27.07.2023 Автор: Александр Сваранц

«Зерновая сделка» – стала историей дипломатического успеха, или ожидается новый этап?…

Зерновая сделка

К сожалению, одним из негативных последствий активных боевых действий становятся объективные ограничения во внешнеторговых отношениях стран-участников конфликта. Временная зона опасности не гарантирует безопасности на маршрутах торговых коммуникаций. Нарушение же прежнего стабильного режима торговли сопряжено с определенными издержками в торговом балансе и нередко приводит к острым гуманитарным кризисам (например, для зависимых от экспорта той или иной продукции стран). Правда, когда речь идет о такой продукции как зерно (пшеница), то отсутствие ее в достаточных объемах на мировых рынках создает серьезную угрозу для продовольственной безопасности целых стран. Неслучайно же русская пословица гласит: «Хлеб всему голова».

Черноморская инициатива по «зерновой сделке» стала одним из успехов турецкой дипломатии. Благодаря посреднической миссии Анкары, сохранившей партнерские отношения с Москвой и Киевом, 22 июля 2022 г. в Стамбуле стало возможно достижение согласия по «зерновой сделке» с участием России, Украины, Турции и ООН, которое изначально было подписано на 120 дней. Как известно, настоящее соглашение предусматривало два пакета. В частности:

первая часть предполагала создание безопасного морского коридора в северо-западной части Черного моря для вывоза из трех украинских портов (Одессы, Черноморска и Южный) на иностранных торговых судах украинской пшеницы через проливы Босфор и Дарданеллы на внешние рынки (прежде всего, в страны Африки и Азии, особо остро нуждающиеся в зерне);

вторая часть под гарантии ООН предусматривала экспорт российской пшеницы и иной сельскохозяйственной продукции (в частности, удобрений) на внешние рынки, подключение Россельхозбанка к платежной системе SWIFT, разблокирование поставок в РФ сельхозтехники и запчастей, возобновление работы аммиакопровода Тольятти – Одесса и снятие ограничения на доступ российских судов в зарубежные порты.

В рамках достигнутых договоренностей в Стамбуле был создан Совместный координационный центр для оперативного решения всех вопросов, связанных с функционированием «зерновой сделки». За минувший период трижды состоялась пролонгация данного соглашения (в ноябре 2022 г. на 120 дней, в марте и мае 2023 г. по 60 дней каждая).

Россия ответственно выполняла все свои взятые обязательства по гарантированию гуманитарного морского коридора для транзита украинской пшеницы, и первая часть сделки исправно реализовывалась (принося при этом немалые коммерческие дивиденды для той же Украины, Турции и части европейских стран). Однако интересы самой России, отраженные в Меморандуме с ООН (то есть по второй части пакетного соглашения), так и не были удовлетворены ни по одному из пунктов. Подобная ситуация, напоминающая «игру в одни ворота», не могла длиться вечно за счет и в ущерб интересов РФ – фактически главного гаранта реализации «зерновой сделки».

К тому же, президент России В.В. Путин неоднократно отмечал, что поднятый в западной прессе шум о приближении глобальной продовольственной катастрофы из-за отсутствия экспорта украинской пшеницы на мировые рынки несколько преувеличен и не соответствует действительности. В частности, глава Российского государства в этой связи подчеркнул: «В мире в год производится примерно 800 млн т зерна. Украина готова экспортировать 20 млн т – это 2,5%. Если мы будем исходить из того, что в общем объеме продовольствия в мире пшеница составляет только 20%, то это значит, что эти 20 млн т украинской пшеницы – 0,5%. Ни о чем». Получается, что искусственный шум вокруг украинского зерна — это очередной блеф Запада, не подкрепленный реальной конъюнктурой мирового рынка.

Более того, президент России В.В. Путин, оценивая итоги транзита украинской пшеницы в рамках «черноморской инициативы» Турции, справедливо замечал, что обещанные ранее преимущественные поставки данной продукции в особо нуждающиеся страны Африки не состоялись, поскольку основной объем зерна закупали развитые страны Европы, пополняя свои продовольственные амбары. В этой связи российский лидер официально предложил бесплатные поставки русского зерна особо нуждающимся странам Африки в качестве гуманитарной акции.

В мае с.г. при очередной (третьей) пролонгации «зерновой сделки» российская сторона предупреждала остальных партнеров по стамбульскому соглашению, что в случае неудовлетворения интересов России в очередной раз до 17 июля Москва откажется от продления договоренностей. Время шло, но изменений не произошло. Поэтому РФ вынуждена была отказаться от участия в стамбульском соглашении, ибо российская часть «зерновой сделки» ни по одному пункту «вообще не выполнялась» (от слова «совсем»), в то время как вывоз украинского продовольствия был обеспечен.

К сожалению, президент Турции Р. Эрдоган так и не смог убедить своих западных партнеров с уважением отнестись к интересам России, очевидно, в силу патологической антироссийской позиции того же коллективного Запада. Теперь же Россия, согласно мнению президента В.В. Путина и заявлению МИД РФ, выражает готовность рассмотреть восстановление «зерновой сделки» только при условии получения конкретных результатов уважения своих интересов, а не пустых обещаний и заверений. Если же Запад вместе с секретариатом ООН действительно дорожит «черноморской инициативой», то кто же им мешает изъять свои же санкции в отношении российского продовольствия и удобрений?

Россия при подписании соглашения по «зерновой сделке», конечно же, понимала, что в очередной раз столкнется с неконструктивным и категоричным подходом Запада в свой адрес. Однако Москва, очевидно, пошла на подписание данного соглашения с учетом того, что в противном случае, как отмечает Петр Акопов, Запад использовал бы площадку ООН с целью очередного обвинения России в глазах мирового сообщества в агрессивном подходе и искусственном создании глобальной гуманитарной проблемы для тех же стран Азии и Африки. Фактически Запад во главе с США стали использовать «зерновую тему» в своих геополитических спекуляциях для обвинения России во всех мыслимых и немыслимых грехах. В этих условиях Москва согласилась с предложением Анкары и подписала «зерновую сделку». Минувший год со всей очевидностью показал истинное лицо России и Запада в данном вопросе.

Следующей важной причиной подписания стамбульского соглашения, естественно, стала тема Турции. Москва поддержала черноморскую инициативу турецких партнеров в силу следующих обстоятельств: положительной динамики российско-турецких отношений; роли Турции в транзите российских товаров на внешние рынки и в обеспечении «параллельного транзита» иностранной продукции на российский рынок; посреднических усилий президента Реджепа Эрдогана в урегулировании сложившегося российско-украинского кризиса; с учетом широкой повестки российско-турецкого партнерства на разных дипломатических треках (в частности, в Сирии, Закавказье и Центральной Азии, в области энергетики и формирования новых транзитных коммуникаций).

Более того, в мае с.г. Россия согласилась с предложением Турции по очередному продлению «зерновой сделки» на 60 дней во многом исходя из уважения к персоне Р. Эрдогана. Таким образом, Москва фактически поддержала Эрдогана на минувших сложных по накалу конкурентной борьбы президентских выборах в надежде сохранить и развить конструктивное партнерство между нашими странами.

За время действия «зерновой сделки» с июля 2022 по июль 2023 г. из черноморских портов Украины было вывезено 32,9 млн т грузов, из которых 51% (16,9 млн т) составила кукуруза, 27% (8,9 млн т) – пшеница, 6% (1,9 млн т) – подсолнечный шрот, 5% (1,7 млн т) – подсолнечное масло и 11% пришлось на остальные грузы (включая ячмень, соевые бобы, семена рапса и подсолнечника). Главным получателем грузов стал Китай (8 млн т), за ним следовали Испания (6 млн т), Турция (3,2 млн т), Италия (2,1 млн т) и Нидерланды (2 млн т).

Президент Турции Р. Эрдоган назвал «зерновую сделку» 2022–2023 гг., которая уходит в историю, крупным дипломатическим успехом. Правда, турецкий лидер при этом не уточнил – для кого же эта сделка стала успехом? Если иметь ввиду саму Турцию, которая получила не только 3,2 млн т украинского продовольствия, но и немалые финансовые дивиденды от транзита 32,9 млн т грузов через свои проливы, то Эрдоган прав. Италия, Испания и Нидерланды тоже остались в плюсе, как и Украина, которая теперь из-за остановки «зерновой сделки» станет ежемесячно терять до 800 млн долл. США. Однако стамбульское соглашение пока что мы не можем назвать крупным дипломатическим успехом для российской стороны, которая так и не получила удовлетворения своих экономических интересов.

Более того, чтобы исключить всякую возможность обсуждения вопроса возобновления работы аммиакопровода Тольятти – Одесса украинская сторона 5 июня 2023 г. пошла на очередной диверсионно-террористический акт и подорвала данный трубопровод. Видимо, киевский режим исходил из принципа «есть трубопровод – есть проблема, нет трубопровода – нет и проблемы».

Выход России из «черноморской инициативы» означает прекращение функционирования гуманитарного морского коридора для вывоза украинского продовольствия на внешние рынки, восстановление временного режима опасности для транзита товаров из украинских портов в акватории Черного моря из-за продолжающегося СВО, расформирование Стамбульского центра координации. Иными словами, Россия не гарантирует безопасность прохождения торговых судов вблизи зоны боевых действий, прекращение которых полностью зависит от конструктивного подхода Киева.

Между тем, президент Эрдоган надеется на возобновление «зерновой сделки» и обсуждение данного вопроса с президентом В.В. Путиным. В свою очередь Москва официально обозначила условия своего возвращения к «зерновой сделке» только при уважении интересов РФ, то есть перехода от пустых обещаний ООН и стран Запада к конкретным делам по второму пакету стамбульского соглашения.

Украина и страны ЕС стали обсуждать новые альтернативные варианты продолжения «зерновой сделки» без участия России. Утверждения некоторых экспертов об использовании речных портов Дуная в плане зерновых перевозок из Украины на Запад, скорее маловероятны с учетом мелководья данной реки и невозможности прохождения здесь крупнотоннажных танкеров. Вариант сухопутного транзита по железной дороге и автотранспортом также бесперспективен в силу дороговизны и разницы железнодорожной колеи на Украине и в странах ЕС. Хотя представители Совета национальной безопасности США, то есть главные патронажи Украины, не исключают и сухопутный путь транзита при их малой эффективности. При этом утверждается, что в Украину, так или иначе, из той же Польши налажен трафик поставок военных и иных грузов.

Владимир Зеленский в ходе встречи с Реджепом Эрдоганом в Стамбуле 7 июля с.г. отмечал, что в случае выхода России из «зерновой сделки» Украина рассчитывает на продолжение экспорта своей сельскохозяйственной продукции через альтернативные коридоры. А какими могут быть альтернативы в том же черноморском бассейне? Географию никто (включая Зеленского) поменять не может. Киев отправил Анкаре свои предложения в плане использования в качестве гуманитарного морского коридора территориальных вод причерноморских стран НАТО – Румынии, Болгарии и Турции при условии международных гарантий безопасности. А кто эти гарантии может предоставить Украине в ситуации продолжающегося СВО ВС РФ? Естественно, ООН здесь всего лишь приложение для оформления новой сделки, речь может идти только о самих странах НАТО и альянсе в целом.

Агентство Bloomberg распространило мнение, что Турция вряд ли согласится с предложением Зеленского предоставить свои военные корабли для сопровождения украинских грузов по названному маршруту в силу опасений военных провокаций и обострения отношений с Россией. Иными словами, Москва не дает гарантий НАТО и Турции, в частности, для патрулирования торговых судов, вывозящих украинское зерно из портов Одесса, Черноморск и Южное.

Однако данная публикация в Bloomberg возможно нацелена на зондирование позиции самой Турции, которая пока что не ответила на предложение Киева. Эрдоган планирует, как уже отмечалось, после возвращения из арабских стран Персидского залива провести переговоры с Путиным и по данному вопросу, в частности.

Вместе с тем, Москва, как отмечает пресс-секретарь президента РФ Д. Песков, вновь подтвердила свое намерение в гуманитарных целях бесплатно отправить пшеницу нуждающимся странам Африки. Возникает вопрос, а по какому маршруту русские корабли повезут русское зерно в ту же Африку из акватории Черного моря? Ведь иной географии, кроме как через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, у России нет.

Мнение о возможном использовании Россией территорий Казахстана, Туркменистана и Ирана с выходом в Персидский залив для вывоза пшеницы в страны Африки, конечно, может иметь право на жизнь. Однако в условиях высокого давления коллективного Запада и союзнических отношений того же Казахстана с Турцией, сомнительно, что президент К.-Ж. Токаев согласится на подобный транзит. Вместе с тем, данный маршрут дороговат, поскольку предполагает сочетание сухопутного и морского транзита, а также пересечение трех границ. К тому же, Россия может использовать каспийский бассейн для прямого морского выхода в Иран, но далее вновь придется грузить продукцию из кораблей на поезда до Персидского залива.

Естественно, бесплатные поставки зерна особо нуждающимся странам Африки – это гуманитарная акция со стороны России. При этом, сегодня за право присутствия в Африке разворачивается жесткая геополитическая схватка между разными центрами силы (включая США, Европу, Китай и Россию). Запад обвиняет российский ЧВК «Вагнер» внеправовых действиях в той же Центральноафриканской республике (ЦАР). В свою очередь хаос в Ливии с уничтожением «бессменного вождя» ливийской Джамахирии Муаммара Каддафи США начали с целью завладения сырьевым потенциалом и выгодным географическим положением данной африканской страны.

Некоторые антироссийские эксперты в преддверии определения позиции России по судьбе «зерновой сделки» недавно отмечали, что Москва даст свое очередное согласие на ее продолжение. При этом свою позицию они мотивировали тем, что в конце июля с.г. в Санкт-Петербурге намечается крупный форум «Россия – Африка» и президент РФ В.В. Путин не станет же отказывать африканским партнерам в возможности получения зерна из Украины.

Однако прогнозы подобных аналитиков не состоялись, ибо Москва приняла иное решение и подтвердила свою готовность бесплатно передать зерно нуждающимся странам Африки. Правда, не стоит нам исключать и возможности перемен в подходах российской стороны на переговорах с тем же Эрдоганом по данному вопросу. Дело в том, что бесплатные поставки русского зерна в ту же Африку скорее потребуют согласия и Турции для выхода кораблей через Черноморские проливы. Более того, Россия вряд ли станет создавать угрозу турецким кораблям, в случае согласия Эрдогана на патрулирование транзита украинского зерна через территориальные воды причерноморских стран НАТО и в самой зоне украинских портов. В противном случае, российско-турецкие отношения могут оказаться не просто на грани охлаждения, а на пороге новой войны. Анкара же может поменять свою позицию по части входа иностранных военных кораблей через Босфор в акваторию Черного моря.

Турция вряд ли согласится на самостоятельное патрулирование морского коридора для вывоза украинского продовольствия, а скорее выступит с инициативой совместного сопровождения кораблей НАТО (в частности, Турции, Болгарии и Румынии) данного транзита. Подобным образом Анкара в целях собственной безопасности может повысить степень прямого конфликта России с Североатлантическим альянсом и начала Третьей мировой войны.

Многие российские эксперты после очередного террористического акта украинских спецслужб на Крымском мосту 18 июля с.г. не усмотрели какой-либо связи с выходом России из «черноморской инициативы» Турции. На мой взгляд, не стоит делать преждевременных выводов в данном вопросе и, тем более, предавать случившемуся политическую окраску с обвинением Анкары. Следует, как минимум, дождаться итогов следствия правоохранительных органов. Однако мы можем связать лишь время происшедшего теракта на Крымском мосту с датой прекращения «зерновой сделки». Слишком много случайностей в поведении Турции в отношении России накопилось с 7 июля 2023 г. после встречи Эрдогана и Зеленского в Стамбуле и саммита НАТО в Вильнюсе.

В качестве очередной угрозы интересам России Эрдоган уже упомянул Южный Кавказ и вывод российских миротворцев из армянонаселенного Нагорного Карабаха с опорой на позицию «дорогого друга» Ильхама Алиева. Если же России не нужен «второй фронт» в Закавказье, то к чему же нам обострение военных отношений с членом НАТО Турцией в Черном море?

Россия и Турция, очевидно, будут в поисках новых форм сотрудничества по «зерновой сделке» с расширением проецирования данного транзита на геополитические интересы двух стран в других регионах.

 

Александр СВАРАНЦ, доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: