16.04.2024 Автор: Владимир Терехов

О некоторых итогах государственного визита премьер-министра Японии в США

визит премьер-министра Японии в США

С 8 по 14 апреля прошёл государственный визит в США премьер-министра Японии Фумио Кисиды, которого сопровождали министры иностранных дел и экономики. Официальная часть визита включала в себя три пункта: переговоры с президентом Джозефом Байденом, “государственный обед” и выступление гостя в конгрессе.

Были также другие, но уже неофициального плана “обеды-ланчи” со взаимными подарками, посадками знаменитых японских “сакур” (а также ухаживанием за ранее высаженными) и прочие знаки взаимных симпатий. Кроме того, всё это небывало продолжительное турне премьер-министра ключевого американского союзника в Индо-Тихоокеанском регионе включало в себя ряд деловых мероприятий в сфере бизнеса.

Главная же тема данного весьма знаменательного события имела триединый облик. То есть, включала в себя такие взаимосвязанные компоненты, как: дальнейшее и всестороннее укрепление союзнических отношений между США и Японией, резкое повышение роли второй во всех региональных процессах, формирование дорожной карты процесса создания регионального военно-политического союза.

Напомним о подготовительной работе во всех этих компонентах, проведенной новым первым заместителем госсекретаря США Куртом Кэмпбеллом, двумя неделями ранее посетившим Токио. Сам факт назначения которого на указанную весьма важную должность свидетельствует об организационном оформлении общего (давно наметившегося) курса смещения в ИТР ключевых внешнеполитических интересов Вашингтона.

За день до прибытия Ф. Кисиды в США прошло заседание министров обороны стран-участниц конфигурации AUKUS, по итогам которого было принято Совместное заявление, включающее в себя, помимо преамбулы, две главы. Первая из них полностью посвящена вопросам решения проблемы оснащения ВМС Австралии подводными лодками с ядерными силовыми установками, что и послужило исходным поводом для образования AUKUS.

Во второй главе говорится о мерах по развитию перспективных военно-прикладных технологий и в параграфе “Привлечение ближайших партнёров и союзников” упоминается в таком качестве как раз Япония и только она. Претензии же Канады на некий статус в AUKUS, недавно озвученные премьер-министром Джастином Трюдо, в данном документе не нашли отражения. В котором, повторим, обсуждаются лишь “профильные”, то есть технологически-военно-прикладные вопросы.

Политические же аспекты реагирования на ситуацию в ИТР находились вне компетенции министров обороны, но зато они полностью соответствуют полномочиям обоих участников обсуждаемого мероприятия в Вашингтоне. К которым вскоре присоединился президент Филиппин Фердинанд Маркос младший.

То есть, пока можно говорить том, что ещё не наступило время превращения AUKUS в региональный военно-политический союз. Но зато действующий с 1960 г (в нынешней редакции) вполне полноценный американо-японский военно-политический альянс приобретает, что называется, “второе дыхание”. Комплекс разнообразных мер по его дальнейшему укреплению подробно прописан в обширном Совместном заявлении, который был принят по итогам переговоров “Дж. Байден-Ф. Кисида”.

Главная мотивация указанных совместных мер обоих “глобальных партнёров” (представляется примечательным данный оборот, использованный авторами документа) определяется словом “Китай”. Которому Вашингтон и Токио намерены противостоять всесторонним образом и во всех аспектах развития ситуации в ИТР.

То есть, видимо, американо-японскому альянсу отводится роль политико-военно-экономической “оси” будущего “Азиатского НАТО”, на которую будут нанизываться другие потенциальные его участники. В то время как AUKUS пока, повторим, ограничит сферу своей компетенции генерированием оборонно-технологических новаций для указанного объединения.

Сам же процесс “нанизывания” был обозначен упомянутым фактом присоединения президента Филиппин Ф. Маркоса мл. к переговорному процессу двух “глобальных партнёров”. По итогам уже трёхстороннего саммита также было принято Совместное заявление схожего смыслового содержания, что и упомянутого выше, но сфокусированного на обостряющейся ситуации в Южно-Китайском море.

Продолжится же процесс “нанизывания” тоже трёхсторонним саммитом (намеченным на конец мая с. г.), но на этот раз к лидерам США и Японии должен будет присоединиться президент Южной Кореи Юн Сок Ёль. Впрочем, позиции этого последнего, видимо, сильно пошатнутся внутри самой РК вследствие разгромного поражения поддерживающего его партийного блока на прошедших 11 апреля парламентских выборах.

Что касается “неофициально-деловой” части обсуждаемого визита Ф. Кисиды, то она обусловлена как тем фактом, что США являются одним из основных партнёров Японии в сферах торговли товарами, сервисными услугами, так и масштабными взаимными инвестициями. В заслуживающем внимания выступлении в конгрессе  Ф. Кисида привёл цифру в 800 млрд долл. накопленных японских инвестиций в экономику США, “которые обеспечивают работой один миллион американских граждан”.

Однако он не посчитал нужным упомянуть, что двусторонняя торговля неизменно завершается положительным для Японии балансом, ежегодный объём которого составляет порядка 70 млрд долл. Что, кстати, было поводом для немалых резкостей, отправлявшихся бывшим президентом Д. Трампом в адрес одного из предшественников Ф. Кисиды, каковым тогда был С. Абэ.

Ничем таким не занимается нынешний американский президент. Тем не менее и у него, как сообщается, вызывает негативные эмоции перспектива закупки японской Nippon Steel Corp. американской US Steel Corp. Вторая обанкротилась и, казалось бы, следует только приветствовать, что нашёлся желающий вытащить за волосы утопающего. Тем более что уже были подобного рода прецеденты, когда, например, Toshiba взвалила на себя обанкротившуюся Westinghouse. Ничего хорошего, правда, из этого не вышло, поскольку Toshiba и эту последнюю не спасла, и сама погорела.

Что же касается US Steel, то данная компания рассматривается в США в качестве символа национального промышленного прогресса и её уход под руководство даже таких позитивных в глазах современных американцев “иноземцев”, каковыми сегодня считаются японцы, провоцирует те самые (иррациональные) чувства. Судя по всему, уврачеванием указанных эмоциональных ран на теле ключевого союзника и занимался (помимо прочего) Ф. Кисида.

Впрочем, весьма продуктивно (в прямом смысле) он пообщался и с другими лидерами американского бизнеса, например, от Microsoft. Кроме того, пребывая на территории США, Ф. Кисида продвигал интересы такого символа японских экономических успехов, каковым является компания Toyota.

Одной из важных целей небывало продолжительной поездки премьер-министра Японии в США, видимо, сводилась к “оценке на месте” ситуации, складывающейся на внутриполитическом поле ключевого союзника, уже вошедшего в полосу очередных всеобщих выборов. При вполне вероятной перспективе возвращения на президентский пост того же Д. Трампа, что в Японии оценивалось до недавнего времени с неменьшими опасениями, чем в Европе.

Их постарались развеять некоторые из сотрудников администрации предыдущего президента. Такие, например, как Александер Грэй, у которого агентство Kyodo News взяло интервью за несколько дней до отъезда Ф. Кисиды в США. Уже во время обсуждаемого визита с оптимистичными оценками перспектив двусторонних отношений (в случае возвращения Д. Трампа к власти) высказался в интервью газете Yomiuri Shimbun бывший посол в Японии, а ныне член Сената Уильям Хагерти. При этом главным аргументом обоих был всё тот же “китайский фактор”, который А. Грэй оценил в качестве “самой большой угрозы национальной безопасности”.

Добавим к этому всё более очевидным образом формирующееся принципиальное различие в американских оценках значимости для национальных интересов европейских и азиатских союзников. Что, повторим, обусловлено общим сдвигом фокуса внешней политики США из Европы в ИТР и главным образом по причине всё большей актуализации упомянутого “китайского фактора”. В связи с чем для Вашингтона резко возрастает значимость не только поддержания, но и дальнейшего всестороннего укрепления связей с ключевым азиатским союзником в лице Японии.

Наконец, отметим, что как президент Дж. Байден, так и премьер-министр Ф. Кисида, несомненно, использовали столь значимое внешнеполитическое мероприятие в целях извлечения пользы и для себя лично, поскольку оба они оказались в сложной ситуации внутри собственных стран.

Что касается Дж. Байдена, то перед ним стоит трудно решаемая задача переизбрания на второй президентский срок. Ф. Кисиду тоже преследует не утихающий в течение последних месяцев скандал в связи со случаями коррупции среди функционеров возглавляемой Либерально-демократической партии. Между тем уже следующей осенью в Японии должны состояться очередные всеобщие выборы. Если действующий премьер-министр не примет решения провести их досрочно.

В качестве же заключительной ремарки самого общего плана отметим, что любые “гладко” составленные амбициозные планы ещё никогда не учитывали всех “оврагов” (тем более скрытых), по которым приходится двигаться в процессе достижения поставленных целей. Это особенно относится к нынешнему периоду радикальных изменений мироустройства.

Тем не менее один из весьма примечательных трендов в характере таких изменений обозначается вполне определённо. Он сводится, повторим, к резкому возрастанию роли Японии в делах Индо-Тихоокеанского региона. Что нашло подтверждение в ходе визита в США премьер-министра страны Фумио Кисиды.

 

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”

Похожие статьи: