EN|FR|RU
Социальные сети:

О некоторых аспектах визита военного корабля Вьетнама на Филиппины

Владимир Терехов, 23 августа

Корабль береговой охраны Вьетнама CSB 8020

4 августа с. г. начался четырёхдневный визит корабля пограничной службы Вьетнама на Филиппины, во время которого были проведены некие совместные двусторонние учения в акватории Южно-Китайского моря. Отметим в очередной раз, что эта акватория представляет собой одну их самых чувствительных зон всего геополитического пространства, на котором разворачивается нынешний этап «Большой мировой игры».

 Корабль береговой охраны Вьетнама CSB 8020 прибывает в Манилу

На первый взгляд совершенно пустяковое событие в двусторонних отношениях не самых значимых стран в том комплексном пазле, который всё более угрожающим образом обозначается в акватории ЮКМ. Где ведущие мировые игроки уже почти в непрерывном режиме проводят неизмеримо более масштабные военные демонстрации с привлечением авианосцев, атомных подводных лодок, самолётов, подразделений сухопутных сил. Тем не менее на упомянутую выше «мелочёвку» обратили внимание мировые информационные издания.

Сделаем это и мы, затронув прежде всего вопрос, о каком, собственно, корабле идёт речь. Оказывается, нынешним значком CSB 8020 обозначен бывший корабль береговой охраны США Morgenthau (класса Hamilton) водоизмещением 3250 т, то есть приближающийся по этому параметру к фрегату. Построенный ещё в 1969 г., он выведен в 2017 г. из состава судов данной службы США и («после снятия секретного оборудования») тогда же продан Вьетнаму. Между прочим, принимал участие в неких операциях во время Вьетнамской войны.

В самом факте купли-продажи военного корабля такого класса между относительно недавними смертельными врагами видится примечательный символ той удивительной и как всегда совершенно неожиданной метаморфозы, которая неизменно наблюдается на этапах радикального переформатирования мироустройства. Ещё три-четыре десятилетия назад невозможно было представить, что в Ханое будет принят (со всеми воинскими почестями) министр обороны США.

В то время как отношения между странами, декларирующими одинаковый характер государственного устройства, каковыми являются тот же Вьетнам и поддерживавший его в ходе упомянутой войны Китай, резко обострятся и выльются даже в краткосрочный, но масштабный вооружённый конфликт. Чему главной причиной является

Фактор пересекающихся в ЮКМ территориальных претензий 

Этот не раз обсуждавшийся в НВО фактор обозначился практически сразу с окончанием Вьетнамской войны и, в частности, отмечается в комментариях к визиту вьетнамского корабля на Филиппины. Где упоминается также нашумевшее опубликование в августе прошлого года соответствующей службой КНР набора “стандартных карт”, в которых обозначаются границы как своей, так и других стран мира.

Среди прочего в них приводится знаменитая «девятипунктирная линия», согласно которой КНР претендует на владение 80-90%% акватории ЮКМ. Внутри неё оказываются островные территории, которые несколькими странами субрегиона Юго-Восточной Азии, включая Вьетнам и Филиппины, считают своими. И если в отношениях с Ханоем Пекину в последние годы удаётся в этом плане понизить градус напряжённости, то в отношениях второго с Манилой просто беда.

Эта общая проблема и подталкивает к сближению Вьетнам и Филиппины, то есть две страны из недавно противостоявших политико-государственных «лагерей». Через несколько месяцев после опубликования упомянутых карт нынешний президент Филиппин Фердинанд Маркос-младший прибыл во Вьетнам, где прошли его переговоры  с тогдашним коллегой Во Ван Тхыонгом. Визит же вьетнамского корабля, несомненно, вписывается в этот наметившийся тренд в двусторонних отношениях.

Он отвечает интересам и главного геополитического оппонента КНР, то есть США. При этом своё возрастающее присутствие в ЮКМ и в ЮВА в целом Вашингтон объясняет не только скрытым и явным поощрением со стороны ряда стран данного субрегиона (прежде всего Филиппин), но и «международным правом». В частности, делаются отсылки к решению Постоянной палаты Третейского суда в Гааге лета 2016 г., удовлетворившего протест тех же Филиппин относительно упомянутых претензий КНР.

Также в очередной раз отметим, что десять стран, образующих ЮВА и входящих в региональное объединение АСЕАН, ведут себя по-разному в поле сил, которое формируют здесь ведущие мировые державы.

Балансирование стран ЮВА между КНР и США 

Среди них отчётливо обозначившийся «проамериканизм» характерен, пожалуй, только для Филиппин. Впрочем, и со стороны Манилы в адрес Пекина отправляются сигналы о намерении хотя бы несколько понизить уровень напряжённости в двусторонних отношениях. Тем более нельзя определить как «проамериканский» внешнеполитический курс Вьетнама. При сохраняющейся проблематичности территориальной компоненты отношений с КНР вполне успешно развивается разнообразные прочие. Прежде всего торгово-экономическая, в которой (как и почти для всех стран ЮВА) КНР является бесспорным лидером.

На противоположном по отношению к Филиппинам конце (условной) шкалы предпочтений, которые каждой страной-членом АСЕАН отдаётся ведущим мировым игрокам, располагаются Камбоджа и Лаос с их вполне дружественным позиционированием по отношению к Пекину. Остальные участники АСЕАН располагаются в данном вопросе где-то между указанными крайними позициями.

В этом плане характерным является более или менее сбалансированное позиционирование негласного лидера АСЕАН, то есть Индонезии. Судя по всему, на указанном внешнеполитическом курсе страны никак не отразилась смена руководства, состоявшаяся по итогам прошедших 14 февраля с. г. всеобщих выборов. Важным свидетельством отказа Джакарты следовать «советам» из Вашингтона относительно сколь-нибудь радикального отхода от политики балансирования стало формирование китайско-индонезийского «Формата 2+2», первое заседание которого (на уровне пока заместителей министров) прошло 12 августа в Джакарте.

Неизбежным же следствием расхождений в указанном позиционировании стран-членов АСЕАН является её аморфность, которую, впрочем, нередко относят к «азиатской специфике» выстраивания межгосударственных отношений

О «персонализации» сложных международных проблем

Наконец, представляется уместным кратко затронуть совсем общую тему, являющуюся предметом многовековых дискуссий, которая звучит (тоже в самом общем виде), как «роль личности в истории». Выше она уже обозначалась в связи с выборами в Индонезии. «Личность» во главе этой крайне важной страны сменилась, а её внешнеполитический курс не претерпел никаких изменений.

Также никакой новизны в этом плане не обозначилось во Вьетнаме с приходом в мае с. г. на пост президента Вьетнама Та Лама вместо упоминавшегося Во Ван Тхыонга. Внешняя политика этой страны продолжила всё также балансировать и в ней нашлось место как подержанию конструктивных отношений с КНР и недавнему визиту в Ханой президента РФ В.В. Путина, так и упомянутому посещению Манилы вьетнамским пограничным кораблём.

Нередко в качестве свидетельства значимости фактора персональных изменений в руководстве той или иной страны приводится пример того же Ф. Маркоса-мл., сменившего весной 2022 г. Р. Дутерте на посту президента Филиппин. Но дрейф внешнеполитического курса Манилы в сторону Вашингтона (а также Токио) наметился ещё при втором, в то время как первый лишь придал ему нынешний («законченный») облик. Чему, повторим, есть фундаментального плана причины.

В целом же тренд последних лет на «персонализацию» сложных международных проблем оказался неизбежным следствием наступления эры господства симулякров в публично-информационном пространстве, когда «телекартинка» подменяет собой реальные события. Причём подобного рода подмены начинают принимать совсем гротескный вид.

Если обозначенные выше государственные деятели трёх стран ЮВА являются многоопытными и вполне ответственными политиками, то на важных государственных постах некоторых ведущих (что важно подчеркнуть) стран нередко оказываются, или претендуют на такие должности, субъекты обоих полов с явными признаками клинического идиотизма. Но при этом (что тоже важно отметить) ничего не происходит с реальным политическим процессом. Ибо на самом деле он планируется и проводится «персонами», избегающими появляться на публике.

Упомянутым же публичным субъектам отводится точно такая же роль, как Грете Тунберг в крайне сложной проблематике климатических изменений, а известному «пианисту-виртуозу» — в украинской катастрофе. То есть, акцентировать внимание почтенной публики на выходках ковёрных клоунов, за спиной которых реальные режиссёры-постановщики уже почти открыто стремятся перевести нынешнюю мировую политическую драму в жанр очередной глобальной трагедии.

Таков невесёлый итог, к которому привели авторские рассуждения с исходной точкой в виде внешне совершенно второстепенного события, каковым является визит на Филиппины корабля береговой охраны Вьетнама.

Но сегодня, к сожалению, иной вывод вряд ли возможен и при любом другом сценарии построения подобного рода размышлений.

 

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

More on this topic
Американское оружие для нападения на Россию, план США с самого начала!
К каким изменениям могут привести внеочередные президентские выборы в Иране?
Навстречу парламентским выборам 2024 г. в Южной Корее. Часть шестая. Третьи силы объединяются?
Бахты-Аягоз: Казахстанская железная дорога для нужд Евразийских коридоров
Метания саудовского королевства