Турция до и во времена Р. Эрдогана старается проводить активную дипломатию фактически по всем азимутам своей географии, где, как известно, Балканы сохраняют высокую актуальность. Данное направление турецкой внешней политики определяется несколькими факторами: географическое соседство; история османского владычества; курс евроинтеграции; членство в НАТО; стратегия неоосманизма и панисламизма.
Современное поколение анатолийских турок в четвертом поколении является наследником распавшейся по итогам Первой мировой войны Османской империи, которая в эпоху зенита своей славы контролировала помимо прочих территорий почти что всю Юго-Восточную Европу (включая Балканский полуостров). Сербия в числе других балканских (южнославянских) стран и народов также оказалась под османской оккупацией.
Ослабление и распад Сербского царства во второй половине ХIV в., как известно, привели к появлению ряда княжеств и кровавым междоусобицам. Последнее превратило Сербию в легкую добычу османских султанов, начиная от Орхана и продолжая его наследниками Мурадом I и Баязетом I. В результате битвы на Косовом поле в 1389 г. и пленения сербского князя Лазаря сербы признали власть османского султана. Вассальное положение сербов от турок, венгров и поляков продолжалось фактически до падения Константинополя и распада Византии. Султан Мехмед II Фатих, вошедший в историю как завоеватель Константинополя и основатель Османской империи, не согласился с вассальным положением балканских народов (включая и сербов) и в период между 1455–1459 гг. завоевал столицу Смедерево, превратив Сербию в свою провинцию.
Потерпев поражение и потеряв независимость, в разные периоды османского владычества сербы не прекращали попытки восстановления своей государственности. Каждая война турок с христианскими государствами вселяла сербам надежду на освобождение и становилась поводом для перехода на сторону христиан (например, в период тринадцатилетней войны 1593–1606 гг., Кандийской войны венецианцев, войны 1683–1700 гг., австро-турецких войн 1716 г. и 1788 г.). Однако только с приходом России на балканский театр появилась реальная перспектива освобождения Сербии от османского ига. В первой половине XIX в. русско-турецкие войны стимулировали начало сербского освободительного движения (восстаний 1804 и 1815 гг.), что в конечном итоге завершилось признанием султана сербской автономии в 1830 г., а затем и образования Княжества Сербия.
Сам же косовский вопрос уходит в глубину эпохи Средневековья, как вопрос прав между мусульманской (преимущественно албанской) и христианской (сербской) частью населения данной области. Политика этнических чисток и изменения религиозного состава в пользу мусульман, которую проводили османские султаны, со временем привела к изменению этнорелигиозного состава в пользу мусульман-албанцев. После Второй мировой войны в составе Югославии была создана Косовская автономия фактически с теми же правами, что и Республика Сербия. В результате национальной политики Иосифа Брос Тито в Автономном крае Косово и Метохия во второй половине ХХ в. резко увеличилось албанское население данной провинции – некогда исторической сербской территории (к 2000 г. численность албанцев в Косово составляла 88%, а сербов 7%). С распадом же ЮФСР в начале 1990-х гг. в Косово между албанцами и сербами разразилась жестокая этническая война.
В результате вмешательства НАТО (где Турция, наряду с Великобританией и США, принимала самое активное участие на стороне албанцев-косоваров), в 1999 г. Косово подверглось ковровым натовским бомбардировкам и вводу на территорию края международных сил KFOR. Россия тогда не смогла в силу своей слабости после распада СССР оказать существенную помощь сербской стороне в защите своих интересов. В итоге, в 2008 г. косовский парламент на основе резолюции ООН от 10 июня 1999 г. провозгласила независимость Республики Косово, которую к настоящему времени признали 90 государств с лидерством США. Турция оказалась в числе стран, поддержавших и признавших независимость Косово.
Так НАТО во главе с США заложила прецедент по изменению устоявшихся границ в Европе после Второй мировой войны и в противовес Хельсинкскому Заключительному акту 1975 г., признававшего незыблемость границ современной Европы. Политика двойных стандартов применительно к этнотерриториальным конфликтам была заложена англосаксонской дипломатией.
Турция в косовском вопросе заняла сторону мусульман-албанцев не только с учетом религиозной общности или солидарности в рамках членства в блоке НАТО. Анкара в новейшее время стала проводить активную региональную политику на Балканах с целью повышения своего статуса региональной державы и влияния на европейские процессы.
Естественно, Балканы, как и Кавказ, остаются взрывным регионом (той самой «пороховой бочкой») с учетом сохраняющегося потенциала различных внутренних и внешних противоречий. Вместе с тем, Балканы – это важный стратегический регион с выгодным географическим положением на пути в материковую часть Европы, по ней проходят ключевые торговые коммуникации (включая энергетические). Распад СССР и Организации Варшавского Договора (ОВД) привели к тому, что практически все бывшие страны социалистического содружества перешли под покровительство Запада, стали членами ЕС и НАТО (где страны Балканского полуострова не исключение).
Учитывая сохраняющиеся исторические противоречия Турции практически со всеми своими географическими соседями (включая и балканскими странами), Анкара пытается своей активной региональной дипломатией минимизировать любые возможные угрозы и формирование антитурецких малых и больших союзов. История турецко-сербских отношений подсказывает наследникам Османской империи необходимость подчиненного положения тех же сербов.
Турецкая разведка МIT и сеть турецких неправительственных организаций традиционно выделяют Балканы в отдельное направление подрывной деятельности. И если в период «холодной войны» это противостояние публично мотивировалось противостоянием НАТО и ОВД, то в новые постсоветские времена идейно-политическое обоснование разведывательно-подрывной деятельности Турции на Балканах и в Косово, в частности, мотивируется под другими формулировками (типа борьба с терроризмом, международной наркоторговлей, религиозной нетерпимостью, исламской солидарностью и, наконец, стратегией неоосманизма и имперского реваншизма).
Время от времени в Косово по объективным причинам происходят вспышки этнической напряженности между сербами и албанцами. Власти Приштины проводят последовательный курс по албанизации края известному азербайджано-турецкому лозунгу «один народ – два государства» (речь об Азербайджане и Турции, а в данном случае об Албании и Косово). И каждый раз, когда местное сербское население ставится перед фактом принятия новых положений косовской независимости, ситуация в крае обостряется.
Соответственно, нынешнее напряжение в Косово до уровня возгорания нового этапа сербско-албанской войны вынудило власти Сербии и президента Александра Вучича выступить в поддержку косовских сербов. Объективности ради следует отметить, что президент Вучич, представляющий прозападное крыло сербской политической жизни, своей политикой соглашательства с НАТО и ЕС фактически довел до уровня беззащитности прав и интересов сербов Косово. Он же вроде активно сотрудничал с Турцией и Азербайджаном.
После победы на выборах, президент Р. Эрдоган заявил о готовности Турции отправить в Косово для восстановления порядка и стабильности дополнительный контингент войск (следует иметь в виду, что турецкие миротворцы и так участвуют в составе международных сил KFOR в Косово). Более того, Эрдоган допустил идею возглавить международные коллективные силы в Косово для наведения порядка. Очевидно, что бригада турецкого спецназа не станет заботиться об интересах и правах местного сербского населения, а скорее, наоборот, проявит к ним всю силу подавления и выдворения из Косово.
Согласно нормативам признания независимости Республики Косово страны Запада (НАТО) исключают возможность формирования косовской (читай албанской) армии и запрещают наличие у Приштины тяжелой бронетехники и боевой авиации (включая и беспилотники-камикадзе), кроме Сил безопасности для охраны порядка. Однако Турция вопреки запретам той же НАТО и своих союзников по блоку поставляет в Косово боевые беспилотники «Байрактар ТБ-2».
В этой связи на днях официальный Белград устами президента А. Вучича заявил, что Сербия не станет покупать названные турецкие БПЛА, которые Анкара поставляет Приштине, а будет их приобретать в Китае и некоторых странах Ближнего Востока (возможно, речь идет об Иране или Израиле).
Получается, что Александр Вучич в определенном смысле обиделся на Реджепа Эрдогана за его последовательность в косовском вопросе в пользу албанцев. Правда, а чего же ожидал Вучич от Эрдогана, когда сам же поставлял вооружение его союзнику Азербайджану против армян Нагорного Карабаха?
В политике нет места обид и удивлений. Как говорится, что посеешь, то и пожнешь. Когда-нибудь все возвращается бумерангом. Белграду приходится в сложившихся условиях надеется на США для очередной «заморозки» напряжения в Косово, ибо Вашингтон сейчас занят украинским кризисом и все думы американцев как бы русским навредить, а не создавать новый очаг конфликта в зоне своей ответственности в Европе.
Между тем, лучший ответ о будущем дает прошлое. Я неслучайно в начальной части статьи уделил немного внимания вопросам истории. Потеряв независимость, сербы всегда стремились к возрождению своей государственности и связывали надежды с христианским миром. Но Европа более века не оказала должной помощи сербскому народу (как и другим народам), хотя не отказывалась от их помощи в войнах против Османской Турции. И лишь освободительная миссия России позволила сербскому народу вернуть свою независимость и возродить национальную государственность. Из истории надо извлекать уроки.
Александр СВАРАНЦ, доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»