Состоявшаяся 4 сентября с.г. встреча президента России В.В. Путина с его турецким коллегой Р. Эрдоганом в последнее время оставалась предметом бурных обсуждений в СМИ. Нередко экспертные оценки выдавали желаемое за действительное, не имея связи с реальностью. В числе таких тем являлась перспектива регионального лидерства на Южном Кавказе.
Как известно, визит главы МИД Турции Фидана в Москву 31 августа – 1 сентября с.г. в преддверии встречи президентов имел целью подготовить саммит в Сочи и согласовать повестку переговоров двух лидеров. Из информации, последовавшей по итогам московских встреч Хакана Фидана с главой МИД РФ Сергеем Лавровым и министром обороны Сергеем Шойгу, можно было предположить о некоторых направлениях последующих соглашений между Москвой и Анкарой.
Реджеп Эрдоган накануне визита своего министра Фидана в Москву почему-то заявил: «Турция не только играет свою игру, но может и менять исход игр, которые идут против ее интересов». Я не думаю, что турецкий лидер адресовал Москве свои «суровые предупреждения» о способностях Турции «менять исход игр» в свою пользу. Просто потому, что Россия сейчас занята другими «играми», а вовсе не турецкими. Тем не менее, данный посыл Эрдогана в некотором роде намекал своим партнерам по переговорам о «козырях» в руках Анкары, способных изменить исход игры в свою пользу (то ли это тема проливов, то ли вопрос энергетического экспорта и «параллельного транзита», то ли угроза конвоя НАТО в черноморской сделке, то ли военная эскалация в Закавказье, то ли все вместе взятое).
По итогам переговоров с турецким коллегой Хаканом Фиданом глава МИД РФ Сергей Лавров 31 августа с.г. заявил на совместной пресс-конференции, что обсуждал ситуацию на Южном Кавказе и уверен в конструктивной роли Анкары в нормализации отношений Баку – Ереван. К этому российский министр добавил, что Турция будет играть конструктивную роль в реализации трехсторонних договоренностей лидеров России, Азербайджана и Армении по открытию региональных связей и коммуникаций на Южном Кавказе.
Между тем, в тот же день президент Эрдоган во время выступления на церемонии выпуска в Военно-морской академии Национального университета обороны в Стамбуле заявил о турецкой «конструктивной роли» на Южном Кавказе в ходе второй карабахской войны 2020 г. В частности, он отметил: «В борьбе за освобождение оккупированных земель Азербайджана мы, не задумываясь, пришли на помощь братьям всеми возможностями. Таким образом, вместе с нашими азербайджанскими братьями мы обеспечили освобождение Карабаха».
Безусловно, подобная «конструктивная роль» Турции на Южном Кавказе вряд ли будет способствовать нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном, но может привести к очередной эскалации военной напряженности в попытках силового решения открытия региональных связей и коммуникаций, где главный фокус интересов Анкары и Баку сводится к Зангезурскому коридору. К тому же, Турция одна из немногих стран, кто решительно и публично поддерживает блокаду Лачинского коридора из Армении в Карабах со стороны Азербайджана в нарушение тех самых вышеназванных трехсторонних договоренностей.
Турция не является участником (подписантом) соглашений между Россией, Азербайджаном и Арменией. Каким же образом она станет играть «конструктивную роль» в их реализации? Кто-то предполагает, что речь идет о силовом давлении на Армению и принуждении Карабаха к интеграции с Азербайджаном. Но будет ли от этого безопасным региональный мир в обозримой перспективе?
В российских СМИ в этом контексте недавно появилось мнение известного эксперта, а в прошлом ответственного сотрудника Администрации Президента РФ Модеста Колерова о том, что Азербайджан не продлит сроки пребывания российских миротворцев в Нагорном Карабахе и Россия вынуждена будет уйти из этой провинции (к тому же, мандат РМК Баку так и не подписал и не предоставил русским полномочий). Колеров полагает, что Россия обеспечила свои военные интересы в Закавказье присутствием собственных баз в Абхазии и Южной Осетии. Соответственно, по его мнению, военная база России в Армении потеряла всякий смысл, и она должна будет уйти, как и русские пограничники. Модест Колеров связывает подобный исход и с прозападной политикой армянского премьер-министра Никола Пашиняна. Мол, Ереван нацелился на НАТО, вот Турция, как член данного альянса, и станет главным арбитром в Закавказье.
Что тут сказать? Не Армения привела Турцию в Агдам участником так называемого мониторингового центра над Карабахом. Вхождение Турции в Азербайджан и Грузию стало следствием слабости Центра (РФ) после распада СССР. Спустя два века турки вошли на Кавказ, который полит кровью русского солдата. Русский историк Николай Карамзин как-то в своем письме на имя императора Александра I отмечал: «Даже у самодержавного монарха нет права уступать землю, обильно политую русской кровью…». Видимо, г-н Колеров «забыл» этот урок отечественной истории.
Россия, конечно, может на словах надеяться на «конструктивную роль» Турции в делах Южного Кавказа, но как бы эти надежды на турецкого арбитра не оправдались вмешательством лидеров НАТО. Дело в том, что турецко-азербайджанский союз будет инициировать стратегию Турана и движение на Восток. Уже сейчас Казахстан закупает два новых танкера с грузоподъемностью в 8 т каждая для вывоза своей нефти в обход России через Каспий в Азербайджан, Турцию и Европу. Подобные «обходные тенденции» будут и далее укрепляться в геополитических играх Анкары после окончательного утверждения в Закавказье и Центральной Азии. Организация тюркских государств (ОТГ), созданная Турцией после поражения Карабаха, приобретает новую динамику в тюркском мире.
Между тем, военные базы в полупризнанных Абхазии и Южной Осетии никак не способны чисто географически помешать движению НАТО (и Турции, в частности) на Восток. Потому мнение Колерова о целесообразности выхода России из Армении вряд ли сочетается с истинными российскими интересами. Наконец, та же Армения может оказаться форпостом не Турции, как члена НАТО, а скорее тех же США и Франции с размещением собственных военных баз. Последнее еще больше обострит ситуацию в регионе в противовес интересам России. Как Турция стала арбитром на Балканах, так она станет и «хозяином» на Кавказе. США предпочтут политику сдерживания амбиций Турции по Армении аналогично Греции.
Однако в ходе переговоров в Сочи президент России, высоко оценив уровень российско-турецких отношений по широкому спектру сотрудничества (от экономики до региональной безопасности), никак не предлагал Турции занять свое место в том же Закавказье (хотя, конечно же, ситуация в регионе очевидно не обошла вниманием лидеров двух стран). Россия учитывает сложившуюся реальность стратегических отношений той же Турции с Азербайджаном. Соответственно, предполагается конструктивное участие Анкары в деле нормализации ситуации на Южном Кавказе, укрепления региональной безопасности и взаимовыгодной развязки региональных коммуникаций в интересах всех участников переговорного процесса без вмешательства внешних сил.
И такой площадкой, помимо двустороннего формата переговоров Россия – Турция, может служить дипломатическая инициатива самой Турции в формате «3+3» (то есть Россия, Турция, Иран + Азербайджан, Армения, Грузия). Неслучайно после визита главы МИД Турции Хакана Фидана в Москву состоялась его командировка в Тегеран на переговоры с иранским коллегой Амиром Абдоллахияном, где стороны имели возможность обсудить и тему регионального мира на Южном Кавказе. А вслед за этими переговорами в скором времени после встречи Реджепа Эрдогана с Владимиром Путиным ожидается визит президента Ирана Ибрагима Раиси в Турцию.
То обстоятельство, что новая российская дипломатия пытается поменять исторические стереотипы конфликтных отношений с Турцией на мирное сосуществование и взаимовыгодное сотрудничество, является важным посылом для аналогичного подхода турецкой стороны (включая и на Южном Кавказе). Из этого следует, что Россия предлагает Турции занять «конструктивную роль» в Закавказье, но не в смысле своей замены членом НАТО.
Александр СВАРАНЦ, доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»