12.07.2024 Автор: Константин Асмолов

О возможных последствиях и перспективах визита Владимира Путина в КНДР

Визит российского лидера в Северную Корею

Визит российского лидера в Северную Корею и суть основных подписанных документов оставили столь значимые последствия, что могут существенно усилить тренды глобальной турбулентности. Как на подобное сближение Москвы и Пхеньяна реагируют в Сеуле, Пекине и Вашингтоне и какова, в свою очередь будет ответная реакция Москвы на шаги Сеула и его союзников?

Ответ Сеула 

До определённого времени Сеул занимал нишу «самой дружественной из недружественных стран» и Президент РФ совсем недавно отмечал эту позицию РК в положительном ключе. Как отмечал Владимир Путин 5 июня 2024 г. в рамках Международного экономического форума в Санкт-Петербурге «Россия высоко ценит отказ РК от прямых поставок летального оружия Украине».

Однако настолько демонстративное сближение Пхеньяна и Москвы в Сеуле не могут оставить без внимания, тем более что содержание Договора, в котором присутствует военная составляющая по аналогии с советско-северокорейским договором 1961 года, соответствует худшим ожиданиям южнокорейских аналитиков.

Ещё до визита южнокорейские дипломаты намекали автору, что на такой уровень сотрудничества Москвы и Пхеньяна Сеул обязательно даст свой ответ, хотя бы по внутриполитическим и репутационным соображениям, и, скорее всего, речь пойдёт о доведении до похожего уровня сотрудничества между Сеулом и НАТО. США вместе с союзниками и системные правые политики давят на президента Юн Сок Ёля, чтобы он занял более антироссийскую позицию. Особенно это касается украинского направления: Сеулу постоянно пытаются внушить, что поскольку Пхеньян «доказано помогает» России, Южная Корея вправе оказывать Украине аналогичную поддержку, несмотря на всевозможные риски ответных мер и существенного охлаждения отношений с Москвой.

В заявлении 20 июня 2024 бывший посол в России, а ныне советник президента по национальной безопасности Чан Хо Чжин отметил: «Четыре судна, пять организаций и восемь физических лиц из третьих стран, а также российские и северокорейские организации, участвующие в поставках оружия и перевалке нефти между Россией и Северной Кореей, включены в список независимых санкций… Мы также включили 243 новых пункта, в санкционный список товаров, экспортируемых в Россию, доведя общее число до 1 402 позиций… Мы планируем пересмотреть вопрос военной поддержки Украины, поскольку до сих пор правительство придерживалось позиции, что оно не будет поставлять этой стране летальное оружие».

Высказывание Чана, в свою очередь не могло не вызвать грозных заявлений со стороны Москвы. Владимир Путин практически сразу заявил, что поставки летального оружия Украине станут «очень большой ошибкой», ибо в этом случае Москва примет «соответствующие решения, которые вряд ли понравятся сегодняшнему руководству Южной Кореи». Впрочем, президент России выразил надежду, что подобного всё же не произойдёт.

Произошел и естественный обмен репримандами. 21 июня 2024 г. первый заместитель министра иностранных дел РК Ким Хон Гюн вызвал посла России Георгия Зиновьева, чтобы передать официальную позицию Сеула по поводу Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Россией и КНДР, подписанного 19 июня. Замминистра призвал Россию «немедленно прекратить военное сотрудничество с Северной Кореей и соблюдать резолюции Совета Безопасности ООН». Он дал понять, что РК вместе с мировым сообществом «будет решительно противостоять любым действиям, которые угрожают её безопасности».

Г. Зиновьев заявил, что сотрудничество между РФ и КНДР не направлено против третьих стран, соответствует принципам и нормам международного права, и нацелено на укрепление мира и стабильности на Корейском полуострове. Россия готова и впредь прилагать политико-дипломатические усилия для формирования здесь архитектуры долгосрочного мира и стабильности на основе принципа неделимой безопасности,- подчеркнул посол.

На этом фоне Сеул потихоньку стал «сдавать назад». 23 июня 2024 г. в выступлении на телеканале KBS Чан Хо Чжин дал понять, что вопрос, будет ли Южная Корея поставлять летальное оружие Украине, будет зависеть от России — если та начнёт отправлять высокоточное современное оружие Северной Корее, то и Южной Корее ничто уже не будет мешать помочь Украине. Среди рассматриваемых вариантов — 155-мм артиллерийские снаряды и системы противовоздушной обороны.

По сути, стороны формально озвучили друг другу давно известные неформально красные линии: Южная Корея не занимается прямыми поставками вооружения и военной техники на Украину, а Россия не занимается развитием северокорейского военного потенциала. Для Сеула важно не допустить поставки Северу опасного современного вооружения и технологий, а северокорейские снаряды, которые якобы уходят на СВО, — неприятность, но всё же не катастрофа.

Стоит помнить и то, что, несмотря на свой высокий пост, Чан все-таки не является человеком, который имеет право говорить от имени государства. Такими являются президент, премьер и министр иностранных дел. Подобные заявления в их устах действительно станут поводом для беспокойства, поэтому следует обождать, вспоминая, как в преддверии визита в США Юн Сок Ёль заявлял, что Республика Корея может начать поставлять на Украину оружие, если ВС РФ совершат что-то ужасное.

Точка невозврата в отношениях Москвы и Сеула, таким образом, не пройдена, но близка. Автор надеется на лучшее, потому что Москве и Сеулу понятно, что при переходе «красной» линии России тоже придётся предпринимать какие-то действия в ответ и Южная Корея может потерять место «самой дружественной из недружественных».

Позиция Китая 

Реакция на визит китайских СМИ и государственных органов была скорее нейтрально-позитивной— они не давали оценочных суждений и просто отметили, что это важное и серьёзное событие, МИД КНР назвал нормальным стремление КНДР развивать отношения с Россией, а в Global Times отметили, что это сотрудничество может даже заставить США испугаться,

В западных СМИ довольно активно вбрасывали тезис о том, что Китай не доволен сближением России и КНДР, визит Путина в Северную Корею и Вьетнам носил завуалированный антикитайский характер, а проведение параллельного диалога «2+2» показывает желание Китая дружить с Сеулом, показывая таким образом кулак Пхеньяну.

Это не совсем так. Во-первых, координация Москвы и Пекина по корейскому вопросу была всегда и является весьма плотной. Достаточно посмотреть совместные заявления по корейской проблематике, сделанные в ходе визита Путина в КНР. Это означает, что основное содержание договорённостей Москвы и Пхеньяна с Пекином наверняка обсуждалось заранее.

Во-вторых, 18 июня в Сеуле действительно прошли переговоры высокопоставленных представителей внешнеполитических и оборонных ведомств РК и Китая в формате 2+2.

Официальный представитель МИД Республики Корея Лим Су Сок перед началом переговоров полагал, что «будут обсуждаться вопросы сотрудничества России и Северной Кореи, поскольку диалог проходит примерно в то же время, когда запланирован визит российского президента в Северную Корею», а профессор Университета иностранных дел Хангук Кан Чжун Ен заявил, что «проведение диалога само по себе даёт Северной Корее понять, что Китай не будет поддерживать попытки Пхеньяна создать трехсторонний блок с Пекином и Москвой».

Что же до корейской темы на «2+2», то ее содержание известно: представители Сеула выразили своим китайским коллегам глубокую обеспокоенность по поводу визита президента России в КНДР и углубления связей между Москвой и Пхеньяном на фоне роста напряжённости на Корейском полуострове. Они подчеркнули, что визит российского лидера в Северную Корею не должен подорвать мир и стабильность в регионе или привести к укреплению сотрудничества двух стран в военной сфере. Кроме того, корейская сторона призвала КНР сыграть конструктивную роль в обеспечении мира, стабильности и безопасности Корейского полуострова, особо акцентировав внимание на том, что активизация российско-северокорейского сотрудничества в военной области и его последствия противоречат интересам Пекина. В свою очередь, Китай подтвердил неизменность своей позиции в отношении Корейского полуострова, выразив готовность принимать активное участие в решении проблем региона.

Блок как фактор сдерживания 

Практически сразу после подписания между РФ и Северной Кореей соглашения о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве Президент России отметил, что в нём нет принципиально новых моментов и документ аналогичен договору от 1961 года, включая ст. 4 об «автоматическом военном вмешательстве». По словам Путина, согласно положениям нового Соглашения, военная помощь применяется только в случае агрессии, в связи с чем РК не о чём беспокоиться, поскольку Юг, насколько известно, не планирует нападать на Север. Также президент России выразил мнение, что Соглашение в некоторой степени сдержит угрозу перехода кризиса на Корейском полуострове в «горячую фазу».

Автор тоже думает, что взаимодействие Москвы и Пхеньяна в рамках вероятного военного блока скорее снижает вероятность конфликта на корейском полуострове, чем повышает его. То, что с каждой стороны противниками оказываются два серьёзных военных блока, снижает вероятность эскалации конфликта, потому что он слишком легко эскалируется до ядерного, но к самоубийственным действиям ни Москва, ни Пхеньян не склонны.

Еще одна деталь; с одной стороны, статья 4 Соглашения более жёсткая чем статья 5 договора НАТО; с другой, она чётко указывает, что для всеобъемлющей помощи требуется состояние войны.

А если вспомнить договор 1961 года, то стоит обратить внимание и на события 1968 года, когда Москва объясняла Пхеньяну, в какой ситуации военная помощь отменяется.

Скорее нам надо ожидать противостояния похожего на времена Холодной войны. Будет гонка вооружений, демонстрации силы, громкие заявления и мелкие инциденты, однако стороны хорошо представляют себе, где красные линии и не намерены их переходить. Быть готовыми к войне, включая разработку планов превентивного удара, как способа самозащиты в критической ситуации, не тождественно желанию инициировать конфликт.

Судьба санкций СБ ООН

Ожидаемого на Западе демонстративного обнуления санкции Совбеза ООН все же не произошло. Что в статье Путина, что в дополнительном постановлении, подчеркнуто сотрудничество в сферах образования, здравоохранения, науки и сказано, что несправедливый санкционный режим должен быть отменен.

Но пока что Москва заявляет, что санкции, за которые Россия голосовала, она пока намерена соблюдать.

Вполне вероятно, что отмена санкций может произойти на следующем витке обострения, потому что вне зависимости от того, были ли реальные оружейные сделки или нет, Запад будет обвинять в этом Москву и Пхеньян, и принимать какие-то меры.

Признаком того, что принято решение де-юре или де-факто игнорировать часть санкций — это появление в России северокорейской рабочей силы. Цена, качество, безопасность, незаметность – это сильные стороны северокорейских строителей, и разговоры об их завозе ведутся давно.

Подведем итог: В будущем очень много неопределённости, и ситуация похожа на описанную в книге «Августовские пушки» Барбары Такман: «Войны никто не хотел, поэтому война была неизбежна». Однако нельзя сказать, что визит президента РФ в КНДР существенно подтолкнул ситуацию именно в сторону обострения.

 

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: