31.03.2024 Автор: Александр Сваранц

Турция отказывается от нефтеторговли с Россией?..

Турция отказывается от нефтеторговли с Россией

На фоне вторичных санкций, принятых США в отношении стран, нарушающих установленный ими режим эмбарго в адрес России, с началом 2024 г. Турция стала вольно или невольно предпринимать в адрес нашей страны действия, несочетаемые с курсом стратегического партнерства (во всяком случае, в сфере торгово-экономических отношений). В частности, мы стали свидетелями отказа турецких банков в принятии платежей то от российских юридических лиц, то теперь уже и от турецких экспортеров товаров на российский рынок (кроме продукции аграрного сектора). Наконец, некоторые турецкие терминалы с марта отказываются от принятия российской нефти, что фактически стало новым подходом Анкары в плане соблюдения режима антироссийских санкций.

Понятно, что Турция, отличающаяся особым прагматизмом, когда дело касается торговли, вряд ли станет действовать во вред своим текущим и перспективным интересам. Другой вопрос, что Анкара может временно соглашаться или отказываться от тех или иных предложений (проектов и акций), но при этом поднимать в торге с партнером ставки своих интересов.

В качестве наглядного примера можно назвать многомесячные турецко-американские «торги» по теме вступления Финляндии и особенно Швеции в НАТО. Как мы помним, Анкара буквально продавливала перед коллективным Западом удовлетворение своих интересов по различным вопросам (включая, переизбрание Реджепа Эрдогана, ужесточение отношений в части курдского вопроса, оказание финансово-кредитной помощи терпящей крах турецкой экономике, заключение «военной сделки» по модернизированным истребителям F-16 Block70, ускорение приема или смягчение процесса евроинтеграции Турции и т.д.). И надо признать, что, за исключением интеграции с ЕС, Анкара на данном этапе фактически добилась для себя решения остальных вопросов.

Вместе с тем, Турция не всегда идёт на компромисс с внешними партнерами (включая с главным союзником США), если дело касается вопросов её безопасности. В середине 1970-х гг. после высадки турецкого морского десанта на севере Кипра в рамках операции «Аттила», Анкара не стала соглашаться с Вашингтоном по теме политического урегулирования кипрского вопроса и до сих пор оккупирует эту часть тюрконаселённого греческого острова.

При этом Турция, сохраняя членство в НАТО, даже пошла на обострение отношений не столько с Грецией, сколько с США. В ответ же на военное эмбарго американцев, в те годы турки начали лавировать с СССР на предмет якобы возможного военно-технического сотрудничества и закупки советского вооружения. В реальности же, турецкая тайная дипломатия использовала разведывательные каналы и утечку информации для воздействия на США в плане отмены военных санкций и возобновления полноценного сотрудничества в рамках НАТО при условии заморозки политического урегулирования кипрского вопроса.

Возвращаясь к теме антироссийских санкций и давления США на Турцию можно привести другой пример. В частности, после положительного решения Эрдогана по «шведскому кейсу» и ответной реакции Джозефа Байдена по поставкам 40 модернизированных истребителей F-16 Block70 с одобрением Конгресса данной сделки, как известно, США сделали Турции новое предложение. Так, заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд, будучи с рабочим визитом в Анкаре, заявила о готовности Вашингтона вернуться к проекту F-35 в части допуска Турции к программе производства современного истребителя пятого поколения. Однако главным условием вхождения Турции в названную программу Вашингтон вновь обозначает отказ турок от использования российских систем ПВО – ЗРК С-400 «Триумф», что, в сущности, и стало основной причиной отлучения Турции от данного проекта в 2019 г.

Между тем Турция, пока что публично, отказывается от принятия условий США по F-35 в обмен на С-400. Так, посол США в Анкаре Джеффри Флэйк полагает, что попытки Вашингтона решить «проблему» с наличием ЗРК С-400 у Турции пока оказались безуспешными. В интервью телеканалу NTV Флэйк отметил: «Во время визита министра иностранных дел Турции Хакана Фидана в США 7-8 марта поднимался вопрос об F-35. Как мы говорили не раз, С-400 остаются проблемой. Мы хотим найти решение этой проблемы. Заместитель госсекретаря Виктория Нуланд ранее выдвигала свои предложения на этот счет. Мы намерены решить эту проблему, но пока нам это не удалось».

Турция исходит из того, что она вынуждена была значительно потратиться на сделку с С-400, а также вложить немало средств в разработку собственных оборонных программ (например, новых систем ПВО HISAR и истребителя KAAN). Более того, Анкара отказалась от предложения Вашингтона передать Украине ЗРК С-400 в обмен на истребители F-35, ибо турки не желают портить отношения с Москвой и приобретать проблемы с безопасностью.

В частности, по данным агентства Reuters, подобные переговоры между США и Турцией имеют место. Настоящий обмен обсуждался в ходе визита первого заместителя госсекретаря США Уэнди Шерман в Турцию. Между тем, как сообщает арабское издание Sky News Arabia, безымянный представитель Пентагона заявил: «Мы ведем постоянные переговоры с Анкарой об отказе от С-400 и отправке его Киеву в обмен на возвращение Турции к программе F-35 и отмену санкций».

Таким образом, Турция при необходимости может идти на самостоятельные решения, не оглядываясь на мнение или давление тех же США. Правда, последнее заявление Хакана Фидана после возвращения из Вашингтона о том, что Анкара заинтересована в получении истребителей F-35, оставляет немало вопросов в плане твердости турецкой позиции по теме ЗРК С-400. К тому же, был ли этот вопрос включен в повестку переговоров Р. Эрдогана и В. Зеленского в ходе последнего визита главы киевского режима в Стамбул – сложно сказать. Однако вряд ли сложно будет представить, каким окажется ответ России турецким партнерам в случае, если по странному стечению обстоятельств когда-нибудь эти «Триумфы» окажутся в руках ВСУ.

Что же мы имеем в реальности по ситуации с нефтеторговлей? В начале марта в СМИ появились публикации о том, что некоторые турецкие терминалы отказались от приема российской нефти. Как передает Reuters, 5 марта турецкий нефтеналивной терминал Dörtyol («Дёрдйол» – «Четыре дороги», располагается в одноименном городе в провинции Хатай на берегу Средиземного моря на границе с Сирией), один из средних по размерам нефтяных портов в регионе, принявший в 2023 г. рекордные объемы российской нефти, отказывается впредь получать нефтяную продукцию из России вследствие ужесточения санкционного давления со стороны США. В частности, компания Global Terminal Services (GTS), управляющая терминалом Dörtyol, сообщила, что уведомила клиентов о том, что не будет больше принимать грузы из России.

Хотя после начала СВО в 2022 г. Турция стала одним из крупнейших импортеров и транзитеров российской сырой нефти и нефтепродуктов на внешние рынки. Россия из-за последовавших санкций Запада вынуждена была перенаправить свои нефтяные поставки из США и Европы в Азию и Африку, где Турция получила особые бонусы.

Например, терминал GTS занимается импортом, экспортом и хранением топлива и сырой нефти. Согласно информации аналитической компании Kpler, в 2023 г. терминал Dörtyol принял 11,74 млн баррелей российской нефти, что в 7 раз превышал общий объем от всех экспортеров в 2021 г. Экспорт с терминала в 2023 г. по сравнению с 2021 г. увеличился в 5 раз (порядка до 24,7 млн баррелей). Обычно из терминала GTS реэкспортировала российскую нефть в греческие порты Коринф, Элефсис и Салоники, а также в нидерландский Роттердам и бельгийский Антверпен.

Однако GTS решила прервать все без исключения возможные операции, связанные с российской нефтью. В конце февраля 2024 г. компания уведомила своих клиентов, что даже при отсутствии нарушения каких-либо законов, правил или санкций она не будет принимать продукцию российского происхождения или продукцию, отгруженную из российских портов, в качестве дополнительной меры к действующим санкционным правилам.

Получается, что турки следуют известному афоризму: «Больше католик, чем сам Папа Римский». Турецкая компания теперь не просто желает строго следовать в соответствии с западными санкциями, но и принять дополнительные меры к действующим санкционным правилам против России. Правда, GTS продолжает принимать грузы из России, которые были заявлены до уведомления о прекращении торговли. Например, последний танкер с российским топливом прибыл в Dörtyol 19 февраля, доставив 511 тыс. баррелей дизельного топлива из Приморска.

Между тем эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков полагает, что заявление руководства GTS о разрыве всевозможных связей с российской нефтью – это всего лишь «громкое заявление», направленное на отвлечение внимания Запада от потока российских нефтепродуктов, которые турки с большой выгодой для себя реэкспортируют из РФ в третьи страны. К тому же, по мнению И. Юшкова, GTS всего лишь один из многих нефтяных терминалов в Турции, но не самый крупный, остальные же продолжают работать с российскими контрагентами в прежнем режиме.

Сторонники «мягкого парирования» турецких капризов надеются, что Анкара не станет отказываться от торговли с Москвой, а тем более в сфере энергетики и нефти в особенности, но просто вынуждена чуть ли не прикидываться, что поддерживает антироссийские санкции.

В этой связи тот же Юшков утверждает: «Турция, по сути, занимается реэкспортом российских нефтепродуктов, но при этом делает вид, что соблюдает режим санкций. Также они покупают и российскую нефть, из которой сами производят нефтепродукты. Если посмотреть статистику, то мы увидим, что турки нарастили свой экспорт ровно настолько, насколько увеличили закупки у России. Запрещен только реэкспорт, а не импорт, но по факту через Турцию российские нефтепродукты продаются как раз на те рынки, куда прямой доступ России сейчас закрыт».

Таким образом, часть российских экспертов находит вынужденное оправдание действиям турецкой стороны (мол, они не они, во всем виноват Запад, а тот же GTS просто без лишних маскировок перепродавал российскую нефть в страны Европы, что не вписывается в установленные США правила). Но при этом оказывается, что турки так озабочены сохранением лица стран ЕС, что выдают российские нефтепродукты за свои собственные.

Получается какая-то противоречивость, ибо, с одной стороны, по мнению того же И. Юшкова, турецкий GTS без всяких затей на широкую ногу реэкспортировал русскую нефть в Европу, но при этом для спасения их же лица выдавал данные товары за свои. Правда, откуда в Турции столько нефти – толком на Западе, видимо, «не знают» о параметрах физической географии данной страны. И в этом случае вновь находится оправдание туркам: мол, приобретенные российские нефтепродукты они используют на внутреннем рынке для собственного потребления, а вот закупки нефти и ее продукции в Азербайджане или Ираке перепродают в ЕС.

Кое-кто находит аналогичные оправдания действий турецких деловых кругов и банков якобы предстоящими 31 марта местными выборами в Турции (мол, правящая партия и сам Эрдоган зажаты прозападной оппозицией, потому власти не могут оказать давление на частный бизнес в торговле с РФ, и вынуждены учитывать давление США).

Что тут сказать? В принципе объяснить можно всё, весь вопрос в том – а стоит ли их принимать. Естественно, Турция повысила свой экспорт благодаря реэкспорту продукций из России и того же Китая преимущественно на европейский рынок. Правда, США не такие уж наивные и полные профаны, что не понимают, откуда же увеличиваются у Турции проценты доходов от экспорта товаров и чьих товаров. В итоге подобных познаний США, турецко-российская торговля в 2023 г. по сравнению с 2022 г. снизилась на 20%. Начало 2024 г. буквально ежемесячно нас удивляет новыми вариациями присоединения Турции к процессу соблюдения режима антироссийских санкций из-за давления США. В частности, то банки с платежами, то теперь терминалы с нефтью, а тут еще и переговоры по обмену F-35 на С-400, а также исключение «серых танкеров», перевозящих российскую нефть на мировые рынки.

Мы особо не находим в прессе оправдательных заявлений самих турок по части торгово-финансовых ограничений в адрес российских партнеров. Зачем же российским экспертам так «заботиться» о турецком реноме? К тому же, если турки действительно для отвода глаз Запада делают «громкие заявления» антироссийского толка, но при этом продолжают наращивать с нами торговлю и реэкспорт, то отчего же сокращается наш торговый оборот, либо зачем же так «выдавать» своих турецких партнеров (тем более, экспертам из проправительственных учебных и аналитических центров)? Кто знает, может неблагодарным турецким партнерам подобное разоблачительное откровение по теме реэкспорта русской нефти окажет «медвежью услугу» в плане службы на США?..

Американская угроза введения санкций против турецких финансовых и прочих компаний, ведущих бизнес с Россией, уже нанесла удар по турецко-российской торговле, нарушив или затормозив некоторые платежи как за российскую нефть, так и за турецкий экспорт. Очередные санкции США против РФ могут сказаться на поставках российской нефти и в другие крупные и важные страны Азии (например, в Индию), осложнить заключение годовых сделок на закупки российской сырой нефти индийскими государственными нефтеперерабатывающими компаниями.

Турция пытается представить себя самым гибким государством, способным усидеть на двух, а то и трех стульях. Однако не всегда растяжка на шпагат может оправдать надежды, ибо наступает время правильного выбора.

 

Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: