EN|FR|RU
Социальные сети:

Иртышский международный транспортный маршрут – перспективный элемент евразийского транзита

Борис Кушхов, 13 марта 2024

Иртышский транспортный маршрут

За 2023 год нагрузка на каспийские порты Казахстана увеличилась почти на 10%, составив 6.5 миллионов тонн. Этому показателю по-прежнему далеко до их максимальной пропускной способности, которая составляет 21 миллион тонн. Тем не менее, у руководства республики существуют опасения насчёт ограничения транспортных возможностей озера в случае дальнейшего обмеления его северных участков.

Издержки при подобном стечении обстоятельств обещают быть значительными. В связи с этим, помимо развития Транскаспийского морского транзитного маршрута и дноуглубительных работ, власти Казахстана предпринимают усилия по созданию новых транспортных направлений, которые будут обслуживаться речным транспортом: речь идёт о проекте создания транспортного маршрута по Иртышу, о подготовке которого было заявлено в самом конце 2023 года.

Общая протяжённость судоходных водных путей Казахстана достигает 2100 километров в трёх бассейнах — Иртышском, Урало-Каспийском и Или-Балхашском. По ним за 2023 год было перевезено около 1.6 миллиона тонн грузов – в 4 раза меньше, чем прошло через каспийские порты. Именно по этой причине международно-транзитный потенциал речного судоходства в Казахстане выглядит недостаточно освоенным.

На заседании общественного совета области Абай 11 декабря 2023 года был поднят вопрос об актуальности возрождения международного судоходства по реке Иртыш. Уже в ходе заседания правительства Республики Казахстан 12 декабря 2023 года стало известно о заинтересованности казахстанских властей в продвижении проекта речного транспортного маршрута.  Его реализация обеспечит перевозку по реке до 2.5 миллионов тонн груза. К 2027 году власти Казахстана планируют довести объемы перевозок по рекам до 4,6 млн тонн.

В число работ, запланированных к проведению в рамках данных планов входит создание нового судоходного шлюза в Семее, реконструкция шлюза в Усть-Каменогорске, а также Бухтарминского и Шульбинского судоходных шлюзов, строительство нового порта и новой железнодорожной линии, работы по углублению дна.

Иртышский транспортный маршрут может быть возрождён не только в том виде, в котором он существовал во времена СССР, будучи значимой транспортной артерий между КазССР и РСФСР: в нынешних реалиях он может стать новым транспортно-инфраструктурным элементом, связывающим Россию и Китай. Для соединения двух крупнейших соседей Казахстана планируется построить порт в районе посёлка Тугыл на озере Зайсан  и провести от него железную дорогу длиной в 100 км до пункта пропуска Майкапчагай на границе с КНР, которая свяжет маршрут с китайским посёлком Зимунай. Однако для соединения новой линии с железнодорожной сетью КНР потребуется построить на китайской территории магистраль длиной в 200 километров.

Иртышский коридор, при его успешной реализации, свяжет северо-западный Китай с российским городом Омском, расположенным на Транссибирской железнодорожной магистрали. Помимо этого, он может стать одним из самых коротких и эффективных маршрутов, связывающих КНР с Северным морским путём: ещё многие десятилетия назад корабли, ходившие по Иртышу, добирались до северных морей. Напомним, что продвижение в КНР концепции «Ледового Шёлкового Пути» может говорить о наличии у неё живого интереса к подобным маршрутам.

По состоянию на начало 2024 года, данный проект пока что не был отражён в каких-либо программных документах Казахстана. Тем не менее, именно на этот год запланировано обсуждение и исследование его перспектив, согласование деталей с Китаем и Россией, а также разработка паспорта проекта при благополучном преодолении всех предварительных стадий его проработки.

Помимо Иртышского маршрута, в области речного транспорта в Казахстане запланированы и другие проекты – в частности, модернизация речного порта Атырау, направленная на увеличение пропускной способности урало-каспийского маршрута.

Таким образом, Казахстан стремится максимизировать свои транзитные возможности, параллельно продвигая целый комплекс транспортных проектов в области водного транспорта — от транскаспийских до речных.

 

Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

На эту тему
Сенегал на пороге перемен? Часть 2
«План победы» Зеленского сталкивается с внутренним крахом и внешним неприятием
Торговая война против Пекина ‒ это война против китайского суверенитета
Подъем БРИКС: новая эра глобального влияния и многополярности
О проекте создания «Лусонского экономического коридора»: фактор Тайваньской проблемы