Состоявшаяся в период 22-26 августа поездка в Сингапур и Вьетнам вице-президента США Камалы Харрис является очередным свидетельством возрастающей актуальности проблематики развития ситуации в Юго-Восточной Азии на современном этапе “Большой мировой игры”. Хотя верхние позиции в публичной политической повестке дня продолжает занимать Афганская проблема, которая, на авторский взгляд, значительно менее значима (в той же глобальной игре), поскольку носит достаточно локальный характер.
Её нынешнее превалирующее положение в медийном пространстве целиком обязано деятельности глобальных СМИ, выполняющих разнообразную роль, но в последнее время всё более похожих на падальщиков, улавливающих специфический запах от человеческих трагедий. В Афганистане, наконец, прорвался давно назревавший нарыв, один из многих на теле мировой политики. На запах его содержимого и слетаются медийные падальщики.
Отметим попытки обоих главных мировых игроков (КНР и США) неким образом локализовать пространство разлива упомянутого “содержимого” и затем, возможно, даже заняться уврачеванием раны. Естественно, в основном к собственной выгоде каждого.
То есть представляется крайне маловероятной перспектива их прямого вооружённого столкновения в Афганистане. Несмотря на “подзуживание”, которым немедленно занялся давний “злейший друг” Вашингтона Лондон. Не оставляющий попыток позиционировать себя в роли поводыря “неопытной заокеанской сестры”.
Между тем одним из главных регионов, где упомянутое столкновение (которое неизбежно примет глобальный характер) не только возможно, но его вероятность непрерывно возрастает, является как раз ЮВА. Недаром предметом особого внимания со стороны высших должностных лиц обоих главных игроков оказывается именно этот регион. В течение месяца здесь побывали министр обороны США Л.Остин, несколько видеоконференций с участниками АСЕАН (региональной Ассоциации, включающей в себя все 10 стран ЮВА) провёл руководитель госдепартамента Э. Блинкен.
И, наконец, в двух упомянутых выше ведущих странах региона побывала вице-президент К.Харрис. После занятия второго по значимости поста в иерархии нынешней американской администрации, это был её первый выезд за границу. Его не отменили и даже не перенесли сроки проведения, несмотря на то, что на момент отъезда в ЮВА вполне отчётливо обозначилась кульминация афганской драмы, последствия которой для США пока трудно оценить.
Первая страна посещения К. Харрис город-государство Сингапур (самое процветающее и передовое в регионе, а также являющееся одним из таковых в мире) занимает крайне важное стратегическое положение. Значимость этого фактора лишь возрастает по мере развития центрального мотива глобальных политических процессов, которая заключается в усиливающемся и всестороннем противостоянии двух ведущих мировых держав, США и КНР.
Сингапур занимает самое “узкое” (во всех смыслах) место на одном из важнейших торговых маршрутов, бесперебойное функционирование которого уже давно находится в фокусе внимания руководства КНР (а также Японии, Южной Кореи и других “экономик” Восточной Азии). Одна из главных целевых установок глобального китайского проекта Belt and Road Initiative сводится к организации сухопутных торговых маршрутов, альтернативных упомянутому морскому. Который остаётся уязвимым для действий ВМС США, сохраняющих господство над мировым океаном.
Наблюдается заметный прогресс на различных “путях” (например, на пакистанском) достижения Китаем такой цели. Но, конечно, от решения проблемы в целом ещё очень далеко. Чем и объясняется повышенное внимание к Сингапуру обеих ведущих мировых держав.
Повторим, лишь за месяц до появления в этой стране вице-президента США с неё же начал своё турне в ЮВА министр обороны Л. Остин. Вновь отметим в целом достаточно взвешенную тональность его программного выступления в формате прочитанной так называемой “Фуллертонской лекции” в одном из отелей Сингапура. То есть в ней почти не прослушивался “ястребиный клёкот”, вроде бы положенный по должности докладчика. В то время как он заметным образом присутствовал в выступлениях в Сингапуре гражданской начальницы Л. Остина. Вполне определённо прозвучавшие в её выступлениях выпады включали в себя оба основных элемента официальной риторики США по отношению к КНР, а именно: якобы нарушение Пекином “устоявшихся норм и правил” в политике на мировой арене в целом и в регионе ЮВА в особенности, а также “несоблюдение” им же разнообразных прав человека.
Что касается содержательной стороны визита К. Харрис, то, как следует из подробного отчёта МИД Сингапура, получили подтверждение все заключавшиеся в течение десятилетий соглашения относительно двусторонней кооперации в сферах политики, экономики и обороны.
В порядке комментария отметим, что примерно то же наблюдается в отношениях Сингапура с КНР, а также наличие в поведении всех других стран региона подобного рода “равновесного балансирования” в поле напряжений, которое создаётся двумя ведущими мировыми державами. При том что внешнеполитический курс каждой из них (периодически и по-своему) может несколько отклоняться от упомянутой “точки равновесия”.
В этом плане примечательными являются слова руководителя МИД Сингапура В. Балакришнана о том, что его страна намерена поддерживать одинаково хорошие отношения как с США, так и с Китаем. По его словам, Сингапур считает себя “полезным” для обоих, но не видит перспективы быть “полезным инструментом” в борьбе одной ведущей мировой державы против другой.
Что касается основных итогов визита К. Харрис во Вьетнам, то в отчёте Белого дома на эту тему обращают на себя внимание несколько моментов. Во-первых, состояние двусторонних отношений характеризуется как “возрастающее всестороннее партнёрство”. Отмечая далее факт того, что США являются вторым (после КНР) торговым партнёром Вьетнама, указывается на первое место, которое американцы занимают в его импорте. И это важное обстоятельство, поскольку одной из давних претензий Ханоя к Пекину сводится к весьма значительному отрицательному балансу в торговле первого со вторым.
В-третьих, указывается на “драматическое расширение наших отношений в сфере безопасности”, а также на поддержку США “независимости и суверенитета Вьетнама, особенно на море”. Последняя ремарка представляется особенно многозначительной, поскольку именно в акватории “моря” (Южно-Китайского) располагается главный источник проблем в отношениях между КНР и Вьетнамом, связанный с претензиями обоих на одни и те же территории в ЮКМ.
Вполне ожидаемым оказалось очередное воспроизведение давно устоявшегося (и не менее многозначительного) мема об уважении принципа “свободы, открытости, здорового и устойчивого развития Индо-Тихоокеанского региона”. При этом (по умолчанию) подразумевается, кто является источником угроз всему тому хорошему, что обозначено данным принципом.
Адресат, конечно, расслышал скрытые и явные инвективы, заключённые в данном документе, и посоветовал второму лицу в иерархии главного геополитического оппонента особо не переоценивать свои возможности, когда в ЮВА (в частности, во Вьетнаме) планируются те или иные антикитайские козни.
Между тем Вашингтон не ограничивает спектр своих усилий по расширению и укреплению присутствия в ключевом, повторим, регионе мира политикой, дипломатией и экономической кооперацией, поскольку резко возрастает значимость военного фактора. Впрочем, некоторые конкретные формы реализации последнего заслуживают отдельного рассмотрения.
Наконец, в комментариях первого заграничного турне вице-президента США в ЮВА превалирует тема “компенсации” (скорее пропагандистской) тех тяжёлых последствий, которые несёт с собой крайне неудачное завершение Вашингтоном афганской авантюры. Подобная оценка превалирующих мотивов поездки К. Харрис в Сингапур и Вьетнам не лишена оснований в силу возрастающей значимости пропаганды в современной политике.
Но вновь подчеркнём фактор превращения ЮВА в ключевой регион политической игры между ведущими мировыми державами. Это всерьёз и надолго. В то время как пропаганда привлекается для решения относительно сиюминутных задач.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»