EN|FR|RU
Социальные сети:

Досье Сирии в турецко-американских отношениях

Александр Сваранц, 25 августа

Турция с особым беспокойством относится к сохраняющимся и тлеющим конфликтам вблизи своих границ, где курдский вопрос создаёт для Анкары ключевую угрозу безопасности. Турецкая дипломатия исключает любые формы курдских образований в соседних странах, что отрицательно сказывается и на турецко-американских отношениях.

Турция поддерживает консолидацию исламского мира, но сохраняет с её представителями и ряд разногласий

Ближневосточный регион и в целом исламский мир для Турции являются ключевыми направлениями дипломатии. Естественно, подобное отношение определяется географическим единством Турции как части Ближнего Востока, а также общностью религиозного исповедания с теми же странами Арабского Востока и Ирана. При этом Анкара в первой четверти ХХI в. при администрации президента Реджепа Эрдогана позиционирует себя в статусе некого лидера исламского мира и претендует на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.

Анкара наперекор своим западным союзникам (в особенности США) публично и регулярно поддерживает идею независимости Палестины, борьбу ХАМАС против Израиля и с особым постоянством критикует правительство Биньямина Нетаньяху. Особый интерес турецкая сторона демонстрирует к развитию экономических и политических отношений с ослабевшим после американского вторжения соседним Ираком. Анкара не только старается в союзе с Багдадом блокировать американский сценарий образования на территории Ирака независимого курдского государства, но пытается с высокой прагматичностью развивать выгодные энергетические связи с правительством курдской автономии в Эрбиле клана Барзани.

В апреле 2024 г. в ходе визита президента Эрдогана в Багдад Турция подписала с Ираком важное соглашение о коммуникационном сотрудничестве для реализации проекта «Путь развития». Последний предусматривает создание транспортно-логистической системы, включающей автострады и железнодорожные пути для связи богатых нефтью регионов Ирака со Средиземноморским побережьем Турции.

В августе с.г. военные ведомства и органы внешней разведки Турции и Ирака подписали меморандум о сотрудничестве в сфере обороны, безопасности и борьбы с терроризмом. При этом в числе общих террористических угроз Анкара и Багдад рассматривают Рабочую партию Курдистана и аффилированные с ней курдские организации на Ближнем Востоке.

Однако столь высокая активность Турции в исламском мире и в рамках Организации исламского сотрудничества вовсе не означает отсутствие противоречий с тем же Ираном и рядом стран Арабского Востока (особенно с Сирией, Саудовской Аравией, ОАЭ). Турция, например, в отличие от Ирана свою поддержку той же Палестине ограничивает преимущественно дипломатической риторикой и гуманитарной помощью, но никак не военной. С Эр-Риядом у Анкары по-прежнему сохраняются ряд экономических и политических разногласий. Персы и саудиты не воспринимают турок в качестве лидера исламского мира.

Тем не менее исламские страны Ближнего Востока в части перспектив образования курдской государственности, как правило, демонстрируют солидарность в плане блокирования подобной перспективы из-за угроз внутреннего сепаратизма, а также выступают против политики мировых держав (в частности, США) в контексте переформатирования сложившихся границ в пользу курдского образования.

Турецко-американские разногласия по Сирийскому Курдистану 

США, провозгласив себя мировым гегемоном, проводят практику откровенного вмешательства во внутренние дела всех и вся, пытаются установить собственную монополию над стратегически важными регионами, где Ближний Восток занимает особое место, а также извлечь максимум экономических выгод и эксплуатировать местные ресурсы.

«Сирийское досье» с момента начала гражданского конфликта в САР составляет противоречивую повестку в турецко-американских отношениях. Тема Сирии и проблема сирийских курдов регулярно обсуждается на высоких турецко-американских встречах по линии глав органов разведки, министерств обороны и МИДа. Основными союзниками США в Сирии являются местные курды в лице Сирийского демократического совета (политического крыла Демократических сил Сирии/SDF), формирующего Автономную администрацию Севера и Востока Сирии (ААСВС), и подконтрольные им боевые структуры.

США, поддерживают идею курдской автономии в Сирии по аналогии с Ираком, пытаются установить собственный контроль над севером данной страны, где располагаются 90% сирийских нефтяных запасов и до войны здесь добывалось до 500 тыс. баррелей нефти в сутки.

Естественно, для Вашингтона сближение Анкары и Дамаска достаточно чувствительный вопрос. Так, старший советник по Сирии, Ближнему Востоку и Северной Африке Института мира (USIP) Мона Якубян полагает, что США следует предвидеть изменение динамики сил в сирийском конфликте. «Это, – по её мнению, – означает планирование возможности совместной работы Турции, России и режима для вытеснения войск США с северо-востока Сирии, а также возможность интенсификации столкновений между Израилем и Ираном в Сирии».

Один из вариантов, который предлагают сирийской оппозиции Соединённые Штаты, предусматривает объединение районов, находящихся под контролем «сирийских курдов» и Сирийской национальной армии. При этом США и их союзники планируют оказать новой объединённой с сирийскими курдами оппозиции широкую поддержку, в том числе и для получения международного признания. Последнее не может удовлетворить интересам Турции и создаёт очередные сложности в отношениях Анкары и Вашингтона.

Турецкий эксперт издания Daily Sabah Хакки Оджал справедливо отмечает, что страны Запада во главе с США пытаются торпедировать ростки возможного восстановления турецко-сирийских отношений, получивших поддержку прагматичного президента Р. Эрдогана. В этой связи Вашингтон и подконтрольные им СМИ предпринимают активные попытки очернить и блокировать нормализацию связей Анкары и Дамаска. Однако подобное примирение, по мнению Х. Оджала, соответствует интересам национальной безопасности Турции, поскольку потенциальный распад САР под давлением США на три территориальных образований (два арабских и Курдистан) создаст серьёзные проблемы в регионе и повысит угрозу сепаратизма в самой Турции.

США, правда, не раз предавали и самих сирийских курдов в пользу Турции, как это случилось в 2017 г. В Рожаве курды не исключают, что американцы вновь их оставят на произвол судьбы и договорятся с турками о приостановке операций на севере Сирии, ибо «курдский вопрос» в 2023 г. вновь оказался предметом торга с Анкарой в обмен на приятие Швеции в НАТО и «военную сделку» с новыми истребителями F-16.

Перспектива нормализации отношений с Сирией выгодна Турции, ибо в подобном случае Анкаре: во-первых, не придётся тратить более 40 млрд долл. на содержание 3,7 млн сирийских беженцев на своей территории; во-вторых, удастся избежать провалов с использованием раздираемой противоречиями протурецкой оппозиционной Дамаску Сирийской национальной армии (СНА); а главное, в-третьих, это позволит исключить создание на своих границах поддерживаемого Западом курдского образования.

США, естественно, с ревностью относятся к факту турецко-российского партнёрства в сирийском случае, учитывая, что «дорожная карта» примирения Анкары с Дамаском принадлежит Москве. Конечно, перспектива подобного дипломатического успеха пока остаётся предметом интенсивной работы.

Сирия, как известно, обуславливала начало нормализации отношений с Турцией рядом условий и, прежде всего, выводом всех турецких сил с севера САР. Однако язык ультиматумов не принимается Турцией, которая обращает внимание Дамаска на изменение реальности с учётом турецкого военного присутствия в Сирии. По крайней мере в Идлибе Анкара считает своё присутствие легитимным, поскольку подобное решение (ввод турецких войск и создание наблюдательных пунктов) было принято на 6-м раунде переговоров в Астане с участием России, Ирана и Турции. Сирия тоже одобрила данное решение.

Вместе с тем регион Северный Алеппо и зоны турецких операций «Оливковая ветвь» «Щит Евфрата» и «Источник мира» следует считать оккупированной Турцией территорией, ибо сирийские власти не давали Анкаре никаких санкций. Впоследствии турецкие силы были выведены из этих территорий САР, но отданы под контроль протурецким прокси-силам в лице СНА. Между тем, содержание оккупированных Турцией районов Сирии обходится Анкаре порядка 2 млрд долл. в год, что обременительно для турецкого бюджета, терпящего острый финансовый кризис.

Решение курдского вопроса в Сирии, скорее всего, лежит в плоскости восстановления территориальной целостности САР и восстановлении сирийско-курдских отношений.

Однако США не прекращают практику дипломатического и экономического давления на Турцию в надежде расстроить турецко-российские отношения и сорвать тот же процесс нормализации связей между Анкарой и Дамаском. Неслучайно США активизировали угрозы санкций в адрес Турции по части торговли с Россией.

Немецкое издание Berliner Zeitung в этой связи отмечает: «Активная торговля Турции с Россией приводит в ярость США».

Помощник главы минторга США Мэттью Аксельрод призвал турецких чиновников «остановить незаконный поток американских технологий» в Россию, предупредив о последствиях. В противном случае у США «не будет иного выбора, кроме как применить санкции к тем, кто обходит экспортный контроль».

 

Александр Сваранц, доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

More on this topic
США безуспешно пытаются загнать Эрдогана в угол
Персидский залив выходит на самостоятельные мировые позиции
Эрозия правосудия в Пакистане
В Индонезии состоялись всеобщие выборы
Феминистская дипломатия Монголии: «эмансипация эмансипации» во внешней политике страны