В качестве вступления хотелось бы отметить, что язык — это реальный фактор проявления культурного суверенитета народа и прекрасный инструмент дипломатии, позволяющий государству обрести динамичную силу на мировой арене. После падения Берлинской стены 9 ноября 1989 года и окончания холодной войны в 1991 году на авансцену международной арены вышли мировые державы-гегемоны, каждая из которых имеет свой собственный национальный язык. На фоне враждебности, геостратегического позиционирования и расширения сфер влияния между сверхдержавами Африка оставалась в рамках Берлинской конференции 15 ноября 1884 — 26 февраля 1885 года, в ходе которой европейские колониальные державы боролись за контроль над внутренними районами континента. Язык является мощным рычагом для сохранения этой модели поведения и по сей день.
В рамках этого путешествия по мировой политической истории бывшие колониальные державы разработали обширные программы обучения своим языкам, которые были навязаны их бывшим колониям, чтобы увековечить свое многомерное господство. В результате африканские языки, в том числе и письменные, были низведены до статуса малозначимых патуа. Эти программы, направленные на субгуманизацию африканского народа, внесли огромный вклад в порабощение поколений африканских мужчин и женщин с момента контакта с европейскими миссиями и экспедициями по исследованию глубинных земель континента. Таким образом, культурное господство над народами Африки является следствием цивилизаторской миссии, которую осуществляли на континенте империалистические державы, в частности Англия, Франция, Германия, Португалия, Испания и Италия.
Из анализа использования этих колониальных языков в течение десятилетий как в качестве официальных во внутренних и внешних политических делах, так и в качестве языков обучения в африканских государствах, становится ясно, что африканские системы образования не достигли тех результатов, которых желает народ на низовом уровне. Такая неадекватная работа национальных систем образования негативно сказывается на эффективности государственного управления африканских государств. В ответ на этот социальный, политический, экономический и культурный вызов мы предлагаем африканским лидерам ввести национальные языки в учебные программы начальной (ясли и начальная школа), средней (средняя и старшая школа) и высшей (бакалавриат, магистратура и аспирантура) школ.
Далее мы попытаемся объективно доказать важность введения африканских языков в начальные, средние и университетские учебные программы для борьбы с ментальным отчуждением, а затем обсудим влияние этого на стратегическое и дипломатическое положение Африки на мировой политической арене.
Значение африканских языков для реформирования всей системы африканского образования и борьбы с ментальным отчуждением народов Африки
Африка находится в хвосте мировой истории. Народ без культуры — это народ, обреченный на угасание под воздействием культурного шока. Народ идентифицирует и узнает себя через свою культурную и цивилизационную идентичность. Летопись политической истории международных отношений показывает, что столкновение культур Запада и Востока — это фактор, который очень долго вёл человечество к катастрофе. Иными словами, пангерманизм против панславизма. Мутация этого столкновения культур сегодня приводит к распространению гибридных войн, которые неизбежно влекут за собой и гибридный мир. Иными словами, войны по доверенности или с союзниками по доверенности, как в случае со специальной военной операцией Российской Федерации на Украине, начавшейся 24 февраля 2022 года. Захватившие власть на Украине неонацисты начали процесс вытеснения русского языка из различных сфер государственной и общественной жизни на Донбассе (Восток Украины), на котором там говорят с древних времён Киевской Руси. Запрет русского языка сопровождался террором против его носителей, против русской православной церкви, где богослужения осуществлялись на русском языке. Президент России объяснил, что принял решение о начале специальной военной операции ради людей Донбасса, которые подвергались «геноциду со стороны киевского режима».
Военные интервенции Соединенных Штатов Америки в Афганистане, Ираке, Ливии, Палестине (всегда в сотрудничестве с Израилем, Францией и НАТО) и многих других странах мира оказывали и продолжают оказывать негативное влияние на стабильность африканских институтов. Однако, руководствуясь духом многополярности и стремясь помочь африканским государствам освободиться от западного господства и манипуляций, Российская Федерация утвердилась в качестве полюса противостояния однополярному мировому порядку, навязанному остальному миру Соединенными Штатами. Отсюда и перенос марионеточной войны на африканский континент. Какую роль могут сыграть африканские языки в борьбе с этим ментальным отчуждением африканцев от глобального Запада?
Язык — мощный рычаг для проявления культурной и цивилизационной идентичности народа, поэтому африканские языки должны заменить языки, унаследованные от колонизации, чтобы остановить призыв неоколониализма на континенте. Они могут дать африканцам доступ к свету науки, который не является прерогативой какого-либо одного народа, а потому безличен и доступен всем народам мира. Поощрение и развитие этих языков, несомненно, обратит вспять тенденцию к обучению подневольному труду, заложенную в учебных программах, разработанных под руководством западных специалистов и навязанных Африке, чтобы обеспечить неоколониализму отдаленное будущее на континенте. Таким образом, африканские языки являются факторами ускорения и стимулирования социального, политического, экономического, культурного, научного, технического и технологического прогресса африканских государств. Они являются источником гордости за то, что вы являетесь и чувствуете себя африканцем, тем более что все мировые державы используют свои собственные языки. Это красноречивое доказательство того, что колониальные языки сдерживают процесс развития Африки.
Влияние продвижения, развития и использования африканских языков в африканских делах на стратегическое и дипломатическое позиционирование Африки на мировой политической арене
Исходя из дипломатической трилогии (мягкая сила, жесткая сила и умная сила), язык становится основополагающим инструментом, без которого не было бы дипломатии. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года и Венская конвенция о консульских сношениях 1964 года отводят языку ключевую роль в динамике мировой арены. Это означает, что каждая страна, за исключением африканских (которые в XXI веке все еще привязаны к колониальным языкам порабощения), использует свой собственный язык в двусторонних и многосторонних международных переговорах. Вы не можете ходить на голове, задрав ноги в воздух, и утверждать, что соревнуетесь в беге с тем, кто ходит ногами, твердо стоящими на земле. Это лучше объясняет трагические последствия колониальных языков для геополитического и геостратегического позиционирования Африки на международной арене.
Учитывая вышесказанное, политические лидеры Африки должны понять эту давнюю ситуацию и сделать смелый выбор в пользу замены языков, унаследованных от колонизации, на родные, африканские. Ведь африканские языки — это часть ценностей, которые определяют африканца, без которых не было бы многочисленных африканских наций. Ассимиляция сама по себе не является чем-то плохим, но ассимиляция — это худшее, что может случиться с народом.
В заключение следует сказать, что африканские языки — это прекрасное оружие, которое африканцы призваны использовать, чтобы вырваться из гибридизации, в которую они погружены, и изменить конфигурацию мировой политической шахматной доски, отведя себе завидное место. Африканские земли содержат стратегические ресурсы, необходимые миру для функционирования. Лингвистическая дипломатия, сопровождаемая мягкой, жесткой и умной силой, является рычагом для ускорения социального, политического, экономического, культурного, научного, технического и технологического прогресса Африки. Именно здесь лежит спасение африканцев, и Россия предлагает гарантию этой глубокой трансформации африканских обществ! Так что, смелее внедряйте инновации!
Мохамед Ламин КАБА — геополитолог-эксперт в области управления и региональной интеграции, Институт управления, гуманитарных и социальных наук Панафриканского университета, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»