27.03.2024 Автор: Назар Курбанов

Турецкая «поддержка» Украины

Турецкая «поддержка» Украины

Украина с самого начала президентства Зеленского являлась (и является до сих пор) для Турции одновременно «окном возможностей» и крайне деликатным направлением лавирования между Россией и странами Запада.

Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган регулярно встречается с президентом Украины Владимиром Зеленским. Так, президент Украины стабильно раз в год, начиная с 2019 года (за исключением 2022 года) ездил в Стамбул или в Анкару, а Реджеп Эрдоган в 2020 году и дважды в 2022 году посетил Киев. Встреча 8 марта 2024 года в Стамбуле не является исключением. В ходе мартовских переговоров были затронуты следующие положения:

  • Турция будет «интенсивно содействовать восстановлению Украины»;
  • Турция предложила провести мирный саммит между Россией и Украиной;
  • Турция по-прежнему поддерживает территориальную целостность и независимость Украины;
  • Достигнута договорённость усилить двустороннее оборонное сотрудничество.

Для того, чтобы понять сущность турецких инициатив, на наш взгляд, уместно сказать о том, насколько сильно развито российско-турецкое взаимодействие и сотрудничество Турции со странами Запада.

Турция с самого начала российской Специальной военной операции против киевского режима оказалась в очень сложном положении. С одной стороны, Россия является важнейшим торгово-экономическим партнёром Турции: в статистике Турции за первые 10 месяцев 2022 года Россия являлась главным торговым партнёром республики по экспорту и 4-ым по импорту, причём по итогам 2022 двусторонний товарооборот вырос почти в два раза – на 85,8% (общий показатель торговли составил 69,8 млрд долларов США), а в январе – октябре 2023 года (по сравнению с тем же уровнем прошлого года) российско-турецкий товарооборот увеличился на 49,8% в физическом объёме. Более того, Россия является одним из крупнейших инвесторов в экономику Турции, так как российская компания «Росатом» строит в республике АЭС «Аккую» стоимостью 20 млрд долларов и очень вероятно, что будет возводить новую АЭС «Синоп» (турецкая сторона уже приняла решение передать «Росатому» соответствующую площадку под строительство АЭС). Также через территорию республики пролегает российский газопровод «Турецкий поток» суммарной мощностью 31,5 млрд м2 и протяжённостью 930 км.

С другой стороны, Анкара серьёзно зависит от финансовой помощи со стороны стран Европейского Союза, что серьёзно ограничивает политические манёвры Турции. Например, еврокомиссия выделила 1 млрд евро на восстановление республики после разрушительного землетрясения, которое произошло в феврале 2023 года. Ещё больше в финансовую зависимость от стран ЕС Турцию толкает высокий уровень инфляции – ожидается, что к концу 2024 года он составит 44,19%. Кроме того, Анкара является членом НАТО, что делает её зависимой в военно-техническом плане от стран-членов блока. Так, Турция уже несколько лет добивается поставки 40-а новых истребителей F-16 (реализация этой сделки вновь сдвинулась на июнь-июль 2024 года), что всячески используется Вашингтоном в качестве рычага давления: например, во многом таким способом Турцию принудили дать согласие на вступление Швеции в НАТО. Всё это ставит Турцию в крайне затруднительное положение как в экономическом, так и в политическом и военном плане.

Тем не менее Анкара старается извлечь максимум выгоды, так как постоянно лавирует между сторонами противостояния, обещает сотрудничество всем игрокам, но сохраняет «свободу манёвра», одновременно стараясь превратиться в экономический и политический «хаб».

В рамках попыток превратиться в политический «хаб» Анкара предпринимает целый ряд шагов в отношении Украины. Во-первых, с 2014 года Турция декларирует приверженность территориальной целостности Украины и не признаёт вхождение Крыма в состав России. Турецкую логику в этом вопросе можно понять: в годы нахождения Крыма в составе Украины Турция активно реализовывала гуманитарные проекты по поддержке родственного народа – крымских татар, но с возвращением Крыма в Россию осуществление таких программ стало невозможным, и Турция потеряла значительную долю влияния не только на самой Украине, но и шире в черноморском регионе. Вхождение же ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей в состав России, ещё больше подорвало позиции Турции в Причерноморье, так как Азовское море стало внутренним морем России, что не может не вызывать раздражения в Анкаре.

Во-вторых, нынешняя турецкая инициатива о проведении мирного саммита отнюдь не нова, так как Анкара с самого начала играла активную роль посредника между двумя конфликтующими сторонами. Так, в марте 2022 года в Стамбуле были проведены переговоры, по итогам которых Россия приняла решение «кардинально, в разы, сократить военную активность на киевском и черниговском направлении», что явилось поворотным моментом в российско-украинских отношениях, так как, по словам некоторых экспертов, именно тогда, фаза специальной военной операции как кампании с решительными целями была завершена, и началась позиционная фаза боевых действий. Ещё одной вехой, напрямую связанной с событиями на Украине, стало подписание в июле 2022 года опять-таки в Стамбуле «Черноморской инициативы» по вывозу украинского продовольствия и российского аммиака, которая более всего известна как «зерновая сделка», и Меморандума Россия-ООН по нормализации российского экспорта сельхозпродукции и удобрений. Само подписание этих соглашений и их функционирование (а «зерновая сделка» существовала целый год при открытом нарушении обязательств в отношении России) – это безусловная победа турецкой дипломатии, которая смогла выжать максимум из сложившейся ситуации и зарекомендовать себя в глазах мирового сообщества как минимум в качестве серьёзного государства-посредника. Поэтому Анкара и дальше будет стремиться предлагать свои услуги на этом поприще как Украине, так и России.

В рамках же превращения в экономический «хаб» Турция в отношении Украины также преследует целую группу целей. Прежде всего, Турция за счёт Украины старается поправить своё финансовое положение путём привлечения туристов (ибо туристы наполняют экономику республики валютой). Так, в 2021 году Турцию посетило 2,1 млн украинцев, что составило около 8% от всего туристического потока (больше туристов было только из России и Германии, причём общая выручка от туризма составила 24 млрд долларов). Однако в 2022 году из ожидавшихся 10 млн туристов из России и Украины Турция недосчиталась 7 млн человек, что заставляет Анкару активнее предлагать посреднические усилия по урегулированию конфликта на Украине.

Кроме того, Турция в целях укрепления своей экономики ещё с 2020 года ведёт активные переговоры по созданию Зоны свободной торговли (ЗСТ) с Украиной, и в 2022 году оно было подписано. Новая ЗСТ позволяет турецким предприятиям экспортировать беспошлинно свои товары не только на Украину, но и в Европу, так как произведённый из турецкого сырья товар на Украине будет считаться украинским и экспортироваться в страны ЕС с соответствующими льготами. На наш взгляд, данная схема открывает широкие возможности для «отвёрточной сборки» – из-за военного положения на Украине строить крупные перерабатывающие предприятия слишком рискованно, проще ввезти готовый товар из Турции, «переклеить этикетку» и отправить в Европу. Если следовать такой логике, украинские предприятия вряд ли выиграют от создания ЗСТ из-за дешевизны турецкой продукции, наоборот, их положение ухудшится.

Отдельно необходимо сказать о военно-техническом сотрудничестве между Турцией и Украиной. Как можно догадаться, оборонное сотрудничество между двумя странами активизировалось в 2014-2015 гг., когда Киев начал проводить масштабные реформы вооружённых сил. Турция со своей стороны также была заинтересована в активизации контактов с Украиной не только для прямых поставок своего вооружения на новый рынок, но и для выравнивания баланса сил в черноморском регионе, так как Россия начала интенсивное перевооружение частей и подразделений, дислоцированных в Крыму (например, в 2015 году на полуострове были развёрнуты современные береговые ракетные комплексы «Бастион»). Кроме того, оборонное сотрудничество с Украиной улучшает позиции Турции по сирийскому мирному урегулированию, так как между Россией и Турцией периодически возникают разногласия по действиям войск Башара Асада в Сирии. Так, Эрдоган критиковал Путина за взятие армией Асада Алеппо в 2016 году.

С военно-технической же точки зрения Турция заинтересована в снижении зависимости от западных технологий, и в этом ей также помогает Украина, которая поставляет ей двигатели. Так, украинские предприятия ГП «Ивченко-Прогресс» и ПАО «Мотор Сич» экспортируют в Турцию авиадвигатели АИ-450Т для БПЛА Akinci (20 штук поставлено в 2018–2020 гг., контракт на поставку ещё тридцати подписан в 2021 году), АИ-25ТЛТ для разрабатываемого БПЛА-истребителя MIUS и ТВ3-117ВМА-СБМ1В для разрабатываемого боевого вертолёта ATAC-II.  В конце концов, для любого военно-промышленного комплекса нет более эффективной меры, чем поставлять свою продукцию на реальный театр военных действий против одной из самых мощных армий мира и видеть применение своего вооружения на практике. Несмотря на определённые репутационные потери для турецкого вооружения, на наш взгляд, они полностью окупаются возможностью в режиме реального времени не только видеть недостатки, но и оперативно улучшать оружие и вновь испытывать в боевых условиях. Поэтому Турция заинтересована поставлять на Украину всё больше оружия: например, с 2022 года осуществляются поставки бронемашин Kirpi, а в июле 2023 года на Украину прибыли САУ Т-155 Firtina (радиус поражения: 40 км). Отдельно необходимо сказать о БПЛА Bayraktar, производство которых эта компания собирается наладить на Украине. На наш взгляд, здесь может сработать уже упоминавшийся выше принцип «отвёрточной сборки» – БПЛА будут собираться в Турции, а на Украине будут «переклеиваться этикетки», чтобы Россия лишний раз не могла обвинить Турцию в вооружённой поддержке Украины.

Таким образом, Турция в попытке сгладить кризис в своей экономике и стать экономическим и политическим «хабом» старается максимально использовать Украину, так как поставляет туда товары гражданского и военного назначения, предлагает различные политические инициативы при своём посредничестве, привлекает валютную выручку и с украинских, и с российских туристов – одним словом, всячески лавирует между Россией и Западом, преследуя исключительно собственные интересы за счёт Украины.

 

Назар Курбанов, стажер-практикант Центра пространственного анализа международных отношений Института международных исследований МГИМО МИД России, специально для Нового Восточного Обозрения

Похожие статьи: