17 октября в столице КНР Пекине стартовал очередной (3-й по счёту) Форум, на котором были подведены итоги десятилетней реализации глобального проекта Belt and Road Initiative, а также обозначены пути его дальнейшего развития. Особую значимость данному без всякого преувеличения грандиозному международному мероприятию придавало масштабное представительство на нём других государств.
Что, в частности, позволило этим последним в непосредственном контакте обсудить и некоторые важные аспекты (всё более сложной) международной обстановки, а также двусторонних отношений. Как, впрочем, это происходит в последние годы на любых других международных площадках.
В этом плане особое значение, несомненно, имела трёхчасовая встреча президентов КНР и РФ, Си Цзиньпина и В.В. Путина. Насколько можно понять, в ходе состоявшихся переговоров продолжился (после аналогичной, состоявшейся в марте встречи в Москве) процесс согласования позиций обеих стран как во всех аспектах российско-китайских отношений, так и в связи с наиболее острыми вопросами международной повестки дня.
Среди всего того многообразия событий, случившихся в ходе проведения обсуждаемого Форума, именно на эту встречу прежде всего обратили внимание в политикуме главных геополитических оппонентов Москвы и Пекина. В частности, выделяются слова российского президента о том, что умножающиеся “внешние факторы и общие угрозы укрепляют российско-китайскую кооперацию”.
Хотя, повторим, эта кооперация приобретает самый разносторонний характер, но важнейшим его элементом остаётся сфера энергетики. Именно она становится особо значимой на фоне инициированных западными “доброжелателями” РФ попыток нанести серьёзный ущерб российской экономике путём разрыва (десятилетиями формировавшихся) связей в энергетической области. Поэтому столь настороженно на Западе отреагировали на расширение российско-китайской кооперации как раз в энергетической области. Без энтузиазма, мягко выражаясь, оценили очередной китайско-российский саммит в Японии, рассматривая его в качестве вызова “мировому порядку”, сложившемуся под эгидой США.
По-своему важными были и все другие двусторонние встречи, а также акции и заявления, обозначенные на полях данного Форума. Обратим лишь внимание на активность, которую проявил здесь временно занимающий пост премьер-министра Пакистана Анвар-уль-Хак Какар, который в очередной раз подтвердил неизменность курса своей страны на продолжение реализации одного из ключевых ответвлений BRI, каковым является “Китайско-Пакистанский экономический коридор”.
Указанные слова приобретают особое значение на фоне недавно заявленного на полях состоявшегося в Нью-Дели очередного саммита G20 проекта (очевидно альтернативного BRI) по строительству “Экономического коридора Индия — Ближний Восток — Европа” (India-Middle East-Europe Economic Corridor, IMEC). Впрочем, в связи с неожиданно и резко обострившейся обстановкой на Ближнем Востоке об IMEC теперь можно забыть. И, видимо, на достаточно зримую перспективу.
По этим и прочим причинам (в частности, обусловленным недавними спекуляциями о поставках на Украину пакистанских боеприпасов) примечательной представляется встреча А. Какара с президентом В.В. Путиным, в ходе которой стороны выразили намерение развивать все аспекты (прежде всего в сфере энергетики, но также и обороны) двусторонние отношения.
Что же касается содержательной стороны обсуждаемого Форума, то главным событием на нём стало выступление китайского лидера. Газета Global Times приводит восемь основных тезисов этого выступления. Они важны все, но на авторский взгляд суть всего данного проекта отображена вторым тезисом: “Кооперация в формате BRI основана на принципе “совместного планирования, совместной реализации и совместного получения выгоды”. Проект предусматривает преодоление различий между цивилизациями, культурами, социальными системами и уровнями развития. Он открыт для новых способов обмена между странами и создаёт новые рамки для международной кооперации. BRI предоставляет возможность всему человечеству для совместного развития”.
В общем, в приведенным тезисе отражено смысловое содержание политико-философского концепта построения “Сообщества единой судьбы”, выдвинутого тем же Си Цзиньпином ещё в 2015 г. на проходившей тогда 70-й Генеральной Ассамблее ООН. По существу, спустя восемь лет этот концепт был воспроизведён одним из самых авторитетных сегодня мировых политиков.
Представляется крайне важным, что данный глобальный позитив озвучен в наше время возрастающего в мире пессимизма (чему, впрочем, есть вполне зримые и весомые причины). Когда в информационном пространстве всё более отчётливо обозначается некрофильского плана пропаганда, создающая атмосферу безнадёжности и предопределённости глобальной катастрофы. А в качестве едва ли не “единственно-универсального средства” от множащихся острых мировых болячек обозначается ядерное оружие.
Указанный позитив и ощущение отнюдь не обречённости человечества (но не текущего мироустройства) обусловлена фактором, вошедшим в этот концепт в качестве одного из основных элементов. Теми же геополитическими оппонентами КНР он обозначается в последние годы термином “инклюзивность”. То есть участвовать в строительстве “Сообщества единой судьбы” (в том числе) через реализацию проекта BRI могут все без исключения. То есть, те же геополитические оппоненты. Существенным образом “инклюзивностью” объясняется популярность BRI на “Глобальном Юге”, борьба за влияние на который перемещается в фокус нынешнего этапа “Большой мировой игры”.
В очередной раз отметим крайне важный момент готовности (по крайней мере значимой части) американского бизнеса развивать двусторонние экономические отношения с Пекином. Подобные сигналы исходят, например, от такого промышленного гиганта, каким является Boeing, значительная часть которого, кстати, работает на Пентагон. Что всячески приветствуется Пекином, в ходе обсуждаемого Форума в очередной подтвердившего курс на открытость собственной экономики, а также на снятие всех ограничений на пути притока иностранных инвестиций в промышленность страны.
Но у значительной части американского политикума, что называется, “другие планы”, которые носят очевидно контрпродуктивный характер для самих США. Что, как всегда, удачно, в образах выразила та же Global Times здесь и здесь. Одним из последних актов антикитайского позиционирования Вашингтона с ближайшими союзниками стал доклад экспертов разведывательного объединения “Пять глаз” на тему “кражи” Китаем некоторых важных технологических достижений в приобретающих всё большую актуальность системах искусственного интеллекта. Сообщение о данном докладе вряд ли случайно появились во время работы Форума BRI.
Также как едва ли случайным образом к началу его работы было приурочено заявление Пентагона, обвиняющее Китай в “централизованно-концентрированном преследовании” разведывательных самолётов США в воздушном пространстве Восточно-и Южно-Китайского морей. То есть в зоне, расположенной в 10-15-и тысячах километрах от американской территории и в сотнях километров от побережья КНР.
Иначе говоря, Форум, проведенный в честь десятилетия объявления и реализации проекта BRI, не содержащего в себе ничего, кроме очевидного позитива, спровоцировал достаточно “кислую” реакцию в стане геополитических оппонентов Пекина.
Хотя, казалось бы, впрягся Китай в качестве одной из основных тягловых сил в колымагу современной мировой экономики, как говорится, “флаг ему в руки” и “поможем, чем можем”. Но нет, не всем это нравится.
Интересно, почему?
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».