EN|FR|RU
Социальные сети:

Дальнейшее охлаждение отношений Москвы и Сеула

Константин Асмолов, 07 августа

КНДР и Россия. Ким Чен Ын и Путин

Заключение Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве вызвало определённую турбулентность в отношениях Москвы и Сеула, но к нынешнему времени, несмотря на попытки прагматиков удержать ситуацию под контролем, есть существенная вероятность, что Южная Корея потеряет свой статус «самой дружественной из недружественных стран».

Итак, первый виток турбулентности закончился тем, что стороны ещё раз прочертили линии, которые является для них красными. Для Москвы – это прямые поставки Украине оружия и техники. Для Сеула красная линия – это поставки Пхеньяну высокоточного оружия или технологий, которые могут существенно улучшить военный потенциал КНДР. Пока, с точки зрения автора, этого не происходит, однако в заявлениях американских и южнокорейских политиков, это звучит как свершившийся факт.

К внешнеполитическому давлению добавляется и непростая внутриполитическая ситуация. Президент ничего не может сделать с парламентом, который почти полностью контролируется оппозицией, а «горячие головы» в стане демократов уже предлагают объявить ему импичмент.

В такой ситуации есть повод нервничать. Но так или иначе обмен репримандами со стороны дипломатов стал затягиваться, а тон Москвы в отношении Сеула – становиться жестче.

Запад пытается отвлечь внимание от агрессивных планов США по удержанию ускользающей гегемонии в АТР

26 июня заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации А.Ю.Руденко провел в МИД России встречу с Послом Республики Корея в Москве Ли До Хуном. Внимание южнокорейской стороны было обращено «на недопустимые антироссийские заявления высокопоставленных лиц РК по поводу развития двустороннего сотрудничества между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой в контексте состоявшегося 18-19 июня государственного визита Президента В.В.Путина в Пхеньян и подписанного в ходе него Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве.

Подчёркнуто, что голословные обвинения в адрес России и КНДР в создании угрозы миру и безопасности на Корейском полуострове ставят целью отвлечь внимание международного сообщества от агрессивных планов США по удержанию ускользающей гегемонии в Азиатско-Тихоокеанском регионе путем создания в Северо-Восточной Азии сети американоцентричных военных блоков, направленных на сдерживание России и Китая». Москва призвала пересмотреть конфронтационный курс Сеула, провоцирующий эскалацию обстановки на полуострове, и указала, что «ответственность за разрушение десятилетиями накопленного багажа конструктивного партнерства ляжет на нынешнее руководство Южной Кореи».

В тот же день 26 июня заключение Договора прокомментировала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, которая указала, что «проведение на Корейском полуострове в период государственного визита Президента России В.В.Путина в Пхеньян американо-южнокорейских военно-воздушных учений недвусмысленно указывает на реального потенциального агрессора», отметив, что «США и Республика Корея не готовы учитывать законные озабоченности КНДР в области безопасности, открыто провозглашают цель ликвидации её государственно-политического строя военными, экономическими и идеологическими средствами», дав ряд примеров, в том числе «санкционные» резолюции Совета Безопасности ООН 2016-2017 гг., политику «расширенного сдерживания», и т.п.

Отношения двух стран кардинально изменились

На ином брифинге в тот же день Мария Захарова коснулась «реакции Республики Корея на заключение Россией Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве с КНДР», которую она объяснила давлением Запада на Сеул. «Мы хотели бы предостеречь Республику Корея от необдуманных шагов, которые могут привести к необратимым последствиям для российско-южнокорейских отношений», — заявила Захарова, отметив, что «язык шантажа и угроз в адрес Российской Федерации категорически неприемлем». Сеулу посоветовали «перестать быть американским вассалом, реалистично оценить складывающуюся обстановку на полуострове и действовать в интересах своей национальной безопасности, а не удовлетворения агрессивных аппетитов США».

Отдельный комментарий был дан по поводу соглашения о поставках в Румынию южнокорейских гаубиц, которое было рассмотрено как «снабжение киевского режима оружием и боеприпасами».

Тем временем РК расширила список товаров, для экспорта которых в Россию и Белоруссию необходимо получать специальное разрешение правительства и ввела независимые санкции в отношении четырёх российских судов и восьми северокорейских физических лиц за участие в незаконной торговле оружием и топливом, а также другую деятельность в нарушение резолюций Совета Безопасности ООН.

Премьер-министр Хан Док Су заявил, что правительство рассмотрит возможность корректировки объема своей помощи Украине в зависимости от уровня военного сотрудничества между Россией и Северной Кореей.

Одновременно спикер Национального собрания (демократ) У Вон Сик заявил, что в условиях усиления межкорейской напряженности и военного сотрудничества между Северной Кореей и Россией Южная Корея должна стремиться к сбалансированной дипломатии.

США последовательно наращивают военную активность в Северо-Восточной Азии

28 июня 2024 г. постпред РФ в ООН В.А.Небензя выступил на заседании Совета Безопасности ООН по ситуации на Корейском полуострове, отметив, что «под предлогом «северокорейской угрозы» США последовательно наращивают военную активность в Северо-Восточной Азии, размещают там ударные стратегические средства, открыто отрабатывают сценарии гипотетического вооруженного конфликта с применением ядерного оружия». Четырехдневные военно-воздушные учения США и Республики Корея с привлечением истребителей и американского самолета огневой поддержки, отрабатывавших в небе над Желтым морем боевые стрельбы в период государственного визита в КНДР президента России, он назвал «неприемлемым актом».

Современная Россия вплоть до нынешнего времени, старалась проводить равно ориентированную политику в отношении Севера и Юга, не развивая отношения с одной Кореей в ущерб другой. Ответные меры России в ответ на присоединение к санкциям были довольно мягкие и ещё 5 июня 2024 года Владимир Путин указывал, что ценит позицию Сеула по украинскому вопросу.

8 июля Посол России в РК Георгий Зиновьев выступил с речью на мероприятии, посвященном 140-летию подписания первого двустороннего договора между двумя странами, в ходе которого он отметил, что Россия «была конструктивной силой, искренне заинтересованной в автономии и независимости Кореи.

Директор департамента международных организаций МИД России Петр Ильичёв заявил, что ситуация на Корейском полуострове заведена в опасный тупик из-за непрекращающейся эскалации напряжённости в регионе, главную ответственность за что несут США и их союзники, которые упрямо идут по пути конфронтации и провокаций. Помимо этого, Ильичев отметил «необходимость кардинальных перемен в подходах к санкционному режиму СБ ООН в отношении КНДР».

США и их союзники несут главную ответственность за эскалацию напряжённости в регионе

Важнее то, что тон МИД РФ после этого не поменялся. 12 июля 2024 года Мария Захарова раскритиковала проведенные РК учения с боевыми стрельбами в приграничных с КНДР районах, призвав Юг «прекратить безрассудные военные игрища, вступить на путь разрядки напряженности и установления взаимного доверия, являющихся ключевыми условиями мирного урегулирования проблем Корейского полуострова».

Последние новости на данную тему касаются попыток Сеула сгладить отношения с Москвой, одновременно прочерчивая красные линии. 13 июля министр иностранных дел Южной Кореи Чо Тхэ Ёль сделал ряд заявлений по теме отношений между Москвой и Сеулом. Он отметил, что Россия является стратегическим партнёром РК (подчеркнув таким образом высокий уровень отношений), который может играть важную роль в проблемах Корейского полуострова. Однако, если сотрудничество России и КНДР затронет ключевые интересы безопасности Южной Кореи, последняя примет решительные ответные меры.

Похоже, что и президент Юн Сок Ель недооценивает стратегическое значение Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между РФ и КНДР: 11 июля он охарактеризовал отношения Москвы и Пхеньяна как «выгодный сговор, основанный на их собственных насущных потребностях«.

Но скептиков в РК тоже хватает. Так, научный сотрудник Корейского института национального объединения (KINU) Хён Сын Су полагает, что Россия продолжит курс на активное взаимодействие с Северной Кореей даже после окончания конфликта на Украине. Договор между РФ и КНДР не является результатом краткосрочного совпадения интересов сторон, а нацелен на долгую перспективу. Хён думает, что восстановление отношений между РФ и Южной Кореей, основанных на экономической выгоде, будет проблематичным. Республике Корея стоит «забыть» о последних 30 годах дружественных отношений с Россией.

Но, как бы то ни было, складывается ощущение, что действия РК начали подрывать доверие Москвы, и охлаждение отношений РФ и РК продолжится, и вопрос в его скорости. Почему – смотрите следующий текст.

 

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

More on this topic
Как годовщину Корейской войны отмечали на Юге
Саудовская Аравия: политика соответствующая XXI веку
Африканский Рог в трясине геополитического соперничества Часть четвертая: Незримая рука Абу-Даби и позиция ближайших соседей
Реакция Ирана на израильские налеты на его консульство в Дамаске
Реформы в Узбекистане: новый этап политического развития республики