8 октября 2023 года прошли переговоры представителей транспортных и железнодорожных ведомств Казахстана, Туркмении, Ирана и Турции, темой которых стала проработка деталей нового евразийского транспортного коридора, призванного соединить Китай с Европейским Союзом по новому маршруту. Данный проект является развитием предложенного в рамках инициативы «Пояса и Пути» в 2013 году коридора Китай-Центральная Азия-Западная Азия-Европа – однако предполагал несколько иную конфигурацию маршрута, не затрагивающую Каспийское море и предполагающую участие в нём Узбекистана. Вскоре после проведённых 18 октября переговоров перспективы продвижения данного проекта были обсуждены с китайской стороной в ходе официального визита президента Казахстана К-Ж. Токаева в Пекин. По итогам переговоров президента с председателем КНР был подписан ряд документов — в том числе и «Соглашение между правительством Республики Казахстан и правительством Китайской Народной Республики по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута».
При дальнейшем развитии данной инициативы Казахстан получает возможность подключения к новым для себя транзитным коридорам в рамках маршрута Китай-Европа – до нынешнего момента почти весь объём грузов в его рамках, проходящий через территорию республики (а это почти 50% всего объёма реализуемых по маршруту железнодорожных грузов), приходился на маршрут «Китай-Казахстан-Россия-Европа». В это же время проекты альтернативных коридоров Китай-Европа через Центральную Азию проходили южнее – без прямого участия Казахстана (имеются в виду проекты коридоров Китай-Кыргызстан-Узбекистан, Узбекистан-Туркменистан-Азербайджан и т.д.). В этом плане Казахстан может рассчитывать как на привлечение инвестиций в центральноазиатские проекты, так и диверсификацию своего участия в Евразийских маршрутах, которое в настоящее время сильно зависит от участия в этих проектах Российской Федерации.
Поддержка инициативы нового коридора Китаем весьма актуальна на фоне имеющихся у КНР транспортно-инфраструктурных разногласий с Кыргызстаном, которые препятствуют продвижению проекта коридора Китай-Кыргызстан-Узбекистан: напомним, что Бишкек опасается усиления кредитной зависимости от Китая, а также выражает неудовлетворённость пролеганием новой транспортной артерии вдали от экономических и демографических центров республики. Получается, что поддержка КНР инициативы коридора Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран может стать жестом в адрес Бишкека. Казахстан может оказаться в большой выгоде в случае провала данной инициативы.
Обсуждение и разработка деталей проекта продолжилась 26 и 27 ноября 2023 года, когда состоялось заседание казахстанско-туркменской рабочей совместной группы по вопросам развития транспорта и логистики, по итогам которого сторонами был подписан меморандум, обозначающий намерения по увеличению объемов перевозок по территориям двух стран. Помимо этого, в ходе заседания стороны активно обсуждали перспективу создания транспортно-логистического коридора, рассмотренного в октябре этого года в многостороннем формате. Стоит отметить, что в рамках реализации коридора речь шла не только о железнодорожном, но и о морском транспорте – следовательно, маршруты по Каспийскому морю между портами Казахстана (Актау и Курык) и Туркменистана (Туркменбаши) также могут получить развитие в рамках данного проекта. Так, об их подключении, но к несколько иным маршрутам, сообщалось представителями двух стран на целом ряде многосторонних мероприятий – в частности, в ходе саммитов ОТГ, а также СПЕКА, состоявшихся в ноябре этого года, представители Туркменистана выступали с инициативой продвижения Транскаспийского коридора, в рамках которого будет налажена транспортная коммуникация между портами своей страны и Азербайджана. В это же время стороны активно привлекают крупных иностранных инвесторов для развития портовой инфраструктуры- 27 ноября, между переговорами с Туркменистаном и Китаем, президент Казахстана К-Ж. Токаев обсуждал перспективы модернизации и расширения портов Актау и Курык в ходе встречи с управляющим директором Abu Dhabi Ports Group Мухаммедом Жуму аль-Шамиси. В ходе данной встречи он упомянул перспективную роль данных портов в реализации проекта «Север-Юг», который свяжет Европу и Центральную Азию через Россию и Казахстан с Южной Азией и Ближним Востоком через Иран. Привлечь инвесторов из Эмиратов планируется и к сухопутной части коридора: уже известно о создании ADP и Железными Дорогами Казахстана совместного предприятия.
27 числа, сразу после новостей об итогах заседания рабочей группы Казахстана и Туркменистана, стало известно о проведении президентом Казахстана К-Ж. Токаевым переговоров с членом постоянного комитета политбюро ЦК Коммунистической партии Китая, заместителем премьера Госсовета КНР Дин Сюэсяном, прибывшим в Казахстан с официальным визитом. В ходе переговоров президент республики сообщил высокопоставленному гостю из КНР о продвижении проекта по результатам заседания рабочей группы с Туркменистаном.
Таким образом, в октябре-ноябре этого года начал активно формироваться – хотя бы на основе предварительного согласия ряда сторон, новый евразийский «перекрёсток», образуемый на месте пересечения проходящей через запад Казахстана линии коридора «Север-Юг» с инициативами «Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран» и вновь поднятой на недавних саммитах ОТГ и СПЕКА идеи Транскаспийского коридора. И этим самым местом, с большой вероятностью, могут стать порты Казахстана или даже Туркменистана, которые оказались в ноябре этого года как в качестве партнёров в рамках одних проектов, так и в качестве конкурентов — в других.
Вместе с тем на фоне всплеска активности, связанной с согласованием новых транспортных коридоров Центральной Азии, всё сильнее проявляется и растущая конкуренция между странами региона за участие в тех или иных проектах, а также за продвижение своих собственных инициатив. Уже сейчас можно наблюдать перспективы конкуренции между проектами маршрутов Китай-Европа, предполагающих участие Кыргызстана и Казахстана, проходящих через территорию Узбекистана или через границу Казахстана и Туркменистана, идущих через Иран по железной дороге или проходящих через Каспийское море, Азербайджан и далее – через Грузию или через Армению и Турцию.
Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».