EN|FR|RU
Социальные сети:

В джунглях африканской политики Франции Часть первая: «Подноготная» французских провалов в Африке

Виктор Гончаров, 17 августа

французские провалы в Африке

В последнее время в мировых СМИ, связанных с освещением событий в Африке, появилось много информации об очередных  намерениях президента Франции Эммануэля Макрона  переформатировать  африканскую политику Парижа, чтобы нивелировать негативные последствия его многочисленных провалов, вызванных небывалым ростом антифранцузских настроений во франкоязычных странах континента и непрерывной чередой государственных переворотов, захлестнувших «задний двор» бывшей метрополии. 

Обещания Парижа «уходят в песок» африканской Сахары 

В данном случае речь идет о значительном сокращении французского военного персонала на военных базах. Это не первый случай, когда хозяева Елисейского дворца объявляют о планах улучшения отношений с африканскими партнерами на основе равноправия и взаимной выгоды. Однако, каждый раз эти обещания «уходят в песок» африканской Сахары.

Следует отметить, что Париж традиционно уделял первостепенное внимание развитию связей со странами Черного континента. Даже после обретения ими независимости он никогда не выпускал их из своего поля зрения, всячески противодействуя развитию ими активных связей с внешними игроками. В свое время президент Франсуа Миттеран отмечал, что «без Африки у Франции не будет собственной истории в ХХI веке».   Да и сегодня Африка, как источник стратегически важных минеральных ресурсов, играет большую роль в развитии её экономики.

Чтобы понять движущие мотивы новой инициативы Макрона необходимо более четко разобраться в причинах, которые привели к фиаско африканской политики Франции в последние годы. По мнению многих экспертов, начало сбоям в отношениях Парижа с Черным континентом было положено военной интервенцией стран НАТО в Ливии в 2011 году, главным подстрекателем и организатором которой был французский президент Николя Саркози, попытавшийся в целях повышения своего низкого политического рейтинга в преддверии очередных выборов провести «небольшую победоносную войну», но потерпел поражение — к власти пришел  Франсуа Олланд.

Но эта авантюра, от которой по сей день не может оправиться не только Ливия, привела к тому, что часть Северной и Западной Африки превратилась в зону небывалого разгула джихадизма в результате  разгрома Ливийской Джамахирии, которая непреклонно стояла на путях его проникновения на континент.

Давая оценку роли Франции в свержении режима Муаммара Каддафи, французский новостной сайт Le HuffPost в 2015 году отмечал: «Хотя война 2011 года с тактической точки зрения была проведена грамотно, в истории она останется как самая серьезная ошибка во внешней политике V-ой Республики. Каддафи не был слишком приятным и рациональным правителем, но он не был и нашим врагом…Он отринул терроризм, отказался от создания ядерного оружия. Он решительно боролся с исламистами. Он перекрывал каналы переправки беженцев из Центральной Африки в Средиземноморье».

Взрывная волна антифранцузских настроений 

Конкретно эта фатальная ошибка безответственного политического деятеля положила начало эрозии французского политического влияния на континенте. Годами копившееся недовольство французским военным присутствием и патерналистским характером внешней политики Парижа в последние годы вылилось во взрывную волну антифранцузских настроений не только в общественно-политических кругах африканских стран, но и среди военных, что привело к череде государственных переворотов.

Сегодня, как отмечает Foreign Policy, эта «авантюра Николя Саркози» возвращается бумерангом и наносит очень тяжелые удары по имперским амбициям хозяев Елисейского дворца, чьи войска, оказавшиеся не в состоянии остановить рост террористической активности, с позором выдворяются из стран региона, иногда вместе с французским послом, как это произошло в Нигере.

Все началось с Мали. Убедившись в неспособности Парижа внести коренной перелом в ход военных действий в борьбе с террористами, военные власти Мали, с территории которого с 2013 года французские войска вели с ними безуспешную войну, в декабре 2021 года заключили контракт на оказание помощи в обеспечении безопасности с российской частной военной компанией Вагнер, что сразу же вызвало  резко отрицательную реакцию со стороны Парижа, заявившего, что в течение 6 месяцев выведет свои войска из страны. Бамако в ответ посоветовало своим зарвавшимся партнерам сделать это незамедлительно и в добавок объявило о денонсации договора об обороне с Францией.

Затем в мае 2022 года Мали вышло из состава Объединенных вооруженных сил «Сахельской пятерки», которая была сформирована в составе Буркина-Фасо, Мавритании, Мали, Нигера и Чада, так как это объединение используется одним «внерегиональным государством», имеется ввиду Франция, в своих интересах, не совместимых с его целями.

По признанию France 24, за время своего существования с 2017 по 2023 год она не добилась в борьбе с терроризмом  результатов, на которые надеялись при её создании, в том числе и по той причине, что Париж, как обычно, надеялся переложить тяготы борьбы, как военные, так и финансовые, на плечи своих европейских и африканских партнеров.

В этой связи обращает на себя внимание статья в американском издании Responsible Statecraft, в которой говорится о том, что в результате военных неудач французских войск, зона Сахеля все глубже погружается в «пучину хаоса» и дается рекомендация ни в коем случае не занимать место европейцев в разрешении этого кризиса.

Немаловажной причиной, приведшей к потере былого влияния Франции в Африке, явился и субъективный фактор. Дело в том, что нынешние вершители африканской политики Парижа не обладают тем национально-ориентированным стратегическим мышлением, которое отличало их предшественников — Шарля де Голля, Франсуа Миттерана и Жака Ширака. Сегодня внешняя политика Франции в большей степени определяется ситуативными эмоциями на происходящие в мире процессы, нежели продуманной стратегией хотя бы на ближайшую перспективу.

Крайне негативно в африканских общественно-политических кругах воспринимаются совершенно непродуманные и безосновательные, а подчас и безрассудные, заявления представителей Елисейского дворца о возможном применении вооруженной силы в случае возникновения угрозы французским интересам.

Так, на информацию о военном перевороте в Нигере в июле 2023 года, отмечает британская The Guardian, Париж угрожающе заявил, что Эм. Макрон «не потерпит никаких нападений на Францию и угроз ее интересам, а если кто-то пострадает, то возмездие последует незамедлительно и бескомпромиссно». При этом он назвал лидеров переворота «нелегитимными деятелями» и безапелляционно потребовал от них восстановить у власти свергнутого ими президента Базума.

Франция продолжает угрожать 

Автор статьи квалифицировал эту реакцию французского президента как «суровое предупреждение всемогущего императора, вышедшим из-под контроля неуправляемых туземцев, для которых установившееся во многих африканских странах представление о Франции как о «жандарме Африки» перестало иметь какое-то значение.

Именно поэтому, указывает американское издание Truthout, подписание соглашения Мали, Буркина-Фасо и Нигером в сентябре 2023 года о создании «Альянса сахельских государств» в целях координации их усилий по укреплению «архитектуры» совместной обороны, явилось прямым результатом угроз со стороны Эм. Макрона и его союзников в рядах Экономического сообщества стран Западной Африки организовать вооруженное вторжение в Нигер с целью свержения военных властей.

В этой связи британская The Guardian  подчеркивает, что выдворение Франции из Нигера, который считался одним из наиболее стабильных государств и оплотом французского и американского влияния в зоне Сахеля, является следствием  бесцеремонного вмешательства и высокомерного отношения Парижа к своим африканским партнерам.

Нигерийская газета Vanguard, касаясь неприглядной роли французского президента в разрешении возникшего конфликта, замечает, что в данной ситуации он, как государственный деятель, опустился до уровня мелкого шулера, извращающего суть происходящих событий. Так, приказав своему послу в Ниамее, который был объявлен персоной нон-грата и должен был покинуть страну в течение 48 часов, не покидать свою резиденцию, Эм. Макрон тем не менее после двухмесячного противостояния обвинил военных в том, что это они сделали посла и сотрудников его посольства заложниками военного режима.

Его никем не контролируемая реакция, пишет индийская газета Indian Punchline, обернулась бумерангом, когда лидеры переворота в одночасье аннулировали все военные соглашения с Францией, сделав его нерукопожатным в Ниамее. До него еще не дошло, что в условиях многополярного мира Африка уже адаптировалась вести на равных переговоры со своими бывшими колониальными патронами.

Военный переворот в Нигере, традиционной сфере французского влияния, который рассматривался в качестве важнейшего союзника Запада в борьбе с растущим джихадистским движением в зоне Сахеля, явился, по оценке The New York Times, сильнейшим ударом по интересам Запада, политика которого по насаждению «либеральной демократии» в Африке потерпела сокрушительное поражение.

При этом особенно тяжелый политический урон был нанесен бывшей метрополии Франции. По словам экс-министра иностранных дел Австрии, Карин Кнайсль, захват военными власти в Нигере после аналогичных событий в Мали и Буркина-Фасо знаменует собой конец так называемой политики «FranceAfrique». Теперь вместо Франции, добавила она, африканские страны выбирают себе в партнеры Китай, Россию, Индию и Турцию.

Так же как и Н.Саркози, который спровоцировал в 2011 году страны НАТО на военную интервенцию в Ливии в целях свержения режима Муаммара Каддафи, Эм. Макрон попытался решить проблему Нигера чужими руками с помощью вооруженных сил стран ЭКОВАС. Но его очередную аферу африканские партнеры «раскусили» и он остался ни с чем.

Переворот в Нигере, отмечает канадский Geopolitical Monitor, серьезно запятнал имидж Эм. Макрона, а также французских военных и разведывательных служб, которые не смогли предвидеть ни один из переворотов в Мали, Буркина-Фасо или в Нигере. Это породило серьезные сомнения в эффективности французской стратегии в Африке и побудило африканские страны искать связи с Китаем и Россией.

Как отмечает камерунский журналист Амори Кутансе, автор книги «Африканская ловушка Макрона», «Африка глобализируется и в наши дни в вестибюлях африканских лидеров, как никогда прежде, толпятся представители многих стран: турки, русские, израильтяне и даже такие союзники Франции, как немцы и американцы».

Ослабление позиций Франции в регионе объясняется также тем, что лидеры африканских государств к концу XX века стали понимать, что баланс сил в мире стал меняться и перестали ощущать себя представителями бывших колониальных стран и, чувствуя свою «востребованность», стали вести собственную игру в отношениях с Парижем.

 

Виктор Гончаров, эксперт-африканист, кандидат экономических наук, специально для журнала «Новое Восточное Обозрение»

More on this topic
Страсти по новой редакции карты Китая
Запад не смог подорвать стратегическое партнерство Москвы и Пекина
Что стоит за разрывом Алжиром дипотношений с Марокко?
«Лебедь, рак и щука»: возможен ли союз НФОТ, АОО и Фано? Часть 1.
От Бангладеш до Пакистана: последствия политических потрясений и недемократического влияния в Южной Азии