В отношениях между КНР и рядом стран Европы, а также транснациональными структурами континента в последние месяцы произошёл ряд примечательных событий, в очередной раз свидетельствующих о сложном и противоречивом характере указанных отношений.
Но это вовсе не означает, что в политическом шуме, который генерируется на внешнеполитическую арену Европой, не слышны голоса отдельных стран континенты. Напротив, они вполне различимы и приобретают всё более специфический характер для каждой из них. Что особенно проявляется в процессе эволюции политического курса европейцев относительно второй мировой державы. Так что Пекину приходится анализировать сигналы, исходящие как из Брюсселя, таки и от отдельных европейских столиц.
Тема повышения тарифов на экспортируемую из КНР продукцию и проблематика «зелёного перехода»
И тем не менее основным источником едва ли не всего негатива в китайско-европейских отношениях являются как раз структуры ЕС. Именно на них указывают пальцем из Пекина, обвиняя в «покорном следовании за Вашингтоном» в его глобально-антикитайском политическом курсе. Подразумевая под этим прежде всего (но не только, о чём ниже) введение в сентябре с. г. Брюсселем новых нормативов на тарифы, которыми теперь будет облагаться некоторая импортируемая продукция.
Главным образом речь идёт о продукции так называемого «зелёного перехода», то есть об электромобилях, панелях солнечных электростанций и некоторых других. Под эту концепцию Китай развил гигантские производственные мощности в ожидании не менее гигантских доходов от сбыта соответствующей продукции на самых, казалось бы, перспективных (то есть, платёжеспособны) рынках сбыта. Каковыми являются прежде всего США и Европа. И на тебе, там и там опущен шлагбаум на пути притока из КНР самой что ни на есть «зелёной» продукции.
Очень похоже на засаду. И это ощущение подкрепляется странностью, очень мягко говоря, самой концепции «зелёного перехода». В её основу заложен абсолютно умозрительный (то есть не подтверждаемый какой-либо фактурой) постулат о значимости некоторых аспектов человеческой деятельности в происходящих сейчас действительно настораживающих климатических изменениях.
Впервые о роли «парникового эффекта» в результате накопления в самых верхних слоях атмосферы некоторых газов заговорили ещё в конце 90-х годов. Тогда потребовалось «слегка придушить» германскую химическую промышленность, поэтому, в частности, была запущена тема утечки в атмосферу (опять же «парниковых») паров фреона, широко используемого, например, в холодильниках. Сегодня же «под раздачу» попадают вся теплоэнергетика с её выбросами «парниковых» продуктов сгорания углеводородов и (потому же) двигатели внутреннего сгорания (отсюда актуализация электромобилей) и даже промышленное скотоводство.
Впрочем, в ЕС отвергают значимость «американского фактора» в последних ограничительных мерах и ссылаются на озабоченность исключительно собственными проблемами, источник которых, в частности, видится в «китайском шоппинге» в Европе, следствием которого может быть утрата контроля над рядом важных (особенно высокотехнологичных) отраслях европейской промышленности.
Все эти и прочие переплетающиеся аспекты системы китайско-европейских отношений служат предметом переговоров, которые в последние годы ведутся сторонами почти в непрерывном режиме.
Участие европейцев в военных демонстрациях США в ИТР
Гораздо больше оснований у Пекина для обвинений европейцев в том самом «покорном следовании за Вашингтоном» в сфере оборонной политики. Особенно после проведенного в начале июля саммита НАТО в Вашингтоне, одним из главных решений которого стало распространение зоны влияния этой организации на Индо-Тихоокеанский регион.
И ещё в период подготовки итоговых документов саммита НАТО группы боевых кораблей ФРГ (в мае с. г.) и Италии (через месяц) отправились в продолжительное турне по морской акватории ИТР, где вместе с союзниками и ближайшими партнёрами приняли участие в ряде военных демонстраций. Можно только догадываться чего стоило бюджетам обеих стран, экономики которых переживают, мягко говоря, отнюдь не лучшие времена, подобные военные экзерсисы на другой стороне глобуса. Особенно это относится к Италии, корабли которой возглавил флагман ВВС страны авианосец Cavour.
Но главная интрига указанных военных демонстрации Италии и ФРГ была обусловлена даже не масштабами финансовых издержек, а вдруг возникшим вопросом, какой путь домой выберут обе группы, оказавшись, наконец, в японских портах Йокосуки и Токио. И для германских кораблей здесь обозначилась перспектива прохода через Тайваньский пролив. Не сразу, а по итогам месячных борений разных точек зрений из Берлине, наконец, последовало «добро» на указанный проход. Каковой и состоялся 12 сентября с понятными комментариями в КНР.
Могут быть разные мнения относительно международно-правового статуса Тайваньского пролива. Несомненным представляется одно: данное мероприятие носило откровенно вызывающий характер по отношению к Пекину, где за период менее двух последних лет канцлер О. Шольц дважды встречался с высшим китайским руководством и последний раз лишь за пять месяцев до этой акции. Канцлер ФРГ действительно руководит собственным правительством?
Европейцы и Тайваньская проблематика
Опять же отметим, что особо вызывающе активничают в ней брюссельская бюрократия, а также ни за что не отвечающие парламентские «народные избранники» отдельных стран. Например, в связи с так называемой «проблемой трактовки» резолюции ООН 2758, принятой в октябре 1971 г., 13 сентября уже с. г. через парламент Нидерландов прошла своя резолюция с вполне благоприятной для действующих тайваньских властей упомянутой «трактовкой».
В то время как на правительственном уровне почти все европейские страны избегают приобретения совсем уж излишних для них «приключений» в отношениях со второй мировой державой в крайне болезненной для неё проблеме. Имеются, однако, исключения в виде некоторых из «младоевропейцев», особенно среди прибалтийской шпаны. Но здесь работает известный эффект: чем меньше в собачьей стае пёс, тем чаще и громче он лает по малейшему поводу.
Особо усердствующей в Тайваньской проблематике Литве заместителем госсекретаря США К. Кэмпбеллом недавно была брошена «косточка» с барского стола, которую (видимо, на лету и виляя хвостом) поймал Г. Ландсбергис. Этот внук одного из активистов периода «перестройки» СССР сегодня возглавляет МИД Вильнюса.
Впрочем, и среди солидных членов той же «стаи» наблюдаются заметные нюансы в поведении относительно всего, связанного с Тайванем. Представители которого, к тому же, ведут себя очень активно на Европейском континенте. Наверняка здесь позитивно встретили сообщение о планах закупки тайваньским авиаперевозчиком Cathay Pacific «по крайней мере 30-и» самолётов (по факту, франко-германской) Airbus Group на нешуточную сумму свыше 11 млрд долл.
Также почти наверняка упомянутому выше завершению сложных размышлений Берлина на тему прохода через Тайваньский пролив весьма поспособствовало сообщение о начале строительства в районе Дрездена завода по производству чипов мировым лидером в этой области Taiwan Semiconductor Manufacturing Co. Решила бы та же TSMC построить такой завод, например, в районе Милана, глядишь, и Cavour прошёл бы через Тайваньский пролив. Пока же, как говорится, не за что.
Продолжилось «паломничество» в КНР европейских политиков
К последнему добавим факт состоявшегося в конце июля вполне плодотворного визита в КНР премьер-министра Италии Дж. Мелони. На встрече с китайским лидером Си Цзиньпином она произнесла знаковые слова об несогласии Италии с запущенным было Вашингтоном трендом на разъединение (decoupling) с Пекином, а также с попытками исключения последнего из международных «цепочек поставок». Вполне отчётливо была выражена приверженность Италии «принципу одного Китая».
В целом итоги этой поездки свидетельствуют о существенном присутствии элементов прагматики в отношениях с КНР одной из ведущих европейских стран. «Особость» среди них позиции Италии в отношениях с КНР подтвердилась через полтора месяца, когда КНР посетил президент Ассоциации автопроизводителей Италии Р. Вавассори, с которым на упомянутую выше чувствительную тему новых тарифов ЕС провёл переговоры министр торговли Ван Вэньтао. Что случилось перед тем, как он сам оправился в Европу обсуждать тот же круг вопросов.
Что же касается европейских государственных деятелей самого высокого ранга, то их «паломничество» в КНР последних двух лет продолжили в сентябре с. г. премьер-министры Норвегии и Испании. Визиты обоих были оценены китайской Global Times в качестве свидетельства стремления европейцев к «стабилизации» отношений с КНР. И, на авторский взгляд, у ведущей китайской газеты есть основания для подобных оценок
Хотя в целом большинство европейских стран продолжают пребывать в позиции «растяжки» в системе отношений со второй мировой державой.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»