01.05.2024 Автор: Баир Данзанов

Казахстан-Армения: исторический визит, посредничество и коридоры

визит Президента Казахстана К-Ж. Токаева в Армению

15 апреля 2024 года состоялся официальный визит Президента Казахстана К-Ж. Токаева в Армению. Стороны являются партнёрами по целому ряду международных организаций – ОДКБ (несмотря на турбулентности, связанные с отношением руководства Армении к этой организации), ЕАЭС, СНГ и ОБСЕ. Динамично развивается двусторонняя торговля: товарооборот между Казахстаном и Арменией по итогам 2023 года вырос на 23%: с $43,1млн до $53,1 млн.

В ходе официального брифинга по итогам встречи президентов двух стран из уст лидеров Армении и Казахстана прозвучали следующие тезисы:

— Развитие транспортно-логистического сектора является одним их ключевых направлений для укрепления взаимовыгодного сотрудничества.
— Казахстан готов довести объёмы экспорта в Армению до отметки в 350 млн долларов (то есть увеличить его как минимум в 5-6 раз).
— Казахстан приветствует стремления Армении к достижению мира с Азербайджаном и готов взять на себя «миссию доброй воли».
— Армения готова прилагать совместные усилия для вывода армяно-казахских отношений на новый уровень.

Также, по итогам визита К-Ж. Токаева президент Армении Н.Пашинян получил приглашение посетить Астану с официальным визитом. Высокие представители двух стран подписали 10 различных соглашений – от установления побратимских отношений между городами до меморандумов о сотрудничестве между отдельными министерствами в отдельных сферах.

Данный визит имеет историческое значение – с начала эскалации карабахского конфликта, а именно с 2020 года, лидер ни одного из тюркских государств не приезжал с официальным визитом в Ереван. Для непосредственно двусторонних армяно-казахстанских отношений это будет первый визит главы Казахстана в Ереван с 2010 года.

Визит нельзя назвать сугубо показным или формальным: президент Казахстана не стал его отменять даже на фоне сложной ситуации с паводками, которая сложилась в целом ряде регионов его страны. Программа была урезана до однодневной поездки: тем не менее, она состоялась вопреки неблагоприятной обстановке для выезда лидера за рубеж, что говорит о значимости «армянского вектора» во внешнеполитической стратегии Астаны.

Действительно, в последние годы произошла очевидная деэскалация армяно-азербайджанского конфликта. Тем не менее, окончательного мирного договора и взаимного признания границ Армения и Азербайджан ещё не достигли. Это говорит о сохранении вероятности повторного обострения, которая ни Казахстану, ни другим странам Центральной Азии в настоящий момент не выгодна. Лидер Казахстана возлагает большие надежды на континентальные транзитные коридоры, которые будут проходить через его страну – как в рамках северного маршрута (через Россию), так и Транскаспийского и южного маршрутов. Благополучие второго из них, в рамках которого на Казахстан выпадает ключевая роль связующего звена между Китаем и Закавказьем с выходом в Европу, напрямую зависит от конструктивных и стабильных двусторонних отношений между Арменией и Азербайджаном.

Помимо транзитных преимуществ, которые Астана планирует извлечь из урегулирования ситуации в Закавказье, весьма привлекательным для неё представляется перспектива экспорта нефти на европейский рынок – опять же через Азербайджан и Грузию при непосредственной близости газопроводной магистрали к территории Армении. По мнению автора, именно эти две возможности, которыми стремится воспользоваться Казахстан, делают из него очевидного бенефициара урегулирования карабахского кризиса – и именно они предопределили республику в качестве значимого и перспективного посредника между Азербайджаном и Арменией.

Перспективы развития Транскаспийского маршрута менее месяца назад обсуждались в ходе визита Токаева в Баку. Такая хронологическая близость двух поездок президента Казахстана, к слову, также достойна внимания в самом широком контексте. О роли непосредственно Армении в реализации транспортно-инфраструктурных планов Казахстана отчётливо говорится в  протоколе заседания 10-й двусторонней межправительственной комиссии, которое состоялось 3 апреля 2024 года. В частности, в ходе мероприятия вице-премьер Казахстана пригласил армянские компании к активному участию в деятельности МЦПС «Хоргос», который открывает возможность выхода на рынок Китая. Напомним, что МЦПС Хоргос – это международный центр приграничного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, расположенный на границе Казахстана и КНР – на одной из ключевых железнодорожных магистралей, обслуживающих маршрут «Китай-Европа». В это же время стремление Армении превратиться в значимого участника континентальных коридоров явственно выражается в проекте «Перекрёсток мира», представленном премьер-министром страны Н.Пашиняном на международном форуме в Тбилиси полгода назад. Еревану очень не хочется остаться в стороне от многообещающих проектов и инициатив – особенно на фоне интенсивных контактов их внерегиональных участников (Казахстан, Китай, Турция) с её соседями Грузией и Азербайджаном. Напомним, что в прошлом месяце Грузия, Турция и Азербайджан подписали так называемую «Бакинскую декларацию», в которой зафиксировали в том числе и свою приверженность развитию трёхстороннего участка международного маршрута «Азия-Европа». Несколько ранее, в 2023 году, Казахстан, Азербайджан и Грузия учредили совместного перевозчика Middle Corridor Multimodal, призванного обслуживать транзит грузов по аналогичному маршруту. В Ереване могут небезосновательно опасаться того, что все перспективные маршруты пойдут исключительно через Азербайджан и Грузию, минуя Армению. Чтобы избежать этого неблагоприятного сценария Ереван в первую очередь заинтересован в нормализации отношений со своим восточным соседом.

 

Баир Данзанов, независимый эксперт по Монголии и Центральной Азии, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: