22.12.2023 Автор: Владимир Терехов

Лидер КНР Си Цзиньпин посетил Вьетнам

КНР Си Цзиньпин посетил Вьетнам

12-13 декабря состоялся визит китайского лидера Си Цзиньпина во Вьетнам. Третий с момента занятия высших партийно-государственных постов КНР (случившегося на рубеже 2012-2013 гг.) и первый за последние 6 лет. То есть, руководитель второй мировой державы не слишком часто (выражаясь аккуратно) посещает южного соседа, которого от КНР отделяет общая граница, протяжённостью более 1000 км. При том что представители руководства Вьетнама (главным образом партийного) довольно регулярно совершают визиты в Пекин.

Разница в частоте оказания “знаков внимания” в отношении друг друга обусловлена радикальным различием как “весовых категорий” обоих обозначенных участников нынешнего этапа “Большой мировой игры”, так и задач, которые при этом каждый из них решает.

Вьетнам, у которого сложная история отношений с великим северным соседом, лишившийся (в результате известного окончания “Холодной войны”) главного источника внешней поддержки, уже более двух десятков лет находится в состоянии поиска и налаживания отношений с новыми. Из таковых главными оказываются прежний “абсолютный враг” в лице США (и теперь Япония).

В схожем качестве на политическом горизонте обозначается Индия, всё более заметное присутствия которой в субрегионе Юго-Восточной Азии и, в частности, в Тайваньской проблематике не раз обсуждалось в НВО. В опубликованной 14 декабря ведущей тайваньской газетой the Taipei Times статье бывшего индийского посла в различных странах Г. Сингха на тему обострения ситуации в Индо-Тихоокеанском регионе в целом и в ЮВА, особенно, обращается внимание на факт активизации здесь конфигурации Quadrilateral Security Dialogue (Quad). Напомним, что помимо США, Японии и Австралии, в неё входит также Индия, которая в рамках собственной (заявленной ещё в 90-е годы) внешнеполитической стратегии Look East Policy уже давно проявляет особый интерес к развитию отношений с рядом стран ЮВА. В том числе с Вьетнамом.

Однако, являясь объектом повышенного внимания со стороны упомянутых крупных игроков, Вьетнам не может позволить себе использовать этот факт в открыто враждебных целях по отношению к Китаю. Который, повторим, сегодня является второй мировой державой, а также непосредственным соседом первого и, между прочим, главным торговым партнёром (впрочем, с резким перекосом в его пользу дисбаланса в двусторонней торговле).

Поэтому, как и все другие страны ЮВА, Вьетнам балансирует в поле сил, которое формируют здесь все ведущие мировые игроки. При этом каждая из стран данного субрегиона отклоняется в той или иной мере, а также в ту или иную сторону от некоторой (условной) нейтральной линии указанного “поля”. В характере “отклонения” Вьетнама можно, повторим, усмотреть проамериканские (прояпонские, …) моменты.

Не в такой, конечно, степени, как, например, у Филиппин, они проявились во время состоявшегося в начале сентября визита во Вьетнам президента США Джозефа Байден. Вашингтон, то есть главный геополитический оппонент Пекина, просто не может позволить себе не воспользоваться упомянутыми выше настроениями в ряде стран ЮВА.

Заметным событием в складывающейся в ИТР ситуации стала состоявшаяся двумя неделями ранее обсуждаемого визита Си Цзиньпина поездка президента Вьетнама Во Ван Тхыонга в Японию. Где прошли его переговоры с премьер-министром Фумио Кисидой по различным аспектам двусторонних отношений, включая сферу обороны.

Указанные выше “моменты” в политике ряда стран ЮВА получают вполне ожидаемую оценку в Китае, поскольку данный субрегион в целом являются для него “мягким подбрюшьем”. И не только оценку, но предпринимаются также практические действия, направленные в сторону как основных геополитических оппонентов, так и особо “отклонившихся” к ним отдельных стран данного субрегиона.

В частности, в спорных зонах Южно-Китайского моря в последнее время заметно участились разного рода инциденты с пограничными кораблями КНР и Филиппин. Остроту нынешних отношений между указанными странами иллюстрируют недавние слова филиппинского посла в США о возможности войны в связи даже не столько с Тайваньской проблематикой, сколько с ситуацией, складывающейся в ЮКМ.

В тоже время особо позитивным вниманием Пекина пользуются те страны, которые заметно “отклоняются” в его сторону. Таковой, в частности является Мьянма. В этой стране в рамках проекта China—Myanmar Economic Corridor (CMEC) уже в течение десяти лет создаётся обширная сеть транспортно-логистической инфраструктуры и нефтегазопроводов, связывающих юго-западную китайскую провинцию Юньнань с портами, расположенными на берегу Бенгальского залива. Естественно, что Пекин никак не заинтересован в дестабилизации политической ситуации в Мьянме, спровоцированной в конце октября, видимо, не без “внешнего” участия. Поэтому Китай взял на себя роль медиатора с целью налаживания переговоров между правительством Мьянмы и повстанцами.

Вьетнам, повторим, относится к тем странам ЮВА, которые при наличии серьёзных проблем с Китаем (прежде всего в связи с пересекающимися территориальным претензиями в ЮКМ), тем не менее не позволяют себе позиционироваться по отношению к нему совсем уж вызывающим образом. Что создаёт для Пекина базу по развитию с Вьетнамом конструктивных отношений, в рамках которых (хотя бы) обсуждаются и упомянутые проблемы.

Обозначенные выше особенности складывающейся ситуации в ЮВА в целом и в китайско-вьетнамских отношениях, в частности, нашли отражение в ходе, а также итогах обсуждаемого двухдневного визита Си Цзиньпина в Ханой. Где состоялись его переговоры с генеральным секретарём ЦК КПВ Нгуен Фу Чонгом, президентом Во Ван Тхыонгом, премьер-министром Фам Минь Тином и руководителем национального парламента Выонг Динь Хюэем. Главные же итоги визита китайского лидера во Вьетнам изложены в Совместном заявлении.

В комментариях всего данного мероприятия обращается внимание на обширность текста итогового документа, “размещённого на 16-и страницах”, а также на подписание нескольких десятков соглашений, затрагивающих различные сферы взаимодействия. Что касается содержания Совместного заявления, то наиболее острые вопросы как двусторонних отношений, так и внешнеполитического фона описаны в нём в достаточно общих выражениях.

Японская “Майнити симбун” выделяет запись в преамбуле этого документа запись о присоединении Вьетнама к главному внешнеполитическому концепту КНР “Строительства сообщества единой судьбы”, а также о стремлении избежать конфронтации из-за территориальных споров в ЮКМ. В том числе путём расширения взаимодействия между военными ведомствами обеих стран.

В упомянутом же выше комментарии агентства Reuters обращается внимание на отсутствие в тексте основного документа какого-либо упоминания одного из наиболее актуальных и острых моментов в отношениях между ведущими мировыми державами, каковым становится вопрос надёжности доступа к источникам редкоземельных металлов. Без чего невозможно функционирование наиболее передовых сфер современного промышленного производства. До недавнего времени Китай был почти монополистом по их добыче и поставкам на мировые рынки, что рассматривается его оппонентами в качестве потенциально серьёзного оружия в разворачивающейся на мировой арене политической борьбе.

Между тем на территории Вьетнама тоже находятся залежи РЗМ, которые, однако, до сих пор не разрабатывались в промышленных масштабах. Таким образом вопрос характера организации добычи и сбыта на мировые рынки вьетнамских РЗМ приобретает отчётливо выраженный политический оттенок.

Комментарий же китайской Global Times выдержан, естественно, в позитивных тонах. В частности, приводятся слова Си Цзиньпина о том, что его визит представлял собой заключительный этап “предпринимавшихся Китаем в течение всего года дипломатических усилий”. Обращается также внимание на существенно более масштабный, по сравнению с упоминавшимся визитом в Ханой президента США, уровень сопутствующих (протокольного плана) аспектов пребывания китайского лидера на территории Вьетнам.

И всё же о реальных итогах обсуждавшегося здесь события можно будет судить не по словам (устным и письменным), а по реальным делам, которые последуют как в системе китайско-вьетнамских отношений, так и в окружающем обе страны пространстве.

 

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”

Похожие статьи: