Развитие ситуации на границах Израиля вызвало в экспертных кругах РК интересные дискуссии, первый блок которых обращает внимание на то, что хотя Израиль – союзник США, и отношение в Южной Корее к нему специфическое, РК связана с Ближним Востоком куда больше, чем с Израилем. Во время Пак Чон Хи южнокорейские гастарбайтеры много работали на Ближнем востоке, и эти деньги были очень важным вкладом в экономическое чудо.
Напомним, что Корея и Израиль установили дипломатические отношения 10 апреля 1962 г., а в августе 1964 года Израиль открыл свое посольство в Сеуле.
Однако на фоне нефтяных кризисов 1973 и 1979 годов Сеул начал активно поддерживать недругов еврейского государства, и в феврале 1978 года израильское правительство закрыла посольство в Сеуле, повторно открыв его только в 1992 году.
Таким образом, РК находится между двумя центрами силы, не желая испортить отношений ни с теми, ни с другими. Как отмечает «Корея Таймс», «чрезмерная поддержка Израиля может поставить под угрозу экономические связи Сеула с Эр-Риядом»
Между тем, 6 октября Юн Сок Ёль и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман обсудили обмены и сотрудничество между двумя странами в различных областях по итогам визита принца в ноябре 2022года. Совокупный объём соглашений, которые южнокорейские компании подписали с правительством, предприятиями и учреждениями Саудовской Аравии в ходе визита, оценивается в 30 млрд долларов.
Однако эксперты прогнозируют, что, если конфликт будет разрастаться, ближневосточные страны начнут оказывать более активную поддержку ХАМАС и занимать более жесткую позицию в отношении Израиля и союзников его союзников.
Как считает профессор международных отношений в Глобальном университете Хандон и бывший ректор Корейской национальной дипломатической академии Ким Чжун Хён, если число жертв в секторе Газа возрастет, Саудовская Аравия не найдет иного выбора, кроме как встать на сторону Палестины как мусульманской страны. На этом фоне, по мнению Кима, Южной Корее следует быть осторожнее в своих высказываниях о поддержке Израиля. Высказывания такого рода могут осложнить отношения РК и с иными мусульманскими странами. Признаком подобного уже может быть то, что президент Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ) Мохамед бен Заид Аль Нахайян отменил визит в РК, который планировался на октябрь, из-за «непредвиденных региональных обстоятельств». При этом визит должен был состояться через девять месяцев после того, как Юн нанес государственный визит в ОАЭ и заручился их обязательством инвестировать 30 миллиардов долларов в ядерную энергетику Южной Кореи, производство вооружений и энергетический сектор.
Пока президент Юн осудил «неизбирательные» нападения ХАМАС и назвал их террористами, однако не выразил Израилю прямой поддержки несмотря на то, что во время встречи между Юном и делегацией из Сената США во главе с лидером большинства Чаком Шумером Шумер призвал правительство Южной Кореи поддержать Вашингтон в поддержке Израиля
Об этом сенатор написал Шумер на платформе X, ранее известной как Twitter, и указал, что Юн Сок Ёль «был тронут и подтвердил приверженность Южной Кореи безопасности Израиля», но в официальном коммюнике таких пассажей не было.
Автора это наводит на мысль о том, что Сеул пытается сохранить дипломатический баланс, и неслучайно с 21 по 25 октября президент РК Юн Сок Ёль намерен посетить Саудовскую Аравию и Катар, став первым южнокорейским лидером, который посетит с государственным визитом обе страны.
Вторая большая проблема, которую рефлексируют южнокорейские эксперты, это то, что неожиданная комбинированная атака нанесла Израилю больший вред, чем предполагалось. В такой ситуации военные эксперты РК начинают примериваться к ситуации, когда подобную внезапную атаку совершит Север , а такие консервативные СМИ, как «Чунъан ильбо» выходят с редакционной статьей «Пришло время усилить нашу безопасность»
17 октября анонимный, но высокопоставленный представитель вооруженных сил РК заявил, что «ХАМАС прямо или косвенно связан с Северной Кореей в различных областях, таких как торговля оружием, тактическое руководство и подготовка кадров. Существует вероятность того, что Северная Корея может использовать методы нападения ХАМАСА для внезапного вторжения в Южную Корею»
Конечно, с точки зрения автора КНДР не склона к самоубийственным действиям, но теоретическую возможность разобрать стоило, и в итоге был сделан ряд разумных выводов
Во-первых, успешное проникновение диверсионных групп на израильскую территорию с помощью нетрадиционных средств, таких как парапланы и беспилотные летательные аппараты, поставило вопрос о том, как мог «Моссад» при всей его репутации, прозевать атаку на стратегическом уровне, а приграничные средства наблюдения – сделать это на тактическом.
Примерив такой вариант на себя с поправкой на совсем иные возможности Пхеньяна, — военные стратеги РК (в том числе глава оперативного штаба ОКНШ Кан Син Чхоль) полагают, что в случае начала боевых действий КНДР нанесет внезапный и мощный ракетно-артиллерийский удар по ключевым объектам командования и управления, объектам и инфраструктуре связи и управления, портам и аэродромам, электростанциям, дамбам и пр. За этим последует высадка сил специальных операций, которые насчитывают до 200 тыс. бойцов. Средства доставки самые разные – самолёты Ан-2, парапланы, субмарины и пр. Их цель – захват стратегических объектов, стимулирование хаоса и беспорядков, ликвидация ключевых лиц из числа военно-политического руководства страны, передача информации для повышения точности и корректировки ударов. Параллельно с этим будут активно работать военные хакеры, провоцируя рост паники среди населения посредством социальных сетей.
В конце концов, еще в декабре 2016 года северокорейский лидер Ким Чен Ын публично руководил демонстрацией парапланов, нацеленных на Голубой дом.
«Корея хералд» отмечает, что провал израильской разведки является тревожным сигналом для южнокорейских политиков, отвечающих за безопасность и оборону. Особенно с учетом того, что «некоторые критики утверждают, что контрразведывательные возможности Южной Кореи серьезно ослабли в 2020 году, когда администрация Мун Чжэ Ина ликвидировала Национальную разведывательную службу». Ликвидации разведки, конечно, на самом деле не случилось, но ее потенциал был ослаблен в рамках либеральной повестки Муна.
И хотя Кан Син Чхоль думает, что в случае артиллерийского обстрела Севера, проникновения спецназовцев и атак беспилотников южнокорейские войска готовы перехватывать ракеты на ранней стадии, уничтожать дальнобойную артиллерию противника и сбивать его беспилотники, панические настроения продаются лучше. “Если ”Железный купол» не может остановить все ракеты ХАМАСА, то как Южная Корея должна остановить все ракеты Северной Кореи?», заявляет бывший офицер разведывательного управления Министерства обороны США Брюс Бехтол-младший.
Во-вторых, массированный ракетный обстрел показал, что «железный купол», с заявленным показателем перехвата в более 90% ( по образцу которого РК планировала выстраивать собственную ПРО LAMD к 2026 году), показал меньшую (утверждается, примерно 78%) полезность против массированной ракетной атаки (палестинцы заявляют о 5 тыс. ракет). Израиль развернул во всей стране порядка 10 батарей из трёх пусковых установок, способных выпустить по 20 ракет-перехватчиков Tamir, РЛС с дальностью действия 150 км и возможностью обнаруживать и сопровождать до 200 целей, системы отслеживания и центра управления огнём. Дистанция перехвата составляет от 4 до 70 км, высота перехвата — 10 км. Стоимость одной батареи примерно 60 млрд вон, ракеты-перехватчика Tamir — свыше 60 млн вон
Однако потенциал Пхеньяна для нанесения удара по Сеулу и столичному региону оценивается в около 16 000 снарядов в час. Только в районе ДМЗ развёрнуто около 1000 единиц артиллерии, в том числе 340 орудий дальнего радиуса поражения (200 170-мм САУ с дальностью стрельбы в 54 км и 140 240-мм РСЗО с дальностью в 60 км).
Сюда же ракетные комплексы KN-23 (т.н. «Кимскандер» с дальностью в 800 км. И по количественным, и по качественным характеристикам это существенно мощнее ХАМАС, и массированный ущерб от северокорейской артиллерии и РСЗО представляется южанам неизбежным притом, что в районе «большого Сеула» проживает около половины населения страны.
В итоге была нарисована тактически реалистичная картинка: раннее утро выходного/праздничного дня, нейтрализация ПВО/ПРО массированной атакой «роя» ракет, уничтожение и нейтрализация с помощью дронов средств наблюдения, связи и управления огнём, проникновение на территорию противника с моря и воздуха.
В этой связи предлагается тщательно изучить тактику действий подразделений ХАМАС в ходе нынешнего конфликта с Израилем с целью включения результатов её разбора и анализа в соответствующие планы реагирования, подготовки и учений. Затем, сосредоточиться на усилении средств разведки и наблюдения с тем, чтобы заблаговременно нанести акцентированный и мощный превентивный удар при помощи тактических ракетных комплексов KTSSM и САУ К-9; разработать механизм комплексной системы обороны с акцентом на аспекты ПВО/ПРО, противодиверсионные операции, борьбу с дронами противника и «фейковыми новостями».
Кроме того, Сеул намерен воспользоваться ситуацией в качестве предлога для усиления разведывательной деятельности в отношении КНДР и ускорения процесса выхода из межкорейского соглашения о мерах по снижению военной напряжённости от 19 сентября 2018 года. Так, министр обороны Южной Кореи Син Вон Сик заявил, что РК находится под гораздо более серьёзной угрозой, чем Израиль, и единственный способ реагирования на это – разведка и наблюдение, отчего военачальник подчеркнул своё намерение добиться скорейшей отмены соглашения.
Аргументы таковы: согласно договоренностям, полевые учения армии РК на уровне полка и выше и артиллерийские стрельбы полностью прекратились, что ослабило боеготовность. Демонтаж 11 постов охраны в южной части демилитаризованной зоны существенно затрудняет обнаружение каких-либо признаков агрессии с Севера. Беспилотная зона над определенными районами ДМЗ также «критически ограничивает» возможности Южной Кореи и Соединенных Штатов по наблюдению за КНДР.
Третий блок обсуждений касался того, в какой мере на фоне сначала Украины, а теперь еще и Израиля северокорейский вопрос может быть отодвинут США на второй план. СМИ осторожно отмечали, что ближневосточная «война усложняет и без того нестабильную геополитическую динамику, которая была омрачена продолжающейся войной России против Украины. Союзники во главе с США были сосредоточены на оказании помощи Украине в борьбе с Россией с февраля прошлого года. Теперь от них требуется обдумать коллективную стратегию по разрядке военного конфликта вокруг сектора Газа». А тут еще и новость о том, что США передают Израилю снаряды, которые должны были уйти в Украину.
Нам Чан Хи, профессор политологии Университета Инха, указывает, что « акцент на безопасности на Корейском полуострове может ослабнуть по мере появления нового фронта». Дженни Таун, старший научный сотрудник Центра Стимсона, отмечает, что «в то время как внимание администрации разделено», КНДР не будет приостанавливать свою активность и поэтому кто-то должен постоянно о ней напоминать. Фрэнк Аум, старший эксперт Института мира Соединенных Штатов, считает, что «администрация Байдена не была заинтересована в каких-либо дипломатических рисках в отношениях с Северной Кореей до Украины и Израиля, и она еще меньше заинтересована после Украины и Израиля»
С другой стороны, заведующий кафедрой безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе Института Хадсона Патрик М. Кронин, отвергает опасения, что из-за двух конфликтов Соединенным Штатам будет трудно переориентироваться на северокорейскую проблему, отметив готовность американских дипломатов вести дипломатические переговоры с Пхеньяном.
«Приглашенный эксперт» Трой Стангароне тоже дает позитивный ответ на вопрос «являются ли Соединенные Штаты надежным союзником» несмотря на опросы общественного мнения в Соединенных Штатах, свидетельствующие о том, что американцы менее готовы защищать Южную Корею, чем ранее
Несмотря на то, что США не являются формальным союзником Израиля, у них давние отношения в области безопасности. Украина — это более сложная история, так как до СВО связи Вашингтона и Киева. в области безопасности были намного слабее, чем с Израилем. Тем не менее, в отличие от РК, Израиль, ни Украина не имеют договоров о взаимной обороне с США, поэтому Вашингтон не обязан оказывать им военную помощь.
12 октября координатор Совета национальной безопасности Джон Кирби опроверг опасения по поводу того, что продолжающийся конфликт между Израилем и ХАМАС может негативно сказаться на обязательствах Соединенных Штатов по обеспечению безопасности перед Южной Кореей. «Мы достаточно большая, достаточно сильная нация, и у нас есть глобальные обязанности по защите интересов нашей национальной безопасности везде и всюду».
Четвертый блок дискуссий – завуалированная критика Юн Сок Ёля в газетах типа «Корея таймс«, которые, с одной стороны, консервативные, с другой – оппозиционные Юну. В статьях с заголовками вроде «Выбирайте мирное сосуществование, а не цикл возмездия», отмечается, что «Запад во главе с США, должно стремиться как можно скорее остановить эту трагедию, вместо того чтобы принимать чью-либо сторону. По гуманным и экономическим причинам мир не может позволить себе две одновременные войны, поскольку российско-украинский конфликт приближается к двухлетнему рубежу».
Дальше мостик перекидывается к тому, что односторонняя поддержка Израиля Трампом и К и позиция Нетанияху имеет сходство с жестким курсом Юн Сок Еля в отношении КНДР, который тоже может спровоцировать атаки подобного рода.
Оппозиционные СМИ прямо пишут, что по вопросу текущего кризиса Сеул должен сохранять нейтралитет, иначе все усилия по экономическому сотрудничеству с арабским миром станут бесполезной бумагой. Что же до КНДР, то «артиллерии Севера и спецназа численностью 200 000 человек достаточно, чтобы получить преимущество на ранней стадии в гипотетическом сценарии. Тем не менее, Юг выиграет любой затяжной конфликт с помощью ядерного зонтика США.Однако, выиграем мы или проиграем, еще одна корейская война, если она произойдет, уничтожит этот полуостров за короткий промежуток времени.
Ястребы, включая нового министра обороны Юна, похоже, извлекли неправильные уроки из конфликта между Израилем и ХАМАСОМ. Они призывают к нейтрализации, если не отмене, межкорейского военного соглашения от 19 сентября 2018 года, заявляя, что это только затрудняет способность Юга собирать разведданные. Однако любое одностороннее аннулирование соглашения, единственного оставшегося средства избежать случайных столкновений, даст Пхеньяну дополнительные предлоги для его нарушения, а не для сохранения.
Сторонники жесткой линии должны знать, что последний провал Моссада, всемирно известного израильского шпионского агентства, произошел из-за его ошибок в интерпретации, а не в сборе разведданных. Это, а также неудачная работа «Железного купола» объясняются отсутствием внутреннего единства в Израиле, вызванным политикой раскола».
След фракционизма в таких текстах виден, но конфликт вокруг Газы имеет не только региональное значение, и об этом – в последнем по этому поводу материале автора.
Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».