состоится анонсированный майский визит президента Эрдогана в США или нет. После официального приема Эрдогана лидера политбюро ХАМАС Исмаила Хания, Израиль и влиятельные еврейские силы в Вашингтоне негативно восприняли подобный вызов турецкого президента. К тому же, и самому Дж. Байдену не особо интересно терять голоса избирателей на предстоящих президентских выборах в свете дискредитации своей личности по факту приема прохамасовского Р. Эрдогана.

Так что дела у Эрдогана не так уж и безоблачны, чтобы диктовать «новые правила» на Южном Кавказе без оглядки на Запад и Север. Подающему же надежды на статус регионального лидера Азербайджану, видимо, пока лучше сохранить полученное при внешнем содействии, сконцентрироваться на строительстве своего связующего участка дороги Север – Юг, возможно, внести вклад в реконструкцию проекта БАМ, в создании которого некогда принимал участие и сам Гейдар Алиев, и не углублять противоречий на Востоке (Туркменистан), Юге (Иран) и Западе (Армения).

 

Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: