Суданские вооруженные силы (SAF) и Силы быстрой поддержки (RSF) официально возобновили переговоры о прекращении огня в Джидде (Саудовская Аравия), сообщило информационное агентство Королевства (SPA). Переговоры о прекращении огня в основном ведутся при содействии Королевства Саудовской Аравии, Африканского союза и МОВР (Межправительственный орган по вопросам развития, входят Джибути, Эфиопия, Кения, Сомали, Судан, Уганда и Эритрея). Правда, в последнее время в эту тройку бесцеремонно влезли дряхлеющие США, которые, в условиях ухода с мировой сцены созданного им однополярного мира, все еще хотят неуклюже править странами и народами. Две региональные организации впервые участвуют в переговорах и на них возлагаются большие надежды в позитивном урегулировании суданского конфликта. Саудовская газетa Saudi News так прокомментировала возобновление переговоров в Джидде: «Эти переговоры предоставляют важную возможность заверить народ Судана в том, что о них не забыли, что мы серьезно относимся к нашим международным обязательствам и что мы привержены обеспечению того, чтобы они получали уход, защиту и жизненно необходимую помощь, в которой они нуждаются».
В соответствии с целями принятой 11 мая в Джидде «Декларации о приверженности делу защиты гражданского населения Судана», на переговорах были поставлены следующие цели: активное содействие доставке гуманитарной помощи, быстрейшее достижение прекращения огня, осуществление мер укрепления доверия и изучение потенциала всеобъемлющего соглашения о прекращении военных действий на всей суданской территории. Одновременно посредники, за исключением США, ясно дали понять, что на переговорах не будут затрагиваться политические вопросы. В заявлении, опубликованном в американских СМИ, Государственный департамент подчеркнул важность того, чтобы «гражданское население Судана взяло на себя ведущую роль в формировании будущего страны и определении процесса решения политических вопросов». По мнению «стратегов» из Госдепартамента, это в конечном итоге приведет к восстановлению «демократического» перехода в Судане. Общеизвестно, что большинство партий, особенно небольших, находятся под влиянием, а другими словами, на обеспечении Вашингтона.
«Квартет посредников» подтвердил свою роль эксклюзивного совместного представителя на переговорах и установил согласованные правила поведения для руководства процессом. Во время прибытия делегаций, 26 октября, возникли разногласия относительно состава делегаций, особенно в отношении Омера Сиддика, человека, ранее уволенного Комитетом по лишению полномочий и впоследствии восстановленного аль-Бурханом после государственного переворота 25 октября 2021 года. В своем заявлении посредники пояснили, что Сиддик больше не является членом переговорной группы, а скорее выступает в качестве эксперта в делегации Суданской армии. Каждая делегация состоит из шести человек, включая группу по переговорам из четырех человек и двух экспертов. Прекращение огня было приостановлено в мае, поскольку суданская армия утверждала, что прекращение огня может быть достигнуто только после вывода RSF из городских районов.
В отдельном заявлении Мартин Гриффитс, заместитель Генерального секретаря по гуманитарным вопросам и координатор чрезвычайной помощи, объявил, что Управление ООН по координации гуманитарных вопросов будет контролировать гуманитарный аспект этих переговоров. Интересно, что же за человек этот Гриффитс, который сейчас от имени влиятельной ООН будет контролировать и отвечать за решение всех гуманитарных вопросов и помощи суданскому народу, который сейчас крайне нуждается в мировой гуманитарной помощи. Он британский дипломат, тесно встроенный в конструкцию Запада по «управлению развивающимися народами». Вполне естественно, что на деле он будет заинтересован не в эффективности оказания помощи, а проведении западной политики по втягиванию Судана в западную орбиту. Об этом четко говорит его предыдущая деятельность с 16 февраля 2018 года по 19 июля 2021 года в должности Специального посланника Организации Объединенных Наций по Йемену в Канцелярии Специального посланника Генерального секретаря по Йемену. Именно тогда вовлеченность США и Британии в гражданскую войну в Йемене достигла пика.
Следует напомнить, что прошло почти семь месяцев с тех пор, как в Судане вспыхнули столкновения между Суданскими вооруженными силами и мощной военизированной группировкой Силы быстрого реагирования, и до сих пор нет никаких признаков разрешения или явного победителя. Поскольку стороны не смогли достичь соглашения о постоянном прекращении огня в первые дни конфликта, стало неизбежным, что столкновения перерастут в нынешнюю кровопролитную гражданскую войну. К сожалению, по мере продолжения войны Судан, вероятно, станет еще более раздробленным, и число вовлеченных в нее групп, вероятно, увеличится. Это усилит насилие по всей стране, а также увеличит масштабы и продолжительность войны.
Тем временем гуманитарная катастрофа, которую война причинила простому народу Судана, достигла катастрофических масштабов. Согласно последним оценкам, были разрушены несколько крупных городов, более 5 миллионов человек были перемещены, около 9 000 были убиты и более 12 000 получили ранения. Также вызывает тревогу тот факт, что были зафиксированы случаи лихорадки денге, кори, малярии и холеры, тем более что почти 70 процентов медицинских учреждений в пострадавших районах в настоящее время не работают. Продолжение конфликта может привести к полному краху системы здравоохранения в Судане, а это может привести к более масштабным вспышкам заболеваний, которые затронут и другие страны.
Важно отметить, что дети, наиболее уязвимая группа в обществе, как правило, больше всего страдают от гражданской войны. Уже около 20 миллионов детей пострадали по всему Судану в результате закрытия школ, в то время как 14 миллионов детей остро нуждаются в спасительной гуманитарной поддержке. Следует также предупредить о том, что в Судане была зафиксирована вербовка детей в качестве солдат. По данным Ассоциации адвокатов Дарфура, поступали сообщения о случаях, когда дети-солдаты сражались на стороне обеих сторон в конфликте.
Усилия по заключению мирного соглашения, к сожалению, до сих пор были неэффективными, и прекращение огня не удалось сохранить. Как отметила генеральный секретарь Amnesty International Агнес Калламар: “Людей убивают в их домах или во время отчаянных поисков еды, воды и медикаментов. Они попадают под перекрестный огонь во время бегства и намеренно расстреливаются в ходе целенаправленных нападений. Десятки женщин и девочек, некоторым из которых всего 12 лет, были изнасилованы и подверглись другим формам сексуального насилия со стороны противоборствующих сторон. Нигде не безопасно. ”
Любое эффективное решение, которое могло бы привести к политическому процессу, направленному на прекращение конфликта, требует участия стран региона. Участие, активное вовлечение и сотрудничество государств региона, особенно тех, которые больше всего пострадали от конфликта, имеют жизненно важное значение. Африканский союз и МОВР должны играть ведущую роль в любой дипломатической инициативе, возглавляя диалог и переговоры, которые могут обеспечить постоянное прекращение огня, а также открытие коридоров для доставки гуманитарной помощи. В резолюции должны участвовать все стороны и быть проложены пути для всеобъемлющего политического процесса. Исключение любой стороны, вовлеченной в конфликт в Судане, будь то государство или негосударственный субъект, может в конечном итоге привести к провалу согласованного соглашения.
То, что Африканский союз и Межправительственный орган по вопросам развития в этом месяце предложили новое видение прекращения войны в Судане, стало шагом в правильном направлении. Тем временем президент Египта Абдель Фаттах Ас-Сиси в июле принимал лидеров Эфиопии, Южного Судана, Чада, Эритреи, Центральноафриканской Республики и Ливии. Это были региональные мирные переговоры самого высокого уровня, проведенные с начала войны. Встреча стала позитивным знаком того, что соседние с Суданом страны пытаются играть более заметную роль. Ас-Сиси заключил: “Достигнута договоренность о формировании министерского механизма по урегулированию суданского кризиса на уровне министров иностранных дел соседних стран. PSF и суданские военные договорились по меньшей мере о 10 режимах прекращения огня, многие из которых были достигнуты при посредничестве в ходе переговоров в Джидде.”
Африканский союз мог бы обратиться за помощью к ООН. Для содействия процессу установления мира ООН должна занять твердую и единую позицию в отношении войны в Судане. Многие страны могли бы объединиться и использовать свои политические рычаги для оказания дипломатического давления на стороны, вовлеченные в конфликт. Другим подходом было бы использование экономического давления против тех сторон, которые отказываются участвовать в мирных переговорах. Финансовые санкции или стимулы часто помогают подтолкнуть стороны, вовлеченные в войну, к переговорам о прекращении огня.
Африканский союз мог бы также обратиться за помощью к Лиге арабских государств. Что более важно, он мог бы включить в свои усилия Джиддинскую декларацию о приверженности защите гражданского населения Судана. Некоторые из важных положений плана Саудовской Аравии заключаются в том, что он основан на международном праве прав человека и в нем делается акцент на проведении различия между гражданскими лицами и комбатантами, обеспечении безопасного проезда гражданских лиц, защите медицинского персонала, обеспечении доставки гуманитарной помощи населению и предотвращении вербовки детей в солдаты.
Подводя итог, можно сказать, что то, что Саудовская Аравия, Африканский союз, МОВР ныне играют более мощную и заметную роль в целях прекращения войны в Судане, и это является шагом в правильном направлении. Международное сообщество должно поддержать эту инициативу, а также усилия, предпринятые соседними с Суданом странами по прекращению суданского конфликта, созданного в рамках однополярного мира во главе с Западом.
Виктор Михин, член-корреспондент Российской академии наук, эксклюзивно для онлайн-журнала «Новое восточное обозрение»