24.12.2023 Автор: Александр Сваранц

Пресловутый «шведский вопрос» вновь встал поперек интересов Турции

Вопрос вступления Швеции в НАТО

Вопрос вступления Швеции в НАТО вновь приобрел новые грани турецко-западных (а точнее, как гласит еврейский анекдот, турецко-американских) противоречий. За период с мая 2022 г., то есть с момента обращения Стокгольма в НАТО для ее принятия в альянс, Турция стала главным препятствием положительного решения данного вопроса.

Изначально Анкара в качестве требований отмечала курдский вопрос (точнее, борьбу с курдским терроризмом и сепаратизмом), на который шведская демократия смотрела достаточно либерально. Турция требовала то ужесточить шведское законодательство по борьбе с терроризмом, то депортировать курдских экстремистов по представленному списку, то отказать им в праве на политическую эмиграцию в Швецию. Однако время показало, что курдская тема хотя и занимает важное место в турецкой политической реальности, но не является главной причиной отказа Швеции на членство в НАТО.

Так, на саммите НАТО в Вильнюсе в июле 2023 г. Реджеп Эрдоган, после своей победы на сложных президентских выборах, не стал использовать курдский вопрос для выдвижения очередных претензий или выражения высокого недовольства действиями шведской стороны. Турция в Литве выразила фактическое согласие на членство Швеции в Североатлантическом альянсе, но турецкий лидер связал окончательное решение данного вопроса с мнением турецких парламентариев.

Опытный политик Эрдоган, видимо, начал вести гибкую дипломатию, поставив вступление Швеции в НАТО в зависимость от «смягчения» политики США в отношении Турции. Речь, как известно, шла о двух важных для Анкары вопросах: а) военная сделка, то есть поставки модернизированных истребителей F-16 Block70 и запчастей к ним на 40 млрд долл.; б) финансовая сделка, то есть оказание действенной финансовой помощи терпящей серьезный кризис турецкой экономике через предоставление выгодных кредитов и инвестиций.

Анкара в Вильнюсе поменяла акценты своих требований к Стокгольму – стрелки были перемещены от курдов в пользу поддержки Швецией ускорения процесса вступления Турции в ЕС и предоставления туркам выгодных кредитов. Тем не менее, Эрдоган не стал торопить национальный парламент (ВНСТ) с принятием решения по шведскому вопросу. Хоть и натовский саммит состоялся 11 июля, а депутаты ВНСТ уходят в отпуска со второй половины августа до начала октября, Эрдоган тогда сослался на «летние каникулы» и перенес вопрос на осень.

Правда, начало октября 2023 г. ознаменовалось новым крупным военно-политическим кризисом на Ближнем Востоке, связанным с очередной палестино-израильской войной. Турция поначалу в этом конфликте заняла сбалансированную позицию в надежде на позитивный отклик Израиля и США на свои мирные инициативы (включая предложение Р. Эрдогана о признании государства Палестина в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме и предоставлением Турции международного мандата гаранта безопасности). Однако динамика боевых действий со всей очевидностью показала, что идеи Анкары не особо привлекают Тель-Авив и Вашингтон.

Соответственно, 28 октября с.г. «Великий палестинский митинг» в Стамбуле с участием Р. Эрдогана, собравший 1,5 млн чел., стал точкой отсчета новой дипломатии Турции относительно палестино-израильского конфликта. Анкара однозначно поддержала ХАМАС и справедливую борьбу палестинцев за свою свободу. Осуждение Израиля и премьер-министра еврейского государства Биньямина Нетаньяху за жестокость в секторе Газа, которую Турция квалифицирует как «массовую резню», «военные преступления» и «геноцид», критика коллективного Запада (США и остальных стран НАТО) за их пособничество Тель-Авиву, очевидно, снискали уважение к Эрдогану в той же Палестине и других частях исламского мира, но не вызвали восторга на Западе.

Президент Турции 23 октября 2023 г. подписал протокол о вступлении Швеции в НАТО и передал его на рассмотрение в парламент. На дворе уже декабрь, а ВНСТ пока что не спешит с окончательным решением шведского вопроса и находит новые обоснования для отсрочки голосования по данной теме. Между тем, «турецкая демократия» предоставила возможность различным политическим силам (партиям, организациям, деятелям, экспертам) свободу слова по шведскому статусу.

Так, лидер турецкой партии «Родина» Догу Перенчик и турецкие коммунисты выступили в печати категорично против расширения НАТО и вступления в альянс Швеции. Коммунисты вообще предложили Турции выйти из НАТО. Казалось, это мнение политических маргиналов, то есть непарламентских партий, не представляющих особый вес в общественной жизни Турции и, тем более, не обладающих влиянием на президента Эрдогана.

Однако союзник Реджепа Эрдогана, лидер Партии националистического движения (ПНД) Дёвлят Бахчели, входящий в коалицию с правящей Партией справедливости и развития (ПСР), 10 декабря с.г. выдвинул три условия для одобрения турецким парламентом членства Швеции в блоке НАТО. В частности, ПНД предлагает:

  1. Установление постоянного мира между Израилем и Палестиной (то есть окончательное прекращение боевых действий в секторе Газа) с признанием государства Палестина в границах 1967 г. и столицей в Восточном Иерусалиме.
  2. Выплата Израилем компенсации Палестине за моральный вред и материальный ущерб.
  3. Осуждение премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху международным уголовным судом (МУС) в Гааге за преступление геноцида.

Дёвлят Бахчели, хоть и является руководителем радикальной турецкой политической силы пантюркистского толка, но вряд ли столь опытный политик стал бы озвучивать то, что не исходит из интересов президента Турции. Фактически продекларированные условия устами союзника правящей ПСР являются свидетельством, что натовская судьба Швеции мало волнует Турцию. Анкара выдвигает изначально невыполнимые условия, ибо США и большая часть других членов НАТО не станут поддерживать вышеназванные антиизраильские требования. Турция просто ищет способ и повод отложить шведский вопрос в «долгий ящик».

Каким образом Швеция связана с событиями на Ближнем Востоке, компенсациями одной стороны конфликта другой, деятельностью МУС и перспективой судебного приговора в отношении действующего премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху? Ответы на эти вопросы, видимо, и не всем туркам ясны (может, за исключением Дёвлята Бахчели).

Швецию вообще-то мало волнует позиция Турции, ибо Стокгольм заключил новые военные соглашения с США и в перспективе увеличит соответствующее партнерство с американцами. Турция же лишается средства давления на Запад, но продолжает истерику с выдвижением новых непропорциональных условий.

Видимо, Турция таким образом отреагировала на факт блокировки со стороны США резолюции СБ ООН по Газе о прекращении боевых действий на Ближнем Востоке и признании государства Палестина в границах 1967 г. Следует отметить, что если США наложили ветто на данную резолюцию и проголосовали «против», то другой постоянный член Совета безопасности ООН Великобритания «воздержалась». Получается, что инициатива турецкого МИД, включающая 11 пунктов по палестинскому вопросу, хоть и получила поддержку большинства мусульманских и части немусульманских государств, но отвергнута США.

Именно поэтому Реджеп Эрдоган, касаясь мира на Ближнем Востоке, считает, что «справедливый мир действительно возможен, но не с Америкой». Ну, а раз так, то и предложения (просьбы) США по части той же Швеции будут встречать в Турции несогласие. Более того, Турция, справедливо обвиняя США и остальной Запад в пособничестве и неограниченной поддержке Израилю, считает необходимым коренную реформу ООН и Совета безопасности. По мнению Анкары, действующий Совбез с пятью постоянными членами не отражает реалии времени, не защищает интересы исламского мира и необходимо изменить его состав с участием ключевой мусульманской страны. Ну, а кто за это борется, тот и должен занять место в обновленном СБ.

Таким образом, шведский вопрос стал удобной картой разоблачительной дипломатии Турции.

 

Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: