Франция потерпела очередное внешнеполитическое поражение в Африке. 2 декабря сего года Буркина-Фасо и Нигер объявили о выходе из всех структур стран «Сахельской пятерки», начало созданию которой было положено лидерами Буркина-Фасо, Мавритании, Мали, Нигера и Чада в 2014 году и окончательно оформлено в 2017 году. 6 декабря о прекращении деятельности в составе организации заявили также президенты Мавритании и Чада.
В числе причин выхода военные первых двух стран назвали тот факт, что организация не в состоянии эффективно решать поставленные перед ней не только экономические, но и военные задачи, а их «видение обретения независимости несовместимо с пребыванием их стран в составе этой организации в ее нынешнем формате».
А цели этой группировки, состоящей из наименее развитых стран Африки, но обладающих огромными запасами стратегически важных для развития современной экономики минералов, заключались в том, чтобы создать более благоприятные условия для их экономического роста путем обеспечения их безопасности от угроз со стороны многочисленных террористических организаций и криминальных синдикатов, расплодившихся в этом регионе после свержения режима Муаммара Каддафи в Ливии.
В результате вакуума власти, образовавшегося на огромных территориях за пределами крупных агломераций в зоне Сахеля, по данным ООН, за последнее десятилетие здесь отмечался небывалый рост экстремистского насилия, который привел к острому гуманитарному кризису: 4,9 миллиона человек оказались на положении перемещенных лиц, а 24 миллиона жителей нуждаются в получении продовольственной помощи. В одном из своих выступлений Генсек ООН Антонио Гуттериш был вынужден признать, что «мы проигрываем войну с террористами в зоне Сахеля, поэтому борьбу с ними необходимо усилить».
Но, по последним данным, как отмечается в докладе СБ ООН за май сего года, ситуация на большей части территории этого региона остается очень сложной. Террористические организации все чаще стали угрожать безопасности прибрежным странам Западной Африки-Бенину, Гане, Гвинее и Кот-д’Ивуару.
И все это происходило несмотря на то, что с 2014 года в рамках широко разрекламированной антитеррористической операции «Бархан» борьбу с джихадистами здесь ведет Франция. Начиная проведение этой военной кампании, как отмечает американское издание Truthout, Париж подспудно планировал использовать идею борьбы с джихадизмом с сохранением и утверждением своего присутствия в Африке, охраняя его от посягательств конкурирующих держав, и, надеясь на так называемую «атлантическую солидарность», рассчитывал на широкую финансовую и военную поддержку со стороны своих европейских союзников и СЩА, но просчитался
Cоюзники Парижа усмотрели в создании Объединенных вооруженных сил «Сахельской пятерки» стремление Франции под флагом борьбы с международным терроризмом переложить на них финансовые затраты на поддержку ее африканских партнеров и сохранение ее ведущих позиций в Африке. О том, что эта региональная группировка была инструментом политики Франции для сохранения своего влияния над странами этого региона заявляет руководитель «Ассоциации за суверенитет народов» Мали Абдулай Набалум.
Этой же точки зрения придерживается и бывший американский посол в Африке Джон Кэмпбелл, который считает, что «крестным отцом организации на самом деле является президент Франции Эммануэль Макрон», а главными финансовыми спонсорами на момент ее создания были Саудовская Аравия и ОАЭ», которые выделили соответственно 100 и 30 миллионов долларов для борьбы с джихадизмом, представляющим прямую угрозу их династической системе управления.
О том, что Франция стоит за созданием Объединенных вооруженных сил «Сахельской пятерки» прямо указывается и в докладе СБ ООН о положении в зоне Сахеля за май сего года.
Когда к началу 20-х годов Елисейский дворец осознал, но официально не признал, что не может самостоятельно решить проблему терроризма в данном регионе, а его планы по созданию за чужой счет эффективной вооруженной коалиции африканских и европейских стран провалились, Макрон в июне 2021 года выступил с заявлением, граничащим с шантажом, о намерении сократить свое военное присутствие, мотивируя это тем, что «у Франции нет обязанностей и желания вечно оставаться в зоне Сахеля».
Этот шантаж был направлен не только против стран «Сахельской пятерки», в первую очередь Мали, на территории которой располагался французский военный контингент, но и затрагивал интересы европейских государств и США.
Дело в том, что попытки Парижа привлечь Вашингтон и европейские столицы к более активному участию в проведении военных операций в данном районе Африки не принесли результатов. Во время переговоров в январе 2020 года в Вашингтоне с министром обороны США Марком Эспером министр обороны Франции Флоранс Парли просила последнего в связи с разворотом политики США в сторону Индо-Тихоокеанского региона не сокращать американское военное присутствие в зоне Сахеля, но он не дал никаких конкретных заверений, сославшись на то, что эти вопросы находятся в стадии рассмотрения.
В этой связи обращает на себя внимание статья в американском издании Responsible Stateсraft, в которой отмечаются военные неудачи французских войск, констатация того факта, что Сахель все глубже погружается в омут хаоса, и дается рекомендация ни в коем случае не занимать место европейцев в разрешении этого кризиса.
Убедившись в неспособности Парижа внести коренной перелом в ход военных действий в борьбе с террористами, военные власти Мали, с территории которого с 2013 года французские войска ведут безуспешную войну с террористами, заключили контракт на оказание помощи в обеспечении безопасности с российской ЧВК Вагнер, что сразу же вызвало резко отрицательную реакцию Парижа, заявившего, что в течение 6 месяцев выведет свои войска из Мали. Бамако, в свою очередь, посоветовало Парижу сделать это незамедлительно и в добавок в мае объявило о денонсации договора об обороне с Францией.
Более того, 15 мая 2022 года власти Мали заявили, что они выходят из состава Объединенных вооруженных сил «Сахельской пятерки», так как это объединение используется отдельными ее членами и одним «внерегиональным государством», имея ввиду Францию, в своих интересах, не совместимых с его целями.
В интервью французской газете Le Croix в мае 2022-го года еще до июльского переворота в 2023 году президент Нигера Мохаммед Базум заявил, что выход Мали из состава Объединенных вооруженных сил «Сахельской пятерки» знаменует ее конец.
Непосредственным поводом для такого решения Бамако послужил отказ Нигера и Чада, как членов этой пятерки еще до военных переворотов, случившихся в этих странах соответственно в июне и августе сего года, предоставить право Мали приступить в порядке ротации к исполнению функций председателя организации.
Другой не менее важной причиной этого решения явилось введение против военного режима экономических и иных санкций за его намерение остаться у власти после истечения переходного периода к гражданскому правлению, а также за установление связей с российской ЧВК Вагнер.
Последовавшее затем 16 сентября 2023 года создание «Альянса сахельских государств» в составе Мали, Буркина-Фасо и Нигера в целях координации усилий по укреплению «архитектуры» совместной обороны и взаимной поддержки по существу явилось прологом распада «Сахельской пятерки». По заявлению министра иностранных дел Мали Абдулая Диопа, приоритетным направлением в деятельности новой организации будет борьба с терроризмом во всех трех странах.
В соглашении отмечается, что посягательство на суверенитет или территориальную целостность одной или нескольких сторон альянса будет расцениваться как агрессия против других сторон и потребует помощи всех сторон, в том числе с использованием военной силы. В этой связи алжирский политолог Ахмед Мизаб расценил создание альянса как закат эпохи французской гегемонии в регионе.
По мнению многих представителей экспертного сообщества, возникновение «Альянса сахельских государств» явилось логическим следствием нео-колониальной политики Парижа, в основе которой лежит бесцеремонное вмешательство в дела своих африканских партнеров, продолжающееся десятилетиями расхищение природных ресурсов, его неспособность положить конец террористической активности в регионе.
Годами копившееся недовольство французским военным присутствием и патерналистским характером внешней политики Парижа в конечном итоге в последнее время вылилось во взрывную волну антифранцузских настроений не только в общественных кругах африканских стран, но и среди военных, что привело к череде военных переворотов.
По замечанию ближневосточного издания The Middle East Eye, антифранцузские настроения, например, в Мали приобрели настолько острый характер, что часть населения после десяти лет безуспешной борьбы французских войск на его территории стала видеть во Франции не столько освободительную, сколько оккупационную силу.
Не менее острая ситуация наблюдается и в Нигере, который до недавнего времени считался оплотом французского влияния на континенте. Дело дошло до того, что на одной из акций протеста, проходившей в Ниамее около французской военной базы, свидетелем которой был репортер The New York Times, демонстранты несли гроб, который предназначался для французского президента, и размахивали плакатами с надписью «смерть Франции».
Крайне негативно в африканских кругах воспринимались совершенно не продуманные, подчас безрассудные заявления представителей Елисейского дворца о возможном применении вооруженной силы в случае возникновения угрозы французским интересам. Так, на информацию о военном перевороте в Нигере в июле сего года, отмечает британская The Guardian, Париж угрожающе заявил, что Эммануэль Макрон «не потерпит никаких нападений на Францию и угрозы ее интересам», ‒и, если кто-то пострадает, возмездие последует «немедленно и бескомпромиссно».
Автор статьи квалифицировал эту реакцию французского президента как «суровое предупреждение всемогущего императора вышедшим из-под его контроля неуправляемым туземцам», для которых даже установившееся во многих африканских странах представление о Франции как о «жандарме Африки» перестало иметь какое-то значение.
Именно, поэтому, указывает американское издание Truthout, подписание соглашения об образовании «Альянса сахельских государств» явилось прямым результатом угроз со стороны Макрона и его региональных союзников в рядах Экономического сообщества стран Западной Африки организовать вооруженное вторжение в Нигер с целью свержения новых военных властей, что и заставило их в конечном итоге присоединиться к новому союзу.
Нынешние провалы африканской политики Макрона в зоне Сахеля, сопровождавшиеся небывалым ростом антифранцузских настроений и пол-дюжиной переворотов, по мнению американской Huffington Post, в значительной степени были обусловлены разгулом джихадистских организаций в этом регионе после свержения в 2011 году ливийского лидера Муаммара Каддафи, спровоцированного французским президентом Николя Саркози.
Но сегодня, по определению одного из авторов Foreign Policy, эта «авантюра Саркози» возвращается бумерангом и наносит очень тяжелые удары по имперским амбициям хозяев Елисейского дворца, чьи войска, оказавшиеся не в состоянии остановить рост террористической активности, с позором выдворяются из стран данного региона, иногда вместе с французским послом.
В этой связи представляется интересной оценка ситуации, складывающейся в последнее время в зоне Сахеля, экспертами американского аналитического центра Stratfor, которые приходят к явно неутешительному для Елисейского дворца выводу о том, что «нежелание Запада вести более активную борьбу с джихадизмом в этом регионе создает уникальную возможность для России» для продвижения своих интересов.
Виктор Гончаров, эксперт-африканист, кандидат экономических наук, специально для журнала «Новое Восточное Обозрение»