Начало 2024 года для стран Африканского Рога ознаменовалось событием, которое, в дальнейшем, способно не только существенно изменить сложившийся баланс сил, но и повлечь за собой очередной политический кризис в одном из наиболее нестабильных регионов Черного континента. Уже 1 января весь мир облетела новость о беспрецедентном «прорыве» в отношениях Эфиопии и ее соседа – многие годы стремящейся обрести международное признание бывшей британской колонии Сомалиленд, формально считающейся частью государства Сомали. Так, в результате переговоров премьер-министра Эфиопии Абий Ахмеда и президента непризнанной республики Сомалиленд Мусы Бихи стороны подписали меморандум о взаимопонимании, согласно которому, по слухам, Аддис-Абеба получит доступ к 20-километровой прибрежной зоне сроком на 50 лет в обмен на официальное признание Сомалиленда. Подобный поворот событий уже успел вызвать яростный протест правительства Сомали, а в среднесрочной и долгосрочной перспективе может привести к целому ряду значимых последствий. Таким образом, в цикле статей, посвященных соглашению Эфиопии и Сомалиленда, мы попытаемся не только разобраться в факторах, обусловивших саму возможность его подписания, но и проанализируем возможное влияние меморандума на политическую динамику в регионе.
Как и любое другое двустороннее соглашение, меморандум о взаимопонимании был подписан в результате комплексного действия целого ряда обстоятельств, мотивов и ограничений, характеризующих геополитическое и экономическое положение Эфиопии и Сомалиленда, а также региональный контекст. В результате, четкое понимание причин и целесообразности заключения соглашения должно опираться на анализ: 1) Целей эфиопской стороны, а также причин выбора конкретного сценария из всего набора альтернатив; 2) Целей правительства Сомалиленда и сравнительной ценности сделанных уступок.
Эфиопия
Говоря о факторах, побудивших Аддис-Абебу пойти на подписание столь резонансного соглашения, неминуемо ставящего под сомнение дальнейшее развитие эфиопо-сомалийских отношений, следует иметь в виду, что на протяжении осени 2023 года премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед и другие высокопоставленные функционеры неоднократно подчеркивали необходимость обретения выхода к морю как неотъемлемого условия выживания и процветания государства. Дело в том, что лишившаяся морского побережья в 1993 году после провозглашения независимости Эритреи, Эфиопия многие годы испытывает острую зависимость от порта Джибути – фактически единственного транзитного маршрута, на который приходится до 95% внешнеторгового оборота страны. Отсутствие «морских ворот», таким образом, не только сдерживает экономическое развитие крупнейшего государства региона, но и представляет угрозу политическому суверенитету Эфиопии, едва ли устраивает амбициозную команду Абий Ахмеда, сумевшего радикальным путем преодолеть ряд внутренних вызовов и в последнее время направившего усилия на укрепление геополитических позиций страны.
Вместе с тем, столь недвусмысленно высказанное «желание» Аддис-Абебы, несмотря на предложенную «компенсацию» в виде акций одной из эфиопских компаний, натолкнулось на категорическое неприятие со стороны Эритреи, Джибути и Сомали – трех государств-соседей Эфиопии, в адрес которых во многом и был направлен призыв Абий Ахмеда. Неудивительно, что в условиях отсутствия иных дипломатически достижимых альтернатив правительство Эфиопии обратило свой взор на Сомалиленд, так и не получивший международного признания по прошествии более чем 30 лет, а значит, потенциально более сговорчивый и менее «демонстративно суверенный».
Сомалиленд
Территория, сегодня известная как Сомалиленд, оказалась под властью британской короны еще в 1887 году – в период активной фазы «Гонки за Африку» – и просуществовала в статусе колонии вплоть до 1960 года, когда Британское и Итальянское Сомали получили независимость и, по решению ООН, были объединены в качестве одного государства – Сомали, что, впрочем, первоначально нашло поддержку сомалийских кланов как севера, так и юго-востока. Однако, ограниченный характер участия представителей наиболее многочисленного и влиятельного в Сомалиленде клана исаак в принятии решений на национальном уровне, а также крах мечты о «Великом Сомали» и тяжелые последствия конфликта с Эфиопией привели к началу гражданской войне в стране, запустив центробежные процессы – в первую очередь, на севере. В итоге, в 1991 году в ходе Великой братской конференции северных кланов в Бурао старейшины и политические лидеры различных группировок севера провозгласили создание независимого Сомалиленда, который в течение нескольких лет стал, пожалуй, самым стабильным образованием на территории Сомали, что во многом было достигнуто за счет политики межобщинного диалога, предполагавшей привлечение к переговорам практически всех групп интересов в границах самопровозглашенного государства.
Итак, на сегодняшний день Сомалиленд является единственным автономным образованием в регионе Африканского Рога, обладающим выходом к морю и, что не менее важно, в силу своего политического статуса остро заинтересованным в любой форме международного признания: с 1991 года независимость Сомалиленда признали лишь власти нескольких городов в Великобритании, в частности, Кардифа и Шеффилда. Следовательно, дипломатический «прорыв» в отношениях с Эфиопией – крупнейшим государством региона, признание со стороны которого обретает тем большую ценность, – стоит считать огромным успехом Харгейсы (столица Сомалиленда).
Итак, подписав меморандум, стороны добились выполнения поставленных целей, а «издержки» в сложившихся условиях могут быть признаны, как минимум, адекватными с учетом внешнего контекста. Не имея альтернативных вариантов получения выхода к морю мирным путем, Эфиопия оказалась готовой ценой репутационных потерь реализовать одну из важнейших политических и экономических амбиций. В свою очередь, правительство Сомалиленда посчитало целесообразным «пойти навстречу» соседу ради достижения крупнейшей дипломатической победы с 1991 года, пусть этот шаг и ставит под сомнение дипломатический прогресс в отношениях с Могадишо. Вместе с тем, практические преимущества и потери сторон вследствие сделки еще лишь предстоит узнать.
Копытцев Иван – политолог, стажер-исследователь Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО МИД России, специально для журнала «Новое Восточное Обозрение».