EN|FR|RU
Социальные сети:

Палестинский кризис требует вмешательства ключевых мировых игроков

Александр Сваранц, 13 января 2024

Палестинский кризис требует вмешательства

Никто не может оспорить тот факт, что образование Государства Израиль по итогам Второй мировой войны было следствием решения ключевых мировых игроков, определивших как исход самой глобальной войны, так и послевоенный мировой порядок. И таковыми ведущими мировыми акторами в 1947 г. выступали СССР и США. Именно эти два государства и определили контуры будущего миропорядка в виде биполярной мировой системы.

Подобный порядок основывался на балансе силе и интересов, а в последующем – двух мировых экономических и военно-политических систем. Ядерная триада двух стран (СССР и США) не стала детонатором мировой катастрофы, а выступила инструментом сдерживания. Возможно, поэтому вторая половина ХХ в. оказалась более устойчивой в смысле глобальной безопасности, исключавшей начало третьей мировой войны. Однако с развалом СССР, СЭВ и ОВД современный мир на рубеже ХХ–ХХI вв. вступил в новую эру нестабильности, ибо ставка США и НАТО на формирование однополярного мира с диктатом англосаксов породила многочисленные региональные и глобальные противоречия.

Возвращаясь к решению ООН об образовании Государства Израиль, следует помнить, что одновременно с этим предполагалось создание и Государства Палестины. Вся проблема свелась к вопросам географии и определения границ. Последующий переход мирового сообщества в состояние «холодной войны» негативно отразился на окончательном разрешении палестинского вопроса, ибо Израиль стал главным стратегическим союзником США и НАТО на Ближнем Востоке, позволяющий контролировать значительную часть богатой энергетическими ресурсами Ближнего Востока.

Израиль, опираясь, с одной стороны, в рамках доктрины сионизма на финансовые возможности и лоббирующие институты мировой еврейской диаспоры в ключевых странах Запада, а с другой – на мощную финансовую, политическую и военную поддержку США и Европы, стал проводить экспансионистскую политику в отношении Палестины и соседних арабских государств (Египта, Сирии и Иордании).

Объективности ради следует отметить, что лишь выход к морям – на восточное побережье Средиземного моря (береговая линия 230 км) и на юге к Красному морю (береговая линия 12 км) – создают для Израиля естественные условия безопасности. В то же время неблагоприятная физическая география Израиля вынуждала израильские власти в интересах стратегической и энергетической безопасности вступать в военные конфликты с соседними арабскими государствами (с той же Иорданией, Египтом и Сирией).

В итоге успешных для Тель-Авива военных компаний Израиль занял стратегически важные Голанские высоты, немалую часть водного бассейна реки Иордан и Синайский полуостров (правда, в 1981 г. после подписания в 1979 г. с Египтом мирного договора, Тель-Авив вернул Синайский полуостров Каиру). Оккупированными арабскими территориями до сих пор считаются Западный берег Иордана, сектор Газа и Восточный Иерусалим. К этому следует добавить и Голанские высоты, но Израиль присоединил данную территорию к своему Северному округу.

Формально Израиль и сам считает необходимым признание палестинского государства, но в реальности данный вопрос затянулся на десятилетия и не находит справедливого решения. При этом Тель-Авив обвиняет в этом подстрекательство палестинцев к эскалации военной напряженности со стороны ряда ближневосточных стран (включая Иран, Ливан, Сирию, Йемен и др.), экстремистские подходы палестинских радикальных движений (то ФАТХ, то ХАМАС). Соответственно, палестинская сторона (та же Рамалла) обвиняет Израиль в апартеиде и массовой дискриминации прав и свобод палестинского народа.

Очередная палестино-израильская война, начавшаяся с массовых ракетных ударов боевых формирований ХАМАС против Израиля 7 октября 2023 г. вновь вывела ближневосточный кризис на передний план мировой дипломатии. Более двух месяцев продолжается ожесточенная война в секторе Газа. На палестинскую операцию «Поток Аль-Аксы» Армия обороны Израиля ответила операцией «Железные мечи». Тель-Авив поставил своей целью полное физическое уничтожение политического и военного руководства ХАМАС вместе с его боевыми подразделениями. Фактически же идет массовая резня палестинского гражданского населения в секторе Газа (на 14 декабря с.г. количество физических жертв уже достигает 19 тыс. чел., включая детей, женщин и стариков).

Израиль получил мощную военную, финансовую и дипломатическую поддержку со стороны своих западных союзников (прежде всего, США и Великобритании). Неоднократно Вашингтон и Лондон, пользуясь правом вето как постоянные члены Совета безопасности ООН, проваливали принятие справедливых резолюций по вопросу незамедлительного окончания боевых действий в секторе Газа и оказания гуманитарной помощи местному населению, поддержанные большинством стран-членов ООН.

Некоторые экспертные оценки причин начавшегося палестино-израильского конфликта сводятся к экономическим обоснованиям. В частности утверждается, что мировые силы пытаются исключить прокладку через Израиль (включая палестинский сектор Газа) международного транспортного коридора (МТК) из Индии в Европу. Кто же эти силы?

По версии оппонентов Израиля, естественно, таковым является само правительство Биньямина Нетаньяху, которое якобы путем жестокого уничтожения ХАМАС и принуждения к переселению палестинцев из сектора Газа пытается окончательно оккупировать данную прибрежную территорию, что позволит Тель-Авиву в дальнейшем установить полный этнический контроль и над стратегической транзитной коммуникацией в данном анклаве.

По мнению же сторонников Израиля, войну спровоцировали силы, не желающие достижения стратегического соглашения о безопасности между Израилем и Саудовской Аравией, включая и по части перспектив прокладки индийского МТК через КСА и Израиль. Здесь очевиден намек в сторону давнего оппонента Индии в лице Китая, которому вряд ли интересна перспектива усиления азиатского конкурента под протекцией США. Иными словами, все сводится к снижению, если не исключению диктата Соединенных Штатов на Ближнем Востоке.

В некоторых западных и произраильских СМИ с первых дней данного конфликта стали выдвигать и более нереалистичные версии. В частности, в своих «больных фантазиях» антироссийски настроенные эксперты пытаются представить дело таким образом, что данный конфликт якобы спровоцирован Россией с опорой на свои давние связи с ХАМАС с целью снизить внимание Запада во главе с США к Украине и переориентировать их на Израиль (Ближний Восток).

Россия, конечно (как в прошлом, так и сейчас), придает особое внимание ближневосточной дипломатии. Москва никогда не меняла своего подхода в части, например, признания независимости Палестины, но при этом вела терпеливые переговоры для учета интересов и Израиля. Тот факт, что военный кризис на Украине порожден недальновидной политикой США и их союзников по НАТО, не является секретом и об этом Россия изначально предупреждала и продолжает публично об этом заявлять. Москва регулярно через посредников (например, Турцию и Китай) и напрямую предлагает Западу во главе с США прекратить военно-техническую и финансовую поддержку киевскому режиму для достижения скорейшего мира в соответствии с современными реалиями на земле. Россия всегда отмечала деструктивный подход правительств стран Европы и Америки по поддержанию антироссийских санкций, что отрицательно сказывается и на самой экономике западных государств.

Не вина России, что сегодня в американском политическом обществе разразился предвыборный кризис, где оппоненты правящей демократической партии, потерявшей большинство мест в Конгрессе США в пользу республиканцев, выступают категорическими противниками продолжения безосновательного и бесперспективного финансирования и вооружения киевского режима. Официальный представитель Пентагона контр-адмирал Джон Кирби сам признает, что бюджет на украинскую помощь практически полностью опустел, а отдачи не видно. В то же время глава МИД Ирана Амир Абдоллахиян в одном из своих недавних интервью отметил, что при необходимости «Хезболла» и ХАМАС могут приобрести любые виды вооружения и боеприпасов на Украине, передаваемые Западом киевскому режиму.

Естественно, влиятельная еврейская диаспора в США (представители которой не только занимают ключевые позиции в мире американского бизнеса, но и в правящем истеблишменте) в ситуации палестино-израильской войны используют все свои возможности для оказания приоритетной военной, финансовой и политической помощи Израилю, а не Украине. Это уже дело американской внутренней политики, но никак не «рука Москвы».

А между тем, израильская армия продолжает активные боевые действия по всей территории сектора Газа, переходит к задействованию насосных систем для затопления многочисленных подземных сооружений (туннелей), в которых могут, по их мнению, скрываться боевики и командование ХАМАС. Соответственно, масштабы гуманитарной трагедии и человеческих жертв (включая гражданского населения) имеют перспективу роста.

Страны Арабского Востока в сотрудничестве с ключевыми мусульманскими государствами Ближнего Востока (Ираном и Турцией) используют все дипломатические площадки (включая ООН) для предупреждения мира о военных преступлениях израильского режима. Они требуют от США и стран Европы исключить одностороннюю поддержку и покровительство Израилю, который покушается на все заповеди западной цивилизации в смысле нарушения прав мирного населения сектора Газы.

Немедленное прекращение огня, оказание гуманитарной помощи гражданскому населению, недопущение насильственной депортации палестинцев из сектора Газы, созыв и проведение широкой международной конференции по палестинскому вопросу, признание независимости Палестины в границах 1967 г. и столицей в Восточном Иерусалиме, восстановление международной практики предоставления мандата на гарантию безопасности Палестины, наказание МУС в Гааге виновников военных преступлений в секторе Газа – вот, возможно, неполный список объективных требований сторонников скорейшего прекращения палестино-израильской войны. Однако международные институты (включая ООН и Совет безопасности) бессильны перед сговором ведущих западных сил, продолжающих пособничество Израилю.

Что же остается? Очевидно, что одними словами и декларациями еще никто не остановил войну или одержал в ней победу. Война означает силовой вариант решения политических вопросов. Следовательно, пока американо-израильскому и европейско-израильскому тандему не будет противопоставлена альтернативная сила, мы не увидим света в конце палестинского тоннеля. А такую силу (либо их демонстрацию) могут показать не Иран и Турция, при всем уважении или нейтральности к их позиции, а более мощные центры многополярного мира (то есть Россия и Китай).

Как известно, 6 декабря с.г. состоялся кратковременный, но весьма политически насыщенный и успешный визит президента России В.В. Путина в ключевые страны Арабского Востока – ОАЭ и Саудовскую Аравию, а 7 декабря с.г. российский лидер в Москве имел встречи с президентом Ирана Ибрагимом Раиси и наследным принцем Султаната Омана Тейязин бин Хейсам аль Саидом. Глава российского государства выстроил весьма успешную ближневосточную дипломатию, нацеленную на укрепление межгосударственных отношений, рост торгово-экономических и военно-технических связей с названными странами, от позиции которых меняется и «региональная температура».

Важно отметить, что, несмотря на попытки убеждения и давления США, наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман не согласился поднимать добычу нефти в ущерб интересам России. Москва и Эр-Рияд вместе с другими ближневосточными партнерами весьма успешно взаимодействуют в рамках ОПЕК+, сохраняют контроль над мировыми ценами на нефть и газ. Соответственно, позитивные переговоры с Ираном и Оманом, которые контролируют Ормузский пролив и способны перекрыть ключевую морскую артерию (а это почти 75% торговли нефтью), создают прочную основу роста влияния России на Ближний Восток.

Тот факт, что Эр-Рияд заключил крупную финансовую сделку с Народным банком КНР на общую сумму 50 млрд юаней и создал новый валютный механизм для сокращения торговых сделок в американских долларах, свидетельствует о серьезных изменениях ближневосточной архитектуры и мировой финансовой политики. Фактически вслед за Саудовской Аравией и многие другие страны Персидского залива (включая Иран, ОАЭ, Бахрейн, Кувейт, Оман) могут перейти на альтернативные мировые валюты, что снизит и обвалит монополию доллара на мировых рынках.

Переговоры Путина и Раиси оказались примечательными и в плане достижения крупной военной сделки, связанной с поставками современных российских истребителей Су-35 Ирану. Это значительно меняет баланс сил на том же Ближнем Востоке и делает Россию ключевым мировым актором в ближневосточном урегулировании.

Несомненно, во всех вышеназванных встречах с лидерами Саудовской Аравии, ОАЭ, Ирана и Омана президент Путин 6–7 декабря обсуждал и тему Газы. К этому следует добавить и регулярные переговоры по части палестино-израильского конфликта между Путиным и Эрдоганом.

Москва поддерживает предложения ближневосточных партнеров, направленных на скорейшее прекращение огня в секторе Газа, восстановление мира, оказание гуманитарной помощи гражданскому населению, освобождение всех заложников, недопущение насильственной депортации палестинцев из анклава и созыв международной конференции по судьбе Палестины.

Неслучайно эксперт РСМД Камран Гасанов, комментируя ближневосточный визит президента В. Путина и его  встречу с лидером Ирана в Москве, выразил мнение, что «Россия воспринимается в регионе как серьезный игрок» и, возможно, в скором будущем «будет сформирована какая-то совместная инициатива с участием саудитов, России, ОАЭ, Ирана и Турции», направленная на прекращение боевых действий в Газе и создание государства Палестина.

Естественно, Россия выступает за прочный мир на Ближнем Востоке с сохранением Израиля и окончательным решением палестинского вопроса. Последнее возможно с прекращением империалистической политики Запада во главе с США по эксплуатации ресурсов стран Ближнего Востока и уважения интересов всех народов и государств региона. Однако без вмешательства ведущих мировых центров (включая России) подобные вопросы вряд ли найдут скорое и справедливое решение.

 

Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение» 

На эту тему
Ближний Восток в планах Д.Трампа
Первая реакция в Китае, Японии и Индии на избрание Дональда Трампа 47-м президентом США
Осторожно, инфоколониализм: новые планы США в АСЕАН
Возвращение Трампа: сдвиг во внешней политике и глобальной стратегии США?
Визит в Россию министра иностранных дел КНДР Чхве Сон Хи