В конце мая-начале июня с. г. в фешенебельном сингапурском отеле «Шангри-Ла» состоялся очередной ежегодный форум на обобщённую тему обеспечения региональной безопасности. В ходе пленарных заседаний и на его полях наблюдался ряд примечательных событий.
В период с 31 мая по 2 июня с. г. в Сингапуре прошёл очередной «Диалог Шангри-Ла», общая тема которого обычно формулируется как «вызовы региональной безопасности». Под эгидой Лондонского International Institute for Strategic Studies данная площадка функционирует свыше двух десятилетий и нынешнее её заседание было 21-м по счёту.
Хотя схожей направленности форум «Диалог Раисина» в последние годы работает по инициативе МИД Индии (с уже созданным «филиалом» в Японии, но площадка IISS не теряет устоявшегося авторитета в плане качества экспертизы всех сколь-нибудь значимых процессов, развивающихся в Индо-Тихоокеанском регионе.
Упомянутый авторитет поддерживается составом участников, в котором присутствуют действующие и отставные государственные деятели самого высокого ранга из ведущих стран мира. Проведение двусторонних контактов между ними и представляет наибольший интерес во всём комплексе мероприятий, которые проводятся в ходе «Диалога Шангри-Ла».
Встреча министров обороны США и КНР
Примечателен уже сам этот факт, поскольку во время аналогичного мероприятия прошлого года тому же Ллойду Остину удалось лишь обменялся рукопожатием с занимавшим тогда пост министра обороны КНР Ли Шанфу. Видимо просто потому, что оказавшимся в одном коридоре главам обеих делегаций было совсем уж неловко разойтись, не заметив друг друга. Но как раз «неловкость» прошлогоднего контакта руководителей оборонных ведомств двух ведущих мировых держав достаточно точно отражало состояние отношений между ними, которые вышли тогда на опасный уровень напряжённости. Когда и говорить уже, кажется, не о чем.
Его удалось несколько понизить в ходе встречи лидера КНР Си Цзиньпина с президентом США Джозефом Байденом, состоявшейся через полгода в Сан-Франциско на полях очередного Саммита АТЭС . С тех пор более или менее регулярно проводятся двусторонние переговоры, главными участниками которых с американской стороны выступают министр финансов Дж. Еллен и руководитель госдепартамента Э. Блинкен. Зачастили с поездками в КНР и представители американского бизнеса, весьма заинтересованные в том, чтобы «эта дурацкая политика» не мешала им заниматься «полезными делами».
Наконец, возобновились контакты и по линии оборонных ведомств. В начале апреля с. г., после телефонного разговора между теми же Дж. Байденом и Си Цзиньпином, на Гавайях прошла встреча военных экспертов обеих стран, обсуждавших главным образом ситуацию в особо проблемных морских акваториях. Прежде всего, в Южно-Китайском море и вокруг Тайваня. После чего, видимо, настало время «поговорить о наболевшем» самим министрам обороны Л. Остину и его нынешнему китайскому коллеге Дун Цзюну.
Как и ожидалось, разговор, состоявшийся в Сингапуре накануне начала работы обсуждаемого форума, получился весьма непростым. Комментаторы от обеих сторон сходятся во мнении, что в фокусе длившегося 75 минут переговорного процесса оказались те же две основные «болевые» зоны, Тайвань и ЮКМ, где особенно высока вероятность случайного (то есть не санкционированного высшим командованием) инцидента с участием оказавшихся поблизости боевых кораблей или самолётов США и КНР.
С целью сведения к минимуму возможности подобных происшествий необходимо принятие достаточно понятных организационных мер и прежде всего создания разного уровня надёжных линий «аварийной коммуникации» между обеими сторонами. Чем, видимо, и занимались военные эксперты на Гавайях, а также их высокие начальники в Сингапуре.
При том, что относительно самой природы напряжённости в упомянутых зонах стороны придерживаются прямо противоположных точек зрения. Впрочем, эти последние формируются не министрами обороны, а политическим руководством обеих стран. В выступлениях же на пленарных заседаниях очередного «Диалога Шангри-Ла» министры Л. Остин и Дун Цзюнь лишь доходчиво их донесли до участников данного мероприятия.
Активность министра обороны Японии
Весьма активно на нём вёл себя руководитель оборонного ведомства Японии Минору Кихара. Примечательно, что его двусторонние контакты на полях обсуждаемого форума начались со встречи с тем же Дун Цзюнем.
Отметим, в связи с этим, что и в прошлом году предшественники обоих нынешних министров на аналогичном мероприятии не ограничились обменом рукопожатиями, а поговорили на актуальные для обоих темы. Эти последние более или менее схожи с теми, которые обсуждаются в формате “США-КНР”. Но к ним прибавляется проблематика периодически обостряющейся ситуации вокруг группы необитаемых островов Сенкаку\Дяоюйдао, расположенных в Восточно-Китайском море.
В целом же складывается впечатление, что Япония на фоне усиления турбулентности внутри «старшего брата» пытается найти («наощупь») собственный оптимальный политический курс на китайском направлении.
И тем не менее главной компонентой внешней политики Японии остаётся укрепление союзнических отношений с США и преодоление проблем (в том числе «исторического» плана) в отношениях с другим важным региональным союзником Вашингтона в лице Республики Корея, а также с рядом других. В частности, на встрече в Сингапуре министров обороны Японии и РК было заявлено об исчерпании (серьёзных) последствий инцидента декабря 2018, когда самолёт морского наблюдения ВМС первой был подвергнут облучению системой управления бортовым оружием южнокорейского эсминца.
Не была упущена и возможность в очередной раз обозначить процесс формирования трёхстороннего альянса в составе «США-Япония-РК». На высказанные в ходе неё претензии к КНР, касающиеся ситуации в ЮКМ и вокруг Тайваня, последовала вполне ожидаемая реакция.
Президент Филиппин в центре внимания.
По направлению к обозначенному выше альянсу всё более заметно «дрейфуют» Филиппины, что составляет один из самых примечательных трендов развития региональной ситуации в целом. На нынешнем заседании «Диалога Шангри-Ла» именно президенту этой страны Фердинанду Маркосу-младшему была отведена роль своего рода почётного гостя. В прошлом году таковую роль выполнял премьер-министр Австралии, то есть страны, во внешней политике которой тоже достаточно определённо обозначается схожий тренд.
Претендовавшее на то, чтобы задать тон работе данного форума, выступление Ф. Маркоса-мл. включило в себя оценки едва ли не всех основных проблем Индо-Тихоокеанского региона. Но, по понятным причинам, основное внимание было уделено ситуации в ЮКМ и проблематике пересекающихся здесь территориальных претензий. Таковые со стороны Филиппин подкреплялись отсылками к международному праву, одним из элементов которого, по мнению докладчика, является решение Постоянной Палаты Третейского Суда в Гааге 2016г.
Но это последнее отвергается Пекином, о чём от имени МИД страны в очередной раз было заявлено в порядке комментария упомянутого выступления Ф. Маркоса-мл. Свидетельством же остроты ситуации в районе спорных территорий в ЮКМ стал очередной инцидент, случившийся на следующий день по завершении работы «Диалога Шангри-Ла» в районе одного из островов, претензии на владение которым Филиппины «подкрепили» в конце 90-х годов путём размещения на его берегу устаревшего транспортного судна. Сегодня от него остался ржавый остов, на котором, однако, ежедневно торжественно поднимается филиппинский флаг.
В. Зеленский заполнял паузы сингапурского представления.
Как и в прошлом году, почтенную публику даже не столько развлекал непосредственным присутствием, сколько надоедал назойливостью В. Зеленский — этот патентованный «ковёрный» на арене современного международного политического цирка. И хотя тот же Ф. Маркос-мл. успел-таки вовремя уехать из Сингапура домой, но его и в Маниле догнал недавний президент Украины со своим неизменным нытьём: “Je n’ai pas mangé …». Однако особой поддержки от главы Филиппин Зеленский так и не получил.
И тем не менее сам факт того, что президент Филиппин был вынужден принимать этого субъекта, стало лишь очередным свидетельством издержек, которые приходится нести в связи с пребыванием в лагере главного оппонента тандему «КНР-РФ».
Наконец, представляется уместным высказать обобщённую авторскую оценку самого факта функционирования «Диалога Шангри-Ла». Она сводится к тому, что данный форум представляет собой одну из тех нескольких экспертных площадок, на которой всё ещё происходит обмен мнениями (зачастую прямо противоположными) относительно многочисленных и обостряющихся проблем в ИТР. Хотя и на неё иногда заносит политический мусор.
Подобные площадки должны функционировать хотя бы для того, чтобы мировое информационное пространство полностью не заполнили ядом, страхами и ненавистью бойцы от параноидальной пропаганды, прямо способствующие провоцированию очередной глобальной бойни.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»