Россия воспользовалась своим правом вето в Совете Безопасности ООН (СБ ООН), чтобы заблокировать проект резолюции, призывающей к прекращению 20-месячной войны в Судане и началу переговоров между Вооружёнными силами Судана (ВС Судана) и Силами быстрого реагирования (СБР).
Причины вето России
В процессе подготовки резолюции перед голосованием было поднято несколько других вопросов, связанных с формулировками. Однако после голосования оказалось, что конструктивные предложения членов СБ ООН не были приняты во внимание, а их законным опасениям не было уделено должного внимания. Представитель Китая подчеркнул, что любая резолюция или действие, предпринятые СБ ООН, должны «уважать суверенитет, независимость и территориальную целостность Судана». «Навязывание внешних решений только усугубит ситуацию и не поможет ни положить конец войне, ни защитить гражданское население», — предупредил представитель Китая.
Объясняя результаты голосования, представитель России сказал: «Главная проблема британского проекта заключается в том, что в нём неверно понимается, кто несёт ответственность за защиту гражданского населения, а также за пограничный контроль и безопасность в стране». По словам представителя России, «это должно быть исключительно делом правительства Судана». Он также обвинил британских дипломатов в том, что они «явно отказывают Судану в этом праве». «Наша страна продолжит неизменно использовать своё право вето, чтобы предотвратить подобные события для наших африканских братьев», — заключил он.
Поддержка со стороны Судана
По словам главы ВС Судана Абдель Фаттаха Аль-Бурхана, формулировки проекта нарушали суверенитет Судана. Арабский дипломатический источник в ООН объяснил позицию Аль-Бурхана: в проекте, по его словам, «подразумевалась равнозначность ВС и СБР, а это не то, с чем Аль-Бурхан мог бы согласиться, особенно сейчас, когда армия добивается успехов на местах и получает более сильную политическую поддержку на региональном и международном уровнях».
Многие дипломатические источники в регионе согласны с тем, что в проекте резолюции не отражён баланс сил на местах, который, по словам одного из них, «определённо изменился в пользу ВС Судана». Сегодня армия контролирует большую часть территории Судана, а Аль-Бурхан пользуется большим международным признанием, чем СБР и его лидер Мохамед Хамдан Дагало, он же Хемедти. Они отмечают, что Хемедти является главой ополчения — СБР, созданного в 2013 году Омаром аль-Баширом для защиты его жестокого режима и совершившего множество злодеяний, особенно в Дарфуре. Вместе с другими деятелями СБР Хемедти был обвинён международными гуманитарными организациями в этнических чистках, направленных против неарабских племён в западном Дарфуре.
Разногласия между Аль-Бурханом и Хемедти
Аль-Бурхан выбрал Хемедти своим заместителем в Совете переходного суверенитета (СПС), сформированном после свержения Аль-Башира. Этот шаг вызвал критику со стороны Африканского союза. «Это был совсем нехороший знак. Он показал, что преемники Аль-Башира пытались воссоздать его диктаторский режим, но под демократическим фасадом», — таково мнение Африканского союза. По всей видимости, СПС был создан скорее для распределения власти внутри клики Аль-Башира, чем для чего-то ещё.
Конфликт начался в середине апреля 2023 года. После свержения Аль-Башира Аль-Бурхан и Хемедти объединили усилия, обеспечив себе контроль, но допустив ограниченное разделение власти с гражданскими лицами. Но когда в октябре 2022 года Аль-Бурхан отстранил временное гражданское правительство, Хемедти воспользовался шансом и выступил против Аль-Бурхана, заявив, что этот шаг был «антидемократическим». По словам арабских дипломатических источников, в том числе тех, кто служил в Хартуме, заявления Хемедти о демократии звучат неубедительно. На самом деле, говорят они, Хемедти всегда стремился к власти и думал, что сможет заключить сделку с гражданским правительством, чтобы заменить Аль-Бурхана на посту главнокомандующего.
Проблемы Судана во многом вызваны тем, что региональные державы борются за контроль над природными ресурсами страны и извлекают выгоду из её стратегического положения. Ни для кого не секрет, что именно арабская столица с крупными инвестициями и интересами в Судане подтолкнула Запад разработать в своих собственных интересах резолюцию, которую они попытались под шумок протащить в СБ ООН. Не вышло! Но тем не менее, Запад не угомонился и продолжает свои изощренные попытки поставить Судан под свой полный контроль.
Попытки урегулировать конфликт
Мир внимательно следит за ситуацией в Судане с момента начала конфликта и в течение последнего года сотрудничал с региональными партнёрами-единомышленниками, чтобы дать шанс на мир в Судане. По мнению Каира, которое разделяют Анкара и Тегеран, лучший шанс на мир — это единая армия Судана с единым командованием, «иначе страна будет переходить от одной войны к другой». За последние 11 месяцев в Каире прошла серия встреч с представителями вооружённых, политических и религиозных сил Судана с целью формирования единого фронта, способного сотрудничать с ВС Судана на основе разделения власти и укрепления стабильности. По мере того, как ВС продвигались в военном отношении против СБР, число суданских игроков, готовых принять участие, увеличивалось. Многие считают, что это лишь вопрос времени, когда группировка СБР будет вынуждена признать своё ослабление, несмотря на поддержку, которую она получает от своих региональных союзников.
С начала войны 11 миллионов суданцев стали вынужденными переселенцами. По оценкам ООН, половина из них — дети, большинство из которых не имеют доступа к базовому питанию. Кроме того, ещё 15 миллионов суданцев страдают от нехватки продовольствия и отсутствия базового медицинского обслуживания.
Только в середине августа значительная гуманитарная помощь ООН была доставлена в Судан через контрольно-пропускной пункт Адре, который соединяет Дарфур с Чадом. По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в 2023 году было обеспечено чуть более 50% бюджета в размере 2,7 миллиарда долларов, необходимого для оказания гуманитарной помощи в Судане. «Судану нужна не только немедленная гуманитарная помощь. Судану нужен надлежащий и реализуемый мирный план. Именно над этим мы работаем, и у нас есть поддержка нескольких мировых и региональных столиц», — считают в ООН.
По словам Дэвида Перритто, посланника США в Судане, уходящий в отставку президент США Джо Байден прилагает все усилия, чтобы заключить сделку по Судану до своего ухода из Белого дома 20 января. Но, по словам каирской Al-Ahram, этот срок слишком оптимистичен. «Нам повезёт, если к тому времени мы увидим хоть какое-то движение, и на заключение сделки уйдёт гораздо больше времени», — предупреждает газета, имея в виду, что многое будет зависеть от позиции новой администрации президента США Дональда Трампа.
Таким образом, совершенно ясно, кто именно разжигает костер гражданской войны в Судане, пытаясь на горе суданцев погреть свои руки. Но сейчас 20-е годы XXI века и политика неоколониализма, в какие бы сладкие обещания она не была завернута, уже не проходит.
Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН