24.04.2024 Автор: Константин Асмолов

Санкционный режим против КНДР под угрозой

Санкционный режим против КНДР под угрозой

28 марта 2024 г. Россия наложила вето на продление мандата группы экспертов ООН по мониторингу режима санкций против КНДР до 30 апреля 2025 года. Это важно, так как согласно установленной процедуре, принять решение о продлении срока полномочий т.н. Комитета 1718 необходимо до 30 апреля, иначе его деятельность станет невозможной.

Что такое Комитет 1718

Резолюция 1718 была принята в октябре 2006 года в ответ на проведение Северной Кореей ядерного испытания. Под запрет подпали поставки, продажа или передача КНДР любой военной техники и вооружений, а также материалов, оборудования, товаров и технологий, которые могут быть использованы в северокорейских программах по созданию оружия массового уничтожения. После этого СБ ООН принял еще ряд резолюций, ужесточающих санкции в отношении Северной Кореи.

Комитет/группа экспертов по санкциям в отношении Северной Кореи в составе восьми человек был создан в 2009 году в соответствии с резолюцией 1874 Совета Безопасности ООН, принятой в ответ на второе ядерное испытание Северной Кореи, для мониторинга соблюдения санкций в отношении КНДР государствами — членами ООН. Группа из восьми утвержденных генсеком ООН экспертов от постоянных членов СБ ООН — США, Великобритании, Франции, Китая и России, а также Южной Кореи, Японии и Сингапура (теоретически) собирает, изучает, анализирует ход осуществления санкций против Севера и дважды в год представляет в СБ ООН отчет о случаях нарушения санкций, основанных на информации государств — членов ООН и других материалах с открытым исходным кодом, а также  рекомендациях по данному поводу.

Утверждается, что с момента своего создания группа выявила ряд нарушений санкций, в том числе связанных с ядерной и ракетной программами Севера и другими запрещенными видами деятельности, такими как импорт предметов роскоши и передача с корабля на корабль предметов, подпадающих под санкции.

Совет Безопасности ООН ежегодно голосует за продление мандата группы, и в 2023 г. Россия проголосовала за продление.

За два дня до голосования NK News со ссылкой на «информированные источники в ООН» сообщило, что в качестве предварительного условия для продления мандата группы Россия и Китай предложили добавить положения о «прекращении действия»  режима санкций в отношении Северной Кореи. Де-факто бессрочный режим санкций предложили сделать конечным с тем, чтобы его продление на новый срок требовало нового консенсуса между странами-членами СБ ООН. Также Россия предложила сократить представление отчета группы с двух до одного раза в год.

В статье отмечалось, что США, Великобритания и Франция отказываются принять эти предложения, а это означает вероятность того, что Москва наложит вето на продление мандата Группы

Предложения РФ были отклонены, и Россия заблокировала представленный Соединенными Штатами проект резолюции, хотя 13 из 15 членов совета проголосовали за. Представитель Китая, воздержавшийся при голосовании, выразил поддержку позиции России, заявив, что предложение установить срок действия санкций в отношении Северной Кореи «в высшей степени практично и вполне осуществимо».

 

Какова была аргументация российской стороны

Объясняя причину применения права вето, постоянный представитель России при ООН Василий Небензя заявил, что авторы документа не учли предложение Москвы об установлении сроков действия санкций в отношении Северной Кореи, которые сейчас являются бессрочными.

Как заявил Василий Небензя перед голосованием, в Совете «давно назрел мыслительный процесс» по актуализации санкционного режима в отношении КНДР применительно к реальному положению дел,

Однако все попытки РФ и КНР связать уровень санкционного давления с поведением КНДР на данный момент «всякий раз наталкивались на абсолютное нежелание западных стран отойти от своей деструктивной и карательной по отношению к КНДР логики».

Группа экспертов Комитета 1718, которая стала орудием этой политики, «перестала справляться со своими прямыми обязанностями» и оказалась неспособной «выработать трезвые оценки состояния санкционного режима», в результате чего «её работа стала сводиться к подыгрыванию западным подходам, перепечатыванию ангажированной информации, анализу газетных заголовков и низкокачественных снимков».

Увы, автор вынужден согласиться с таким утверждением, потому что почти любые «расследования» желтой прессы включались в отчеты без критического анализа и на основе принципов «хайли лайкли».

По мнению российского представителя, Запад во главе с США пытается «удушить» КНДР за счет односторонних рестрикций, пропаганды и угроз в адрес руководства страны.

На этом фоне Россия выступила за то, чтобы Совет принял решение о проведении открытого и честного пересмотра санкционных мер Совета в отношении КНДР, но «США и их союзники не захотели нас услышать и не включили наши идеи в проект резолюции, вынесенной сегодня на голосование. В этих условиях «добавленной стоимости» в работе группы экспертов Комитета не видим и поддержать американский проект не можем».

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова дважды комментировала проблему, подчеркивая, что «действовать по старым шаблонам применительно к проблематике Корейского полуострова Совет больше не может». За долгие годы санкций ситуация с безопасностью в регионе не улучшилась (ракетно-ядерный потенциал КНДР только вырос, добавил бы автор), а тяжёлые гуманитарные последствия санкций для гражданского населения КНДР налицо. При этом в нынешней ситуации обостряет обстановку отнюдь не Север: новый виток эскалации обстановки в регионе вызван всё более агрессивной военной активностью США и их союзников.

Многие настоящие эксперты соглашаются с такой оценкой. Так, Андрей Ланьков, известный русскоязычный исследователь КНДР, сказал NK News, что из-за растущей политизации работы группы она стала неспособна осуществлять надежный мониторинг масштабов уклонения КНДР от санкций. По его мнению, различия во мнениях о группе экспертов по КНДР «отражают главную проблему ООН в ее нынешнем виде: она может работать только при наличии консенсуса крупных держав».

Какова была реакция «мирового сообщества»

 

Как отмечает российский военный эксперт Владимир Хрусталев, приостановка действия мандата группы экспертов изрядно подрывает работоспособность и некоторые правовые аспекты функционирования режима санкций в том виде, в каком он ранее существовал.

Но, разумеется, реакция чиновников и экспертов США и РК свелась к осуждению России. По мнению западных аналитиков, отсутствие комиссии, основной задачей которой является мониторинг нарушений санкций, облегчило бы России участие в оружейных сделках с Севером, которые там давно признаны фактом.

Представитель Госдепартамента Мэтью Миллер выразил разочарование в связи с наложением Россией вето на резолюцию и воздержанием Китая, назвав комиссию «золотым стандартом» для предоставления основанного на фактах независимого анализа и рекомендаций.

МИД Южной Кореи выразило по поводу вето «глубокое сожаление»: «Группа экспертов выполнила свою роль в мониторинге КНДР, которая… продолжает нарушать санкции посредством различных незаконных действий, таких как ядерные и ракетные провокации, экспорт оружия, отправка работников за рубеж, кибератаки и военное сотрудничество с Российской Федерацией, а также наращивает свой ядерный и ракетный потенциал».

Ян Му Чжин, президент Университета северокорейских исследований сказал, что ключевую роль в отмене мониторинга санкций ООН против Северной Кореи сыграло не только сближение Пхеньяна и Москвы, но и растущая враждебность между США и Россией, каковая «подтолкнула последнюю к установлению более тесных связей с Северной Кореей. Их стратегические отношения по своей сути взаимосвязаны. Кроме того, в Совете ООН растет критика того, что санкции бесполезны».

Ответом на подобную риторику и было второе выступление Марии Захаровой. Кроме того, российская сторона указала на недопустимость подобных претензий со стороны США, которые на протяжении последних пяти месяцев блокировали резолюции СБ ООН по ситуации в секторе Газа, прикрывая тем самым массовую гибель палестинского гражданского населения от действий Израиля.

В свою очередь, КНДР выразила признательность России. Как заявил постоянный представитель КНДР при ООН Ким Сон, «мы высоко оцениваем решение Российской Федерации применить право вето в отношении проекта резолюции Совета Безопасности по комитету 1718». Ким напомнил, что Пхеньян никогда не признавал как введённые Советом Безопасности санкции, так и работу санкционного комитета.

Значит ли все это конец санкционного режима?

Увы, нет. Конечно, Запад разгоняет опасения, что «группа, уходящая в историю, подтолкнет Северную Корею к дальнейшему безнаказанному проведению запрещенных действий и сведет на нет международные усилия по сдерживанию растущих ядерных и ракетных угроз». Однако, Сеул, Вашингтон и другие страны-единомышленники усилят свою координацию с помощью отдельных или многосторонних санкций, чтобы продолжать «крутить гайки» в отношении Пхеньяна. Как отметила на брифинге Ким Ын Э, «несмотря на приостановку деятельности группы, мы продолжим соблюдать санкции против Северной Кореи и приложим все усилия для создания условий, в которых у Северной Кореи не будет иного выбора, кроме как отказаться от движения в неправильном направлении».

Скорее всего, группе экспертов просто найдут замену. Виктор Чха уже предлагает заполнить образовавшийся вакуум «альтернативным механизмом» с участием стран, придерживающихся схожих позиций по данному вопросу – США, РК, Япония, Австралия и др., которые будут сотрудничать путём обмена информацией.

Эрик Пентон-Воак также предлагает в качестве альтернативы ей активизацию работы аналитических центров и СМИ по указанному направлению, что может повысить эффективность реализации санкций.

Первые шаги в этом направлении уже начались. 5 апреля 2024 г. Госдепартамент США заявил, что «на фоне растущей потребности в более тесном международном сотрудничестве для противодействия угрозам со стороны Северной Кореи после того, как Россия недавно наложила вето на резолюцию о ежегодном продлении мандата комиссии ООН по наблюдению за соблюдением санкций против Северной Кореи» представитель США по Северной Корее Чон Пак посетит Румынию, Польшу и Швецию. И будет вести переговоры «о проблемах, связанных с незаконными программами Северной Кореи по созданию ядерного оружия и баллистических ракет, вредоносной киберактивностью и углублением военного и политического партнерства с Россией».

Есть и более пессимистичные оценки. Фрэнк Аум, старший эксперт Института мира США, отмечает, что «прекращение деятельности группы экспертов еще больше подрывает режим многосторонних санкций против Северной Кореи и вынуждает Соединенные Штаты и другие страны предпринимать больше односторонних, двусторонних или монолатеральных усилий по борьбе с Северной Кореей». По его мнению, «этот сценарий представляет собой кризис не только для сторонников давления и санкций против Северной Кореи, но и для более широкого функционирования СБ ООН и международного порядка после Второй мировой войны».

Автор скорее согласен с ними. Да, структуру ООН заменят на частную лавочку, вердикты которой будут еще более ангажированными, но менее обязательными к исполнению. США вряд ли снимут санкции, считая любые подвижки в этом направлении идеологически неприемлемыми. Но на фасаде ООН как независимого института арбитража появилась еще одна глубокая трещина.

 

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: