Никто не может оспорить тот факт, что образование Государства Израиль по итогам Второй мировой войны было следствием решения ключевых мировых игроков, определивших как исход самой глобальной войны, так и послевоенный мировой порядок. И таковыми ведущими мировыми акторами в 1947 г. выступали СССР и США. Именно эти два государства и определили контуры будущего миропорядка в виде биполярной мировой системы.
Подобный порядок основывался на балансе силе и интересов, а в последующем – двух мировых экономических и военно-политических систем. Ядерная триада двух стран (СССР и США) не стала детонатором мировой катастрофы, а выступила инструментом сдерживания. Возможно, поэтому вторая половина ХХ в. оказалась более устойчивой в смысле глобальной безопасности, исключавшей начало третьей мировой войны. Однако с развалом СССР, СЭВ и ОВД современный мир на рубеже ХХ–ХХI вв. вступил в новую эру нестабильности, ибо ставка США и НАТО на формирование однополярного мира с диктатом англосаксов породила многочисленные региональные и глобальные противоречия.
Возвращаясь к решению ООН об образовании Государства Израиль, следует помнить, что одновременно с этим предполагалось создание и Государства Палестины. Вся проблема свелась к вопросам географии и определения границ. Последующий переход мирового сообщества в состояние «холодной войны» негативно отразился на окончательном разрешении палестинского вопроса, ибо Израиль стал главным стратегическим союзником США и НАТО на Ближнем Востоке, позволяющий контролировать значительную часть богатой энергетическими ресурсами Ближнего Востока.
Израиль, опираясь, с одной стороны, в рамках доктрины сионизма на финансовые возможности и лоббирующие институты мировой еврейской диаспоры в ключевых странах Запада, а с другой – на мощную финансовую, политическую и военную поддержку США и Европы, стал проводить экспансионистскую политику в отношении Палестины и соседних арабских государств (Египта, Сирии и Иордании).
Объективности ради следует отметить, что лишь выход к морям – на восточное побережье Средиземного моря (береговая линия 230 км) и на юге к Красному морю (береговая линия 12 км) – создают для Израиля естественные условия безопасности. В то же время неблагоприятная физическая география Израиля вынуждала израильские власти в интересах стратегической и энергетической безопасности вступать в военные конфликты с соседними арабскими государствами (с той же Иорданией, Египтом и Сирией).
В итоге успешных для Тель-Авива военных компаний Израиль занял стратегически важные Голанские высоты, немалую часть водного бассейна реки Иордан и Синайский полуостров (правда, в 1981 г. после подписания в 1979 г. с Египтом мирного договора, Тель-Авив вернул Синайский полуостров Каиру). Оккупированными арабскими территориями до сих пор считаются Западный берег Иордана, сектор Газа и Восточный Иерусалим. К этому следует добавить и Голанские высоты, но Израиль присоединил данную территорию к своему Северному округу.
Формально Израиль и сам считает необходимым признание палестинского государства, но в реальности данный вопрос затянулся на десятилетия и не находит справедливого решения. При этом Тель-Авив обвиняет в этом подстрекательство палестинцев к эскалации военной напряженности со стороны ряда ближневосточных стран (включая Иран, Ливан, Сирию, Йемен и др.), экстремистские подходы палестинских радикальных движений (то ФАТХ, то ХАМАС). Соответственно, палестинская сторона (та же Рамалла) обвиняет Израиль в апартеиде и массовой дискриминации прав и свобод палестинского народа.
Очередная палестино-израильская война, начавшаяся с массовых ракетных ударов боевых формирований ХАМАС против Израиля 7 октября 2023 г. вновь вывела ближневосточный кризис на передний план мировой дипломатии. Более двух месяцев продолжается ожесточенная война в секторе Газа. На палестинскую операцию «Поток Аль-Аксы» Армия обороны Израиля ответила операцией «Железные мечи». Тель-Авив поставил своей целью полное физическое уничтожение политического и военного руководства ХАМАС вместе с его боевыми подразделениями. Фактически же идет массовая резня палестинского гражданского населения в секторе Газа (на 14 декабря с.г. количество физических жертв уже достигает 19 тыс. чел., включая детей, женщин и стариков).
Израиль получил мощную военную, финансовую и дипломатическую поддержку со стороны своих западных союзников (прежде всего, США и Великобритании). Неоднократно Вашингтон и Лондон, пользуясь правом вето как постоянные члены Совета безопасности ООН, проваливали принятие справедливых резолюций по вопросу незамедлительного окончания боевых действий в секторе Газа и оказания гуманитарной помощи местному населению, поддержанные большинством стран-членов ООН.
Некоторые экспертные оценки причин начавшегося палестино-израильского конфликта сводятся к экономическим обоснованиям. В частности утверждается, что мировые силы пытаются исключить прокладку через Израиль (включая палестинский сектор Газа) международного транспортного коридора (МТК) из Индии в Европу. Кто же эти силы?
По версии оппонентов Израиля, естественно, таковым является само правительство Биньямина Нетаньяху, которое якобы путем жестокого уничтожения ХАМАС и принуждения к переселению палестинцев из сектора Газа пытается окончательно оккупировать данную прибрежную территорию, что позволит Тель-Авиву в дальнейшем установить полный этнический контроль и над стратегической транзитной коммуникацией в данном анклаве.
По мнению же сторонников Израиля, войну спровоцировали силы, не желающие достижения стратегического соглашения о безопасности между Израилем и Саудовской Аравией, включая и по части перспектив прокладки индийского МТК через КСА и Израиль. Здесь очевиден намек в сторону давнего оппонента Индии в лице Китая, которому вряд ли интересна перспектива усиления азиатского конкурента под протекцией США. Иными словами, все сводится к снижению, если не исключению диктата Соединенных Штатов на Ближнем Востоке.
В некоторых западных и произраильских СМИ с первых дней данного конфликта стали выдвигать и более нереалистичные версии. В частности, в своих «больных фантазиях» антироссийски настроенные эксперты пытаются представить дело таким образом, что данный конфликт якобы спровоцирован Россией с опорой на свои давние связи с ХАМАС с целью снизить внимание Запада во главе с США к Украине и переориентировать их на Израиль (Ближний Восток).
Россия, конечно (как в прошлом, так и сейчас), придает особое внимание ближневосточной дипломатии. Москва никогда не меняла своего подхода в части, например, признания независимости Палестины, но при этом вела терпеливые переговоры для учета интересов и Израиля. Тот факт, что военный кризис на Украине порожден недальновидной политикой США и их союзников по НАТО, не является секретом и об этом Россия изначально предупреждала и продолжает публично об этом заявлять. Москва регулярно через посредников (например, Турцию и Китай) и напрямую предлагает Западу во главе с США прекратить военно-техническую и финансовую поддержку киевскому режиму для достижения скорейшего мира в соответствии с современными реалиями на земле. Россия всегда отмечала деструктивный подход правительств стран Европы и Америки по поддержанию антироссийских санкций, что отрицательно сказывается и на самой экономике западных государств.
Не вина России, что сегодня в американском политическом обществе разразился предвыборный кризис, где оппоненты правящей демократической партии, потерявшей большинство мест в Конгрессе США в пользу республиканцев, выступают категорическими противниками продолжения безосновательного и бесперспективного финансирования и вооружения киевского режима. Официальный представитель Пентагона контр-адмирал Джон Кирби сам признает, что бюджет на украинскую помощь практически полностью опустел, а отдачи не видно. В то же время глава МИД Ирана Амир Абдоллахиян в одном из своих недавних интервью отметил, что при необходимости «Хезболла» и ХАМАС могут приобрести любые виды вооружения и боеприпасов на Украине, передаваемые Западом киевскому режиму.
Естественно, влиятельная еврейская диаспора в США (представители которой не только занимают ключевые позиции в мире американского бизнеса, но и в правящем истеблишменте) в ситуации палестино-израильской войны используют все свои возможности для оказания приоритетной военной, финансовой и политической помощи Израилю, а не Украине. Это уже дело американской внутренней политики, но никак не «рука Москвы».
А между тем, израильская армия продолжает активные боевые действия по всей территории сектора Газа, переходит к задействованию насосных систем для затопления многочисленных подземных сооружений (туннелей), в которых могут, по их мнению, скрываться боевики и командование ХАМАС. Соответственно, масштабы гуманитарной трагедии и человеческих жертв (включая гражданского населения) имеют перспективу роста.
Страны Арабского Востока в сотрудничестве с ключевыми мусульманскими государствами Ближнего Востока (Ираном и Турцией) используют все дипломатические площадки (включая ООН) для предупреждения мира о военных преступлениях израильского режима. Они требуют от США и стран Европы исключить одностороннюю поддержку и покровительство Израилю, который покушается на все заповеди западной цивилизации в смысле нарушения прав мирного населения сектора Газы.
Немедленное прекращение огня, оказание гуманитарной помощи гражданскому населению, недопущение насильственной депортации палестинцев из сектора Газы, созыв и проведение широкой международной конференции по палестинскому вопросу, признание независимости Палестины в границах 1967 г. и столицей в Восточном Иерусалиме, восстановление международной практики предоставления мандата на гарантию безопасности Палестины, наказание МУС в Гааге виновников военных преступлений в секторе Газа – вот, возможно, неполный список объективных требований сторонников скорейшего прекращения палестино-израильской войны. Однако международные институты (включая ООН и Совет безопасности) бессильны перед сговором ведущих западных сил, продолжающих пособничество Израилю.
Что же остается? Очевидно, что одними словами и декларациями еще никто не остановил войну или одержал в ней победу. Война означает силовой вариант решения политических вопросов. Следовательно, пока американо-израильскому и европейско-израильскому тандему не будет противопоставлена альтернативная сила, мы не увидим света в конце палестинского тоннеля. А такую силу (либо их демонстрацию) могут показать не Иран и Турция, при всем уважении или нейтральности к их позиции, а более мощные центры многополярного мира (то есть Россия и Китай).
Как известно, 6 декабря с.г. состоялся кратковременный, но весьма политически насыщенный и успешный визит президента России В.В. Путина в ключевые страны Арабского Востока – ОАЭ и Саудовскую Аравию, а 7 декабря с.г. российский лидер в Москве имел встречи с президентом Ирана Ибрагимом Раиси и наследным принцем Султаната Омана Тейязин бин Хейсам аль Саидом. Глава российского государства выстроил весьма успешную ближневосточную дипломатию, нацеленную на укрепление межгосударственных отношений, рост торгово-экономических и военно-технических связей с названными странами, от позиции которых меняется и «региональная температура».
Важно отметить, что, несмотря на попытки убеждения и давления США, наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман не согласился поднимать добычу нефти в ущерб интересам России. Москва и Эр-Рияд вместе с другими ближневосточными партнерами весьма успешно взаимодействуют в рамках ОПЕК+, сохраняют контроль над мировыми ценами на нефть и газ. Соответственно, позитивные переговоры с Ираном и Оманом, которые контролируют Ормузский пролив и способны перекрыть ключевую морскую артерию (а это почти 75% торговли нефтью), создают прочную основу роста влияния России на Ближний Восток.
Тот факт, что Эр-Рияд заключил крупную финансовую сделку с Народным банком КНР на общую сумму 50 млрд юаней и создал новый валютный механизм для сокращения торговых сделок в американских долларах, свидетельствует о серьезных изменениях ближневосточной архитектуры и мировой финансовой политики. Фактически вслед за Саудовской Аравией и многие другие страны Персидского залива (включая Иран, ОАЭ, Бахрейн, Кувейт, Оман) могут перейти на альтернативные мировые валюты, что снизит и обвалит монополию доллара на мировых рынках.
Переговоры Путина и Раиси оказались примечательными и в плане достижения крупной военной сделки, связанной с поставками современных российских истребителей Су-35 Ирану. Это значительно меняет баланс сил на том же Ближнем Востоке и делает Россию ключевым мировым актором в ближневосточном урегулировании.
Несомненно, во всех вышеназванных встречах с лидерами Саудовской Аравии, ОАЭ, Ирана и Омана президент Путин 6–7 декабря обсуждал и тему Газы. К этому следует добавить и регулярные переговоры по части палестино-израильского конфликта между Путиным и Эрдоганом.
Москва поддерживает предложения ближневосточных партнеров, направленных на скорейшее прекращение огня в секторе Газа, восстановление мира, оказание гуманитарной помощи гражданскому населению, освобождение всех заложников, недопущение насильственной депортации палестинцев из анклава и созыв международной конференции по судьбе Палестины.
Неслучайно эксперт РСМД Камран Гасанов, комментируя ближневосточный визит президента В. Путина и его встречу с лидером Ирана в Москве, выразил мнение, что «Россия воспринимается в регионе как серьезный игрок» и, возможно, в скором будущем «будет сформирована какая-то совместная инициатива с участием саудитов, России, ОАЭ, Ирана и Турции», направленная на прекращение боевых действий в Газе и создание государства Палестина.
Естественно, Россия выступает за прочный мир на Ближнем Востоке с сохранением Израиля и окончательным решением палестинского вопроса. Последнее возможно с прекращением империалистической политики Запада во главе с США по эксплуатации ресурсов стран Ближнего Востока и уважения интересов всех народов и государств региона. Однако без вмешательства ведущих мировых центров (включая России) подобные вопросы вряд ли найдут скорое и справедливое решение.
Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»