EN|FR|RU
Социальные сети:

«Есть такая традиция: быть верным другу и регулярно его навещать». Об уроках визита В.В.Путина в Монголию

Баир Данзанов, 05 сентября

Владимир Путин пробыл в Монголии два дня: чему был посвящен официальный визит

Смыслы и уроки визита в Улан-Батор 

Монголия стала первой страной, подписавшей и ратифицировавшей Римский статут (а сделала она это ещё в далеком 2002 году, что делает её одним из первых подобных государств), которую посетил глава российского государства с момента выдачи Международным уголовным судом ордера на его арест – на весьма сомнительных основаниях и под не менее сомнительным предлогом. Уже одно это обстоятельство может говорить об успешном итоге мероприятия. Но смыслы и уроки визита в Улан-Батор простираются далеко за рамки этого обстоятельства. В связи с этим представляется уместным определить два очень важных факта, которые явились миру с неопровержимой доказательной базой в тот вечер, когда первый борт оторвал шасси от взлетно-посадочной полосы аэропорта Буянт-Ухаа города Улан-Батора.

  • Никакие международные акторы не в состоянии обеспечить эффективную изоляцию России на глобальной арене.
  • Отношения России с Монголией не подлежат пересмотру внерегиональными силами и игроками.

Предлагаем читателю ознакомиться с подробным разбором каждого из этих двух громких, но отнюдь не голословных (что подтверждают итоги визита) заявлений.

Никакие международные акторы не в состоянии обеспечить эффективную изоляцию России на глобальной арене 

Накануне визита В.В.Путина в Монголию международная общественность была взбудоражена как опасениями, так и абсурдными фантазиями относительно того, будет ли Монголия предпринимать какие-либо действия в адрес российского лидера в соответствии с решениями МУС?

В частности, сразу после того, как были оглашены планы Президента России посетить Монголию, в адрес внешнеполитического ведомства этой страны поступили и напоминания об имеющихся обязательствах (от самого МУС и ряда западных НКО), так и грубые призывы к действию (от ЕС и Украины). К слову, сама Украина, как известно, ратифицировала Статут, за который накануне буквально рвала на себе вышиванку, лишь 21 августа этого года – и то с условием эксклюзивной отсрочки. Назревает вопрос: не было ли такое решение предпринято специально в рамках подготовки к массовому забросу призывами монгольских коллег?

Вопрос можно поставить и ещё шире, с учётом имеющейся (и проверенной десятилетиями) приверженности Монголии соблюдению взятых на себя международных обязательств. Ведь в целом, никаких подобных обязательств перед МУС относительно ареста, как бы громко о них не восклицали самозванные гегемоны и их приспешники, попросту не существует. Дело в том, что сам Римский статут предусматривает отказ государства-подписанта от исполнения его решений в случаях, если они нанесут существенный вред двусторонним или глобальным международным отношениям. Непоправимый вред более чем вековым добрососедским и партнёрским отношениям, кажется, более чем подходит под это описание.

Впрочем, возвращаемся к первому факту, постулируемому автором в данной статье. Данный визит стал значительным шагом на пути к окончательному разрушению дипломатических барьеров, построенных вокруг России странами Запада. Ведь теперь перед каждым из партнёров России, который в обозримом будущем столкнётся с давлением со стороны МУС и ЕС по уже озвученному вопросу, будет «живой» пример того, как страна не поддалась на западные провокации – и ничего от этого не потеряла. Напомним, что по итогам визита в адрес Монголии кроме гневных протестов МИД Украины и заявлений МУС о том, что действия монгольских властей будут рассмотрены и изучены не поступало никаких других санкций, сколько-либо существенных или ощутимых для её политического и экономического благополучия. Даже не отличающийся толерантным отношением к России Европейский Союз не стал критиковать монгольское руководство за его единственно верное решение, ограничившись беспомощным и в чём-то даже жалким «сожалением».  В свою очередь Госдеп США вечером 3 сентября сообщил о том, что понимает «сложное положение Монголии и будет продолжать поддерживать её». Очевидно, что ни одна из стран Запада не станет вредить своим интересам в Монголии ради какого-то «карательно-педагогического» шага.

Отношения России с Монголией не подлежат пересмотру внерегиональными силами и игроками 

Вместе с тем данный визит стал ярким примером того, как давние и глубокие связи между двумя соседями оказываются прочнее и сильнее, чем любые деструктивные силы и намерения, действующие на них со стороны. Действительно, 2024 год запомнится рядом мероприятий, определяющих рост взаимного интереса Монголии и ряда стран коллективного Запада – вспомним только встречи президента этой страны с лидерами Франции, Швейцарии, Германии, Словении, с госсекретарём США и министром иностранных дел Соединённого Королевства, а также перенесённые в связи с угрозой нового крупного землетрясения переговоры с премьер-министром Японии. Тем не менее ни одно из этих мероприятий (а многие из их числа были на это нацелены) не просто не привели к снижению интенсивности российско-монгольских контактов, но и не смогли помешать поездке Президента России в Улан-Батор впервые за пять лет.

Впечатляющие итоги визита

В связи с этим примечателен не только сам факт состоявшегося визита. Ведь сама программ переговоров и их итоги также являются весьма впечатляющими. В частности,  лидеры объявили о завершении работы над временным торговым соглашением между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Монголией, сообщили об обоюдной готовности и заинтересованности в решении вопросов, связанных со строительством Монголией ГЭС на реках, составляющих водосборный бассейн Байкала. Возобновлены взаимные заверения относительно продвижения проекта транзитного газопровода, по которому уже завершена разработка проектной документации. Также, сторонами было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о разработке базового проекта реконструкции тепловой электростанции ТЭЦ-3 в городе Улан-Баторе на территории Монголии, которое открывает новую страницу в уже насыщенной истории партнёрства России и Монголии в области энергетики. Стало известно и об утверждении основных технических параметров проекта малой АЭС для Монголии, которую намечено построить в районе Нового Хархорума – ныне проектируемой столицы страны, в которую планируют перенести все органы государственной власти из перенаселенного Улан-Батора.

Особенно громко – на фоне разворачивающихся в настоящий момент геополитических «игрищ» прозвучали слова Президента Монголии У.Хурэлсуха об уверенности в том, что Россия станет лидером в вопросах мира и безопасности.

Могли ли все упомянутые выше события произойти (да ещё и в один день), будь Монголия настроена развивать отношения с Западом даже в ущерб партнёрству с Россией? Очевидно, что нет – и ключевую роль играет наличие у этой страны интереса к максимально интенсивному и, что самое главное, конструктивному сотрудничеству со всеми международными акторами, нацеленному на получение обоюдной выгоды и ненаправленному против других государств и в особенности против других партнёров. К сожалению, эта реалия монгольской внешней политики так и осталась загадкой для всех высоких гостей из стран Запада, посетивших данную страну за последние несколько лет. Впрочем, возможно, они начали о чём-то догадываться третьего сентября?

Эпилог

Таким образом, состоявшийся накануне визит В.В.Путина в Улан-Батор оказался богат не только фактическим содержанием, но и рядом окружающих его смыслов, корректная интерпретация которых могла бы быть весьма полезной всему мировому сообществу – и в особенности странам «коллективного Запада».

 

Баир Данзанов, независимый эксперт по Центральной Азии и Монголии, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

More on this topic
О визите Ким Чен Ына в Россию, часть третья: Путин уехал, Ким остался
Эфиопия и Эритрея: возможна ли новая конфедерация в Африке?
Как скоро «душные объятия» Большой двадцатки задушат США?
Пристрастный взгляд на Роберта Мюллера, или Почему американская честь стоит дешево
Почему Китай игнорирует США