EN|FR|RU
Социальные сети:

Достык-Мойынты: второй путь и два пути

Баир Данзанов, 23 мая 2024

Достык-Мойынты

По данным за 2023 год, до 50% объёмов железнодорожного транзита по маршруту Китай-Россия-Европа приходилось на дороги, ведущие из КНР в Россию через территорию Казахстана. Эта доля равна суммарному объёму транзитных перевозок по аналогичному маршруту через российско-китайскую границу, а также через Монголию. В это же время по оценкам президента Казахстана К-Ж. Токаева грузовой транзит в 2023 году достиг показателя в 29 миллионов тонн.

Исходя из этих данных можно с уверенностью говорить о ключевой роли, которую в настоящее время играет Казахстан и его железнодорожная сеть в рамках модификаций евразийских железнодорожных коридоров, следующих из Китая в Европу через Российскую Федерацию.

Тем не менее, эта роль даётся Казахстану не просто: пограничные переходы республики на границе с КНР (Алтынколь-Хоргос и Достык-Алашанькоу), а также расположенные на пути следования транзитных грузовых составов железнодорожные узлы, близки к перегрузке.

В таких условиях оптимизация казахстанского участка коридоров Китай-Казахстан-Россия-Европа представляется бесспорно важной задачей. Для её выполнения в настоящее время в Казахстане реализуется несколько значимых транспортных проектов: в частности, речь идёт о создании дороги Бахты-Аягоз вместе с новым казахстанско-китайским пограничным ж/д переходом Бахты-Чугучак. Существует и ряд перспективных проектов, начало реализации которых запланировано на 2024-2026 годы – к ним следует относить реконструкцию и модернизацию всех ныне существующих железнодорожных пограничных переходов на границе Республики с Российской Федерацией, которые предусмотрены в национальной программе «Нұрлы Жол» 2020-2025, а также планы создания мультимодального коридора по реке Иртыш со строительством шлюза в городе Семей.

Также, к числу важных для Казахстана проектов в данной отрасли можно отнести ввод в эксплуатацию в феврале 2024 года казахстанского грузового терминала в сухом порту города Сиань. В нём производится сортировка грузов и формирование железнодорожных составов, идущих в республику из ключевых промышленных зон КНР – в том числе и в рамках маршрута Китай-Европа. 1 февраля 2024 года глава железных дорог Казахстана сообщил президенту республики о завершении работ по данному проекту.

Однако наиболее значимым и масштабным проектом можно считать ныне строящуюся в Казахстане железнодорожную магистраль  Достык-Мойынты протяженностью в 836 километров – крупнейшую по своим масштабам стройку в сфере ж/д транспорта в республике.

Возведение новой дороги началось в ноябре 2022 года. В проекте предусмотрено создание почти тысячи километров железных дорог (вторых путей, а также модернизации старых), новых мостов, коммуникаций, станционной инфраструктуры, а также комплексная модернизация станции Достык, примыкающей к границе с КНР и железнодорожной сети «восточного соседа». Возведением дороги занимается крупнейший и наиболее опытный национальный подрядчик в отрасли — ТОО «Integra Construction KZ» – при содействии КТЖ – железных дорог Казахстана.  Работы планируется завершить в 2025 году.

Основной задачей дороги является увеличение пропускной способности ныне существующего однопутного участка в пять раз – до 60 пар грузовых поездов в сутки, которое увеличит скорость грузоперевозок в рамках евразийского коридора по территории Республики до 1500 километров в сутки – вместо нынешних 1100. Последняя задача представляется значимой в контексте обеспечения международной конкурентоспособности проходящих через Казахстан евразийских коридоров – в программе «Нұрлы Жол» отмечается необходимость достижения показателя в 1250 километров/ сутки для решения этой задачи.

Ценность участка Достык-Мойынты заключается в том, что он может стать основным связующим звеном между границей Казахстана и КНР и двумя значимыми для евразийского транзита направлениями – как с железными дорогами, идущими на север к границе с Российской Федерацией, так и с теми железнодорожными линиями, который проходят через весь Казахстан на запад и ведут к крупнейшим портам страны на Каспийском море (Актау и Курык). Получается, что модернизированная дорога Достык-Мойынты значительно оптимизирует маршруты Китай-Казахстан-Россия-Европа, а также укрепит кандидатуру Казахстана в качестве ключевого игрока в перспективных транскаспийских маршрутах Китай-Европа, обеспечив наиболее эффективное сообщение между железнодорожной системой КНР и портами Каспийского моря. К слову, последней задаче подчинены также и усилия властей Казахстана по поиску инвесторов из Ближнего Востока для модернизации своих каспийских портов, развитие «Казмортрансфлота»,  а также продвижение на международной арене проекта коридора «Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран». Интересен проект и для экспорта Казахстана в Китай – в особенности, для обеспечения растущих поставок продукции черной металлургии. Особенно значимым это направление эксплуатации дороги выглядит на фоне смены в конце 2023 года владельца металлургического комбината в Темиртау, находящегося к северу по железной дороге от станции Мойынты и, таким образом, напрямую выходящего на строящуюся линию. Ещё с 1990х годов, при прошлом владельце комбината, КНР рассматривалась в качестве основного покупателя продукции предприятия.

Таким образом, крупнейший из ныне активных проектов Казахстана в области железнодорожного транспорта влечёт за собой ряд перспектив – как в рамках маршрута Китай-Казахстан-Россия-Европа, так и для дальнейшего развития казахстанского видения перспективных транскаспийских маршрутов, а также  для национального развития республики и повышения её экспортного потенциала.

 

Баир Данзанов, независимый эксперт по Центральной Азии и Монголии, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

На эту тему
Западу не удаться отдалить Россию от Китая
Первая реакция в Китае, Японии и Индии на избрание Дональда Трампа 47-м президентом США
Саммит БРИКС в Казани: отклики с Ближнего Востока
Визит в Россию министра иностранных дел КНДР Чхве Сон Хи
Действия России в Африке затягивают экономическую петлю вокруг Европы